Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
4. Стратегические направления градостроительного развития г. Тулы
4.1. Развитие планировочной структуры.
Функциональное зонирование территории
Градостроительная концепция Генерального плана основана на стратегической цели городского развития - улучшение качества жизни - и базируется на следующем функциональном профиле и архитектурном образе Тулы XXI века:
Тула - столица субъекта федерации, устойчиво развивающийся город с многопрофильной экономикой; город - красивый и безопасный, удобный для жизни горожан и открытый для инвесторов и туристов.
Тула - город с благоустроенными жилыми районами, местами приложения труда и зонами отдыха, связанными в единый организм современной транспортной инфраструктурой.
Тула - город на реках Упе и Тулице, с архитектурно оформленными набережными, с благоустроенными садами и парками, лесопарковым поясом, спортивными и развлекательными объектами
Тула - исторический город, сбалансировано сочетающий охрану исторической среды в целом и отдельных объектов культурного наследия с задачами градостроительного развития современного крупного города.
Градостроительная концепция Генерального плана - это идея создания полноценных благоустроенных районов города с запоминающимся индивидуальным архитектурным обликом, с развитой системой обслуживания, сбалансированным развитием всех планировочных зон.
В Генеральном плане сформулированы следующие основные принципы градостроительной организации Тулы на период расчетного срока:
- Градостроительное формирование Тулы предусматривается как за счет внутренних территориальных ресурсов, так и на прилегающих к Туле территориях. В целях устойчивого градостроительного развития Тулы на долгосрочную перспективу, Генеральным планом предлагается упорядочение городской черты с включением ряда населенных пунктов, исторически составляющих единое с городом агломерационное образование.
- В Генеральном плане предусмотрено сбалансированное планировочное развитие функциональных зон города - жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных и других в составе всех административных районов
- Планируемые градостроительные преобразования включают мероприятия по сохранению исторической среды города, реставрация и реконструкции объектов культурного и природного наследия г. Тулы
- В проекте определен комплекс мероприятий по охране окружающей среды и улучшению экологической ситуации города
- Учитывая резкое возрастание транспортных потоков и значительную изношенность инженерного оборудования города, мероприятия по развитию транспортного комплекса Тулы и модернизации инженерных систем рассматриваются в качестве приоритетных
- В Генеральном плане предусмотрена реконструкция и модернизация всех функциональных зон города в широком смысле - снос малоценного малоэтажного ветхого фонда, комплексное благоустройство существующих жилых микрорайонов и кварталов, общественных центров; комплексное освоение районов нового жилищного строительства; реорганизация производственных территорий с целью их эффективного использования и снижения вредного воздействия на окружающую среду; благоустройство парковых и лесопарковых зон, новое зеленое строительство.
Концепция планировочной модели Тулы
Тула в настоящее время представляет собой сложное многофункциональное территориальное образование. Происходит трансформация традиционной структуры Тулы в компактно-дисперсную структуру агломерационного типа, что связано с увеличением площади городских земель и формированием новых районов преимущественно малоэтажного строительства.
Главными структурными элементами плана города являются:
- Центр города и основные градостроительные узлы (общественные центры) во всех административных районах
- Жилые районы
- Производственные районы и локальные производственные зоны
- Территории природно-рекреационного комплекса
Зоны концентрации общественных функций (городской центр и другие общественно-деловые зоны и комплексы), связанные системой транспортных магистралей образуют урбанизированный каркас города.
Система городских рекреационных зон - парков, скверов, бульваров, особо охраняемых природных территорий, лесных и лесопарковых массивов, зон отдыха, открытых пространств и водных ландшафтов формируют природный каркас Тулы.
Решения Генерального плана направлены на оптимальную градостроительную организацию и развитие двух вышеназванных подсистем - урбанизированного и природного каркасов.
Город Тула на протяжении своей градостроительной истории сложился, как город с исключительно индивидуальной и сложной агломерационной планировочной структурой, являющейся одним из главных историко-культурных ресурсов города.
Одна из главных задач Генерального плана г. Тулы - сохранение и развитие исторической планировочной структуры и застройки, исторических композиционных высотных доминант, охрана исторического природного ландшафта.
Основными мероприятиями Генерального плана г. Тулы по территориальному планированию, являются:
- ликвидация ветхого фонда и эффективное использование освободившихся территориальных ресурсов
- проведение работ по благоустройству и озеленению существующих микрорайонов и кварталов
- комплексное строительство новых жилых районов развитие системы общественных центров во всех районах города
- благоустройство и озеленение городских территорий, развитие спортивных и рекреационных зон
- модернизация инженерной инфраструктуры города
- развитие транспортной инфраструктуры для улучшение транспортного обслуживания.
Функциональное зонирование территории Тулы
Функциональное зонирование территории города является одним из основных инструментов регулирования градостроительной деятельности. Зонирование устанавливает рамочные условия использования городской территории, обязательные для всех участников градостроительной деятельности, в части функциональной принадлежности, плотности и характера застройки, ландшафтной организации территории.
Разработанное в составе Генерального плана Тулы зонирование, базируется на выводах комплексного градостроительного анализа, учитывает историко-культурную и планировочную специфику города, сложившиеся особенности использования городских земель, требования охраны объектов культурного наследия. При установлении территориальных зон учтены положения Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации, требования специальных нормативов и правил, касающиеся зон с нормируемым режимом градостроительной деятельности.
При разработке зонирования последовательно проводился принцип экологического приоритета принимаемых решений:
- размещение нового жилищного строительства и объектов социальной инфраструктуры на экологически безопасных территориях, вне санитарно-защитных зон и других планировочных ограничений
- развитие системы городских зеленых насаждений и рекреационных территорий
- разработка градостроительных мероприятий по снижению негативного экологического воздействия источников загрязнения окружающей среды.
Функциональное зонирование территории г. Тулы предусматривает:
- Преемственность в функциональном назначении территориальных зон по отношению к сложившемуся использованию территории и ранее разработанным градостроительным проектам, если это не противоречит нормативным требованиям экологической безопасности, эффективному и рациональному использованию городских территорий.
- Проведение ряда изменений в зонировании городской территории: сокращение доли территорий специализированного функционального назначения, увеличение многофункциональных зон (территорий смешанного использования - общественно-жилых, общественно-деловых, производственно-деловых и пр.); сокращение производственных зон, расположенных в центре города и жилых районах за счет развития обслуживающих, деловых и жилых функций.
- Увеличение зон природно-рекреационного назначения в общем территориальном балансе города.
- Изменение функционального назначения ряда производственно-коммунальных объектов в зоне центра и в составе жилых районов, развитие на этих участках деловых, общественных и жилых функций.
- Использование ряда территорий садоводств, расположенных на ценных в градостроительном отношении территориях для индивидуальной жилой застройки.
К основным территориальным зонам, выделенным в Генеральном плане Тулы, относятся:
- жилые зоны - различных строительных типов в соответствии с этажностью и плотностью застройки: зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными и малоэтажными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны садово-дачных участков
- общественно-деловые зоны - учреждения здравоохранения и социальной защиты; учреждения высшего и среднего профессионального образования; прочие общественно-деловые зоны (административные, деловые, культурно-зрелищные, торговые и др. объекты)
- многофункциональные зоны - зона центра города; общественно-деловые зоны, общественно-жилые зоны, производственно-деловые и коммерческие зоны
- производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур - производственные зоны; коммунальные зоны; зоны инженерных и транспортных объектов
- зоны рекреационного назначения - городские парки, скверы, сады, бульвары; лесопарки, городские леса, зоны отдыха; спортивные комплексы и сооружения;
- зоны особо охраняемых природных территорий
- зоны сельскохозяйственного использования
- зоны специального назначения - кладбища
- зона перспективного градостроительного развития
- зоны размещения военных объектов
- зоны прочих городских территорий
Зоны с особыми условиями использования территорий:
Водоохранные зоны устанавливаются в целях защиты водных объектов; хозяйственная деятельность проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ "Положение об охранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" N 900 (2001 г.) и Постановлением губернатора Тульской области от 23.06.1997 N 255 "Об утверждении минимальных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов" Особо охраняемые природные территории. Порядок использования таких территорий устанавливается в соответствии с Федеральным законом об особо охраняемых природных территориях, Постановлениями местных органов власти (Решение исполнительного комитета Тульского областного совета депутатов трудящихся от 20.05.77. N 7-261 "Об объявлении памятниками природных объектов области заслуживающих охраны"; Постановления администрации Тульской области от 19.04.06 N 288 и от 20.05.77. N 7-261 "О внесении изменения в решение исполнительного комитета тульского областного совета депутатов трудящихся от 20.05.77. N 7-261 "Об объявлении памятниками природных объектов области заслуживающих охраны"), а также действующими градостроительными нормативами.
Зоны санитарной охраны устанавливаются в целях санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление хозяйственной деятельности в пределах данных зон осуществляется в соответствии со специальными нормативами и правилами.
Санитарно-защитные зоны производственно-коммунальных объектов устанавливают специальный режим использования территории и осуществления хозяйственной деятельности, определяемый в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, специальными нормативами и правилами.
Охранные коридоры инженерных коммуникаций устанавливаются в целях обеспечения их нормального функционирования и защиты от возможного воздействия на безопасность населения. Осуществление хозяйственной деятельности в пределах зоны осуществляется в соответствии со специальными нормативами и правилами.
Месторождения полезных ископаемых. Виды и режим использования недвижимости и земельных участков определяется по согласованию со специально уполномоченными органами в соответствии с законодательством о недрах, государственными градостроительными нормативами и правилами, специальными нормативами.
Зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Виды и режим использования памятников устанавливаются в соответствии с Проектом зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), (Тулагражданпроект, 1990 г.), и контролируются уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством.
Градостроительные регламенты (перечень разрешенных видов хозяйственного использования, основные градостроительные параметры и ограничения на использование) разрабатываются в составе нормативного правового акта местного самоуправления "Правила землепользования и застройки г. Тулы".
Развитие планировочной структуры Тулы и проектное зонирование территории показаны на Основном чертеже Генерального плана.
4.2. Охрана культурного наследия
При разработке Генерального плана Тулы учитываются мероприятия по сохранению и использованию объектов культурного наследия города, определяемые требованиями Федерального Закона РФ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ.
Список объектов культурного наследия г. Тулы, стоящих под государственной охраной, включает 353 объекта. 62 из них относятся к объектам федерального значения. По профилю это 255 памятников архитектуры и градостроительства, 75 - истории, 19 - искусства и 4 - археологии.
Наиболее полно культурное наследие города было изучено при разработке Историко-архитектурного обоснования к комплексной программе регенерации исторического центра г. Тулы (НИПО "Союзреставрация", 1988 г. рук. Л.А. Потапов), при котором были обследованы более 5000 зданий и взяты из них на учет - 1877.
Объекты культурного наследия г. Тулы отражают различные исторические периоды формирования города, начиная с самых ранних этапов до произведений и ансамблей середины XX в. Характерными этапами развития архитектуры города были: середина ХVIII - середина XIX вв. - период барокко и классицизма, от которого сохранились здания-доминанты и здания-образцы; конец ХIХ - начало ХХ вв. - период эклектики, неоклассицизма и модерна, определивший облик основной массы застройки исторической части города, конец 1920-х - 1930-е гг. - период конструктивизма и арт-деко, внесший современные черты в облик центра и, наконец, ряд объектов воздвигнутых в послевоенные годы до конца 1960-х - начала 1970-х гг. (в пределах до начала 40-летнего интервала между временем строительства и сегодняшними днями - определенный законом минимальный возраст объектов, подлежащих охране).
В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде, на сопряженных с ними территориях устанавливаются зоны охраны: охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав и границы зон охраны объектов культурного наследия определяется Проектом зон охраны объектов культурного наследия. Такой проект по памятникам истории и культуры города Тулы был разработан в 1990 г. (Институт "Тульскгражданпроект", ГАП А.В. Шевчук, ист. часть - Л.А. Потапов). Проект охватывает территорию 1 900 га, что приблизительно соответствует границам реализации дореволюционного регулярного плана Тулы к началу ХХ в.
Целью проекта зон охраны является обеспечение охраны недвижимых памятников истории и культуры, ценных историко-культурных территорий и ландшафтов Тулы при проведении работ по реконструкции, застройке и планировке города. При этом: охранная зона - это территория, в пределах которой запрещается строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - это-территория, в пределах которой устанавливается особый режим использования земель, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений; зона охраняемого природного ландшафта - это территория, в пределах которой также устанавливается режим использования земель, в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
В соответствии с данными Центра по охране и использованию памятников истории и культуры Департамента культуры Тульской области, кроме объектов включенных в список объектов, охраняемых государством, на территории города Тулы находится значительное количество вновь выявленных памятников: 32 памятника архитектуры и градостроительства и 37 памятников археологии.
Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр в соответствии с Федеральным законом подлежат государственной охране.
Одной из наиболее ценных составляющих культурного наследия Тулы является целостная планировочная структура центрального ядра исторической части города, которая определена в проекте зон охраны, как комплексная зона охраны исторического ядра города (историко-заповедная территория) и полностью сохранена в проектных предложениях Генерального плана.
Проектом также учитывается необходимость включения в систему охранного зонирования Тулы ценных историко-градостроительных комплексов не только в пределах исторического ядра, но и характерных архитектурно-планировочных образований на всей территории города.
Вместе с тем выявленные недостатки проекта зон охраны 1990 г. и его не полное соответствие действующему в середине 2000-х гг. законодательству определяют необходимость существенной переработки этого проекта, практически равносильной его выполнению заново, с корректурой и дополнением историко-культурного опорного плана.
Разработка и соблюдение режимов охраны и соответствующих им градостроительных регламентов должно обеспечить улучшение состояния исторического фонда зданий и увязать текущую градостроительную деятельность с задачами сохранения историко-культурного наследия Тулы. Система градостроительных регламентов направлена на реставрацию исторических построек, сохранение целостных систем планировки, восстановление утраченных высотных доминант и других памятников, преемственное историческое развитие архитектурной композиции центра города и других исторических зон.
4.3. Тульская территориальная система
Тула, в числе других крупных областных центров - Рязани, Калуги, Твери, Владимира, входит во внешнее географическое кольцо Московской агломерации и, в свою очередь, формирует Тульскую территориальную систему. В зоне ее влияния находятся Ленинский, Алексинский, Заокский, Ясногорский, Веневский, Новомосковский, Узловский, Киреевский, Щекинский и Дубенский муниципальные районы (Ленинский административный район примыкает к городской черте Тулы). Тула взаимосвязана сетью автомобильных дорог с другими промышленными центрами области - гг. Щекино, Новомосковск, Узловой, Киреевск, Донской, расположенными в пределах полуторачасовой доступности и образующими Тульскую агломерацию. В пределах Тульской агломерации наблюдается маятниковая миграция, осуществляются тесные культурно-бытовые и производственные связи. На территории Тульской агломерации сложилось и локальное компактное территориальное образование вокруг Новомосковска с особо тесными внутренними связями.
Планировочная структура Тульской территориальной системы сложилась на основе радиально-кольцевой транспортной сетки. Проектом предлагается ее дальнейшее развитие, в том числе со строительством обходной дороги вокруг Тулы. С севера, юга и запада, территории прилегающих к Туле муниципальных районов залесены, что будет иметь большое значение при формировании пригородной и зеленой зон города. Особое внимание необходимо уделить сохранению небольших зеленых участков к востоку от Тулы. В целом, для обеспечения экологической стабильности Тульской территориальной системы, с учетом вышеизложенного, необходимо формирование ее природно-экологического каркаса.
Проектом предусматривается:
1. Установление согласованного режима градостроительной деятельности Тулы и прилегающего Ленинского района. Рекомендуется разработка Схемы территориального планирования Ленинского района, направленной на комплексное решение смежных территориальных вопросов.
2. Принятие согласованных решений по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры для группы северных районов области. Наиболее важен комплексный учет потребностей Ленинского, Новомосковского, Щекинского, Киреевского и Узловского районов.
3. Развитие зон отдыха в направлении на Алексин, Дубну и Ясногорск, развитие и благоустройство мест отдыха и туризма, организация соответствующей инфраструктуры.
4. Существенный, хотя и небольшой планировочный элемент - группа поселений к югу от Тулы, в пределах городской черты, в которую входят поселения городского типа Косая гора (18,2 тыс. чел.), Менделеевский (10,5 тыс. чел.) и Скуратовский (13,2 тыс. чел.). Территориально, через эту группу поселений, осуществляются связи в южном и юго-восточном направлении с достопримечательными местами Тульской области - Ясной Поляной и Полем Куликовым. Проектом предусматривается упорядочение южной планировочной группы поселений с тем, чтобы в перспективе обеспечить пространственное развитие Тулы в южном и юго-восточном направлениях.
5. Развитие сферы обслуживания и новых мест приложения труда в пригородной зоне Тулы; развитие сферы научно-технической и инновационной деятельности в т.ч. резервирование территорий для технопарков.
Планировочная структура Тульской территориальной системы определяется следующими основными элементами:
- главный центр территориальной системы - город Тула, выполняющий административно-управленческие, транспортные, образовательные, медицинские, социально-культурные и информационные функции для прилегающей системы расселения в радиусе полуторачасовой транспортной доступности.
- центр второго ранга - город Новомосковск, подцентры территориальной системы - гг. Алексин, Ясногорск, Венев, Узловая, Киреевск, Щекино, Дубна, административный центр пгт. Ленинский.
- рекреационные центры - Ясногорск и Дубна, прочие зоны отдыха в пределах пригородной зоны.
Ресурсный потенциал Тульской территориальной системы имеет все предпосылки для ее функционального развития, включая размещение новых селитебных, общественно-деловых, рекреационных и производственных зон.
4.4. Предложения по изменению городской черты
Действующая городская черта г. Тулы установлена на основе Закона Тульской области "О переименовании "Муниципального образования город Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа (принят Тульской областной Думой 28 февраля 2005 года, Постановление N 10/364).
Принятые в Генеральном плане планировочные решения по градостроительному развитию г. Тулы определяют необходимость упорядочения городской черты.
Для целей эффективного управления развитием города трассировка городской черты должна отвечать следующим критериям:
- Проходить по естественным природным или планировочным рубежам для выноса в натуру
- Давать достаточные резервы для развития города, включая перспективные потребности всех функциональных зон - жилых, общественно-деловых, рекреационных и пр.
- Дать возможность трассировки перспективных общегородских транспортных и инженерных коммуникаций
В соответствии с данными критериями, за основу проектных предложений по изменению городской черты была взята городская черта г. Тулы 1995 г., действовавшая фактически по постановлению Губернатора Тульской области и действовавшая в момент начала разработки Генерального плана г. Тулы. В трассировку городской черты 1995 г. внесены незначительные уточнения, связанные с проектным функциональным зонированием - включены пойменные земли к востоку от города (организация общегородской парковой зоны) и включены территории к западу от Тулы до автодороги М-2.
Проектные мероприятия Генерального плана по территориальному планированию разработаны в целом для данной территории. Площадь городских земель г. Тулы в предложенных границах составит по компьютерному обмеру 20593 га (в настоящее время - 15352 га).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.