Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 12. Местный референдум
1. На территории Муниципального образования в целях решения вопросов местного значения проводится местный референдум (далее - Референдум). Для проведения Референдума определяется округ Референдума. Округ Референдума включает в себя всю территорию Муниципального образования.
2. На Референдум могут быть вынесены только вопросы (вопрос) местного значения.
Вопросы (вопрос) Референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
Вопросы Референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законам Тульской области.
Вопрос Референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на Референдуме решений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации на Референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на Референдум, кроме ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и перечисленных в части 2 настоящей статьи, не допускается.
3. В соответствии с законодательством Российской Федерации Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Муниципального образования или части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Собрание депутатов Муниципального образования вправе отказать в назначении Референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения Референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение Референдума.
Референдум не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов Референдума с такой же по смыслу формулировкой вопроса.
4. Инициатива проведения Референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в Референдуме.
Для выдвижения инициативы проведения Референдума и сбора подписей граждан в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению Референдума в количестве не менее десяти человек. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в Референдуме. Выдвинуть инициативу проведения Референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) Референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Референдум может проводиться по инициативе Собрания депутатов Муниципального образования и главы администрации, выдвинутой ими совместно.
Если инициатором проведения Референдума выступает общественное объединение, указанное в настоящей части, руководящий орган этого общественного объединения, либо руководящий орган его структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению Референдума независимо от своей численности.
Инициативная группа по проведению Референдума обращается с ходатайством о регистрации данной инициативной группы в избирательную комиссию Муниципального образования.
В ходатайстве инициативной группы по проведению Референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на Референдум, должны быть указаны фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия и номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, каждого члена инициативной группы по проведению Референдума, а также каждого из уполномоченных представителей.
Инициативная группа по проведению Референдума вправе назначить не более 15 уполномоченных представителей.
Ходатайство инициативной группы по проведению Референдума должно быть подписано всеми членами указанной группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
В протоколе собрания инициативной группы по проведению Референдума должны быть указаны количество участников собрания (членов инициативной группы по проведению референдума), дата, время и место проведения данного собрания, а также принятые на собрании решения: о выдвижении инициативы проведения Референдума, об утверждении формулировки вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на Референдум, о назначении уполномоченных представителей инициативной группы по проведению Референдума, об определении почтового адреса и номера телефона для извещения данной группы о всех вопросах, связанных с подготовкой и проведением Референдума.
Протокол собрания инициативной группы по проведению Референдума должен быть подписан председателем и секретарем данного собрания, а если в качестве инициативной группы по проведению Референдума выступает руководящий орган общественного объединения, либо руководящий орган его структурного подразделения, - лицами, определенными уставом данного общественного объединения.
5. Условием назначения Референдума по инициативе граждан, общественных объединений, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законами Тульской области и составляет 5 процентов от числа участников Референдума, зарегистрированных на территории Муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы", но не может быть менее 25 подписей.
6. Собрание депутатов Муниципального образования в течение 30 дней после представления документов, необходимых для назначения Референдума, принимает решение о его назначении.
Назначение и проведение Референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения Референдума и ее реализации, установленные федеральным законодательством и законами Тульской области.
Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на Референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения Референдума по данному вопросу.
В решении о назначении Референдума указываются дата его проведения, вопросы (вопрос) референдума либо наименование проекта муниципального нормативного правового акта, выносимого на Референдум.
Голосование на Референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
Решение Собрания депутатов Муниципального образования о назначении Референдума направляется в избирательную комиссию Муниципального образования и подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия и не менее чем за 45 дней до дня голосования.
Голосование на Референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено Собранием депутатов Муниципального образования на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном Референдуме.
Решение Собрания депутатов Муниципального образования о перенесении дня голосования на Референдуме направляется в избирательную комиссию Муниципального образования и подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
7. В Референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах Муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в Референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Итоги голосования и принятое на Референдуме решение подлежат официальному опубликованию.
8. Решение, принятое на Референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Решение, принятое на Референдуме, действует на всей территории Муниципального образования.
Решение, принятое на Референдуме, подлежит регистрации в органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации муниципальных правовых актов.
Решение, принятое на Референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия на Референдуме иного решения, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на Референдуме муниципального правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным муниципальным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия этого муниципального правового акта на Референдуме.
В соответствии с федеральным законодательством отмена судом решения, принятого на референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:
1) нарушение установленного федеральным законодательством, Уставом Тульской области, законом Тульской области, Уставом Муниципального образования порядка проведения Референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников Референдума;
2) несоответствие Закона Тульской области от 12.09.2008 N 1083-ЗТО "О местном референдуме", Устава Муниципального образования, на основании которых проводился Референдум, федеральному законодательству, закону Тульской области, действовавшему на момент проведения данного Референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников Референдума;
3) несоответствие решения, принятого на Референдуме, федеральному закону и закону Тульской области.
Если для реализации решения, принятого на Референдуме, дополнительно требуется издание муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на Референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
9. Гарантии прав граждан на участие в Референдуме, а также порядок подготовки и проведения Референдума устанавливаются федеральным законом и Законом Тульской области "О местном референдуме"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.