Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика сферы общего образования
муниципального образования город Тула, описание
основных проблем и прогноз развития
Подпрограмма "Развитие общего образования в городе Туле" муниципального образования город Тула" (2014-2020 гг.) (далее - Подпрограмма) предусматривает меры, направленные на обеспечение доступности и повышение качества общего образования в соответствии со стратегией, приоритетами государственной политики в сфере образования. В зону действия подпрограммы входят муниципальные общеобразовательные учреждения.
Муниципальная система образования города Тулы представляет совокупность образовательных учреждений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в разнообразных образовательных услугах, в реализации стандарта муниципальной услуги "Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам".
В городе Туле сложилась дифференцированная сеть образовательных учреждений различных типов и видов. Общеобразовательные учреждения: 77, из них:
- начальные школы - 6;
- средние общеобразовательные школы - 52;
- средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов - 3;
- лицеи - 5;
- гимназии - 7;
- вечерние (сменные) общеобразовательные школы, открытые (сменные) общеобразовательные школы - 3;
- общеобразовательная школа-интернат начального общего образования - 1.
Данная сеть позволяет обеспечить конституционное право граждан муниципального образования город Тула 7-18 лет на получение общедоступного бесплатного общего образования.
С 1 сентября 2011 года во всех школах города для 4338 первоклассников (100%) начато обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО), что соответствует установленным показателям и составляет 27% от общей численности школьников первой ступени обучения. Кроме того, продолжено обучение по новым ФГОС второклассников 8 пилотных школ, которые начинали апробацию ФГОС в 2010-2011 учебном году.
21 общеобразовательному учреждению города присвоен статус ресурсного центра по направлению "Внедрение системно-деятельностного метода в обучении".
Один из результативных муниципальных проектов - "Развитие информатизации системы образования г. Тулы". Позитивные результаты имеет его подпроект "Развитие использования дистанционных технологий". Внедрение дистанционных технологий проводится по следующим направлениям: обучение технологии; разработка электронных курсов. Ведется обучение педагогов-предметников и учителей начальной школы по введению ФГОС (всего обучено в I полугодии 2012 года 125 человек).
Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), будет осуществлен с 1 сентября 2015 года.
В настоящее время организована и проводится работа:
- по корректировке образовательными учреждениями планов-графиков подготовки к введению ФГОС ООО;
- по размещению "дорожных карт" по подготовке к введению ФГОС ООО на сайтах общеобразовательных учреждений;
- по формированию в полном объеме нормативной базы введения ФГОС ООО всех уровней, включая уровень общеобразовательных учреждений;
- по проведению внутреннего мониторинга уровня готовности общеобразовательных учреждений к введению ФГОС ООО;
- по обеспечению необходимых условий введения ФГОС ООО, включая кадровые условия (разработка концепции повышения квалификации педагогов).
В 2013-2014 учебном году и в 2014-2015 учебном году ряд общеобразовательных учреждений города будут реализовывать ФГОС ООО в пилотном режиме.
В течение 2012 года проводилась экспертиза образовательных программ, учебных планов, рабочих программ, программ организации внеучебной деятельности учащихся, мониторинги по созданию условий готовности ОУ к введению ФГОС.
На Тульском школьном портале созданы разделы "ФГОС НОО", которые систематически обновляются новыми информационно-методическими материалами.
В образовательном пространстве г. Тулы в 41 общеобразовательном учреждении внедряют инновации в организации образовательного процесса, что составляет 52,6% от общего количества школ.
На старшей ступени образования созданы условия для получения профильного обучения.
Профильное обучение организовано в 44 общеобразовательных учреждениях, которые реализуют в своей деятельности 20 профилей, по которым получают образование 2262 ученика.
В образовательном пространстве города отмечено 12 ресурсных центров профильного и предпрофильного обучения. 15 общеобразовательных учреждений реализуют профильное обучение по сетевой модели.
Таким образом, из 71 общеобразовательного учреждения, осуществляющего обучение учащихся на старшей ступени, профильным обучением охвачено 62%, а в общей совокупности общеобразовательных учреждений города доля таких общеобразовательных учреждений составила 56,4%.
Всего в системе муниципального образования функционирует 105 профильных классов.
Анализ реализации профильного обучения за последние три учебных года позволяет сделать следующие основные выводы:
- заметна тенденция сохранения доли профильных классов, организованных на 3-й ступени обучения;
- наиболее актуально профильное образование в лицеях, гимназиях, его доля от общего числа старших классов с каждым годом увеличивается;
- самыми востребованными среди учащихся остаются технический профиль, в котором обучается более половины от всех обучающихся в профильных классах, гуманитарный и экономический профили.
В городе увеличилось количество школ, осуществляющих углубленное изучение отдельных предметов до 5.
Целью функционирования классов с углубленным изучением отдельных предметов является обеспечение дифференциации и индивидуализации содержания образования на углубленном уровне. Контингент учащихся в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов увеличился на 65,5%. Результаты сдачи выпускниками общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов ЕГЭ по предметам углубленного изучения в 2011-2012, 2012-2013 учебном году подтверждают эффективность углубленного изучения отдельных предметов.
Под руководством управления образования администрации г. Тулы с августа 2011 года реализуется Муниципальный инновационный проект "Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях г. Тулы".
Перспективная цель проекта заключается в создании условий для обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях города вблизи их места жительства.
Краткосрочная цель - отработка моделей, подходов, технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в базовых инклюзивных общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с перспективным планом реализации муниципального проекта на 201 -2015 гг. и планом работы городской творческой лаборатории инклюзивного образования в 2012-2013 учебном году работа по реализации проекта проводилась в следующих направлениях:
- обучение педагогов, координаторов и других субъектов организации инклюзивного образования;
- создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в ресурсных центрах проекта;
- организация тьюторского сопровождения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях города и взаимодействия участников образовательного процесса;
- развитие толерантного сознания у участников инклюзивного процесса, их сближение в совместном творчестве.
В 2012-2013 учебном году общеобразовательные учреждения - ресурсные центры муниципального проекта организации инклюзивного образования - продолжили работу по созданию адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработанные образовательными учреждениями - ресурсными центрами проекта рабочей модели организации инклюзивного образования позволили сделать эту работу более осмысленной и целенаправленной.
В 2012-2013 учебном году количество учреждений, участвующих в муниципальном проекте "Развитие использования дистанционных технологий в системе общего образования города Тулы" (далее - Проект) увеличилось до 36-ти.
К образовательным учреждениям - базовым площадкам и участникам Проекта добавились еще 7 школ (МБОУЛ N 2, МБОУСОШ N 50, 52, 57, МКОУ СОШ N 66, МБОУГ N 1, МБНОУ "Лицей N 3 (искусств)").
На базе Центра дистанционного образования детей-инвалидов Тульской области (далее - ЦДО) в 2012-2013 учебном году 5 учащихся общеобразовательных учреждений города Тулы обучались дистанционно по основным общеобразовательным предметам полного общего образования, 80 учащихся - по дополнительному образованию (на 36,5% больше, по сравнению с прошлым годом).
В 2013-2014 учебном году обучение с использованием дистанционных технологий планируются в 52-х общеобразовательных учреждениях города. Это дети с ограниченными возможностями здоровья - 73 человека, часто болеющие - 395 человек, одаренные дети - 247 человек, дополнительное обучение - 815 человек, из них 62 инвалида.
Таким образом, наблюдается увеличение количества школ, участвующих в Проекте (на 17%). Увеличилось и количество учащихся, обучающихся с использованием дистанционных технологий на 35,2%, по сравнению с 2011-2012 учебным годом.
Одна из стратегий образовательной политики - поиск и поддержка талантливых детей. В городе Туле сложилась система поддержки способных, одаренных детей.
В течение нескольких лет реализуются более 20 городских проектов, направленных на развитие способностей и талантов детей.
Проект "Одаренные дети" включает в себя развитие олимпиадного движения, школьных научных обществ, научно-исследовательской деятельности, выставочные и конкурсные работы.
Информатизация, как одно из направлений Приоритетного национального проекта "Образование", положительно влияет на развитие инновационных процессов и улучшение материально-технического обеспечения образовательных учреждений: оснащение их компьютерной техникой в рамках создания информационной среды.
По сравнению с 2011 годом наблюдается положительная динамика оснащения образовательных учреждений города компьютерной техникой.
По результатам проведенного мониторинга в 2012-2013 учебном году в 77 образовательных учреждениях города имеются 362 интерактивные доски, что в 3 раза больше по сравнению с 2011 годом.
В 2013-2014 учебном году образовательные учреждения планируют приобрести более 225 интерактивных досок.
В ходе создания модели муниципальной системы оценки качества образования (далее - МСОКО) был разработан Комплекс показателей для оценки эффективности развития муниципальной системы образования, который явился первым этапом формирования МСОКО.
В проект включены элементы для проведения мониторинга качества образования по 3 направлениям:
- условия образовательного процесса;
- организация образовательного процесса;
- результаты образовательного процесса.
К настоящему времени в городе сложились следующие направления оценки качества образования:
1. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений, включая единый государственный экзамен и независимую итоговую аттестацию в новой форме;
2. Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений и аттестационное тестирование учащихся;
3. Самообследование, самоанализ деятельности образовательных учреждений в рамках аккредитационных процедур;
4. Профессиональная аттестация педагогов;
5. Общественно-государственная экспертиза деятельности учреждения и педагогической деятельности в рамках Приоритетного национального проекта "Образование";
6. Внутренний мониторинг уровня обученности разного уровня на основе проведения диагностики образовательных достижений учащихся (стартовый, рубежный и итоговый контроль качества обучения по различным общеобразовательным предметам);
7. Внутриучрежденческий контроль, направленный на определение уровня обученности и социально-психологического развития учащихся и др.
8. Публичные отчеты общеобразовательных учреждений.
Таким образом, к положительным факторам, влияющим на развитие системы общего образования в муниципальном образовании город Тула, относятся:
- наличие вариативной сети учреждений образования, позволяющей обеспечить конституционные права граждан на получение образования;
- наличие внутренних резервов и предпосылок для повышения доступности качественного образования, что подтверждается участием образовательных учреждений в экспериментальной деятельности;
- наличие модели муниципальной системы оценки качества образования для оценки эффективности развития муниципальной системы образования;
- реализация муниципальных инновационных проектов;
- предоставление информационных и организационно-методических муниципальных услуг в целях методического сопровождения общеобразовательных учреждений;
- продуктивные механизмы участия общественных структур в управлении отраслью образования.
Вместе с тем, в сфере общего образования существуют проблемы, которые планируется решить в рамках подпрограммы, а именно:
- снижение качества результатов ЕГЭ;
- увеличение доли выпускников, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании;
- требует дальнейшего развития система работы с одаренными детьми и талантливой молодежью;
- требует развития материально-техническая база общеобразовательных учреждений;
Обозначенные проблемы наиболее эффективно решать программно-целевым методом.
Применение программно-целевого метода наряду с обеспечением функционирования муниципальной системы общего образования позволит сконцентрировать средства на развитие системы, обеспечить формирование новых качественных связей для достижения системных эффектов и результатов.
Разработка данной подпрограммы вызвана необходимостью дальнейшего повышения качества общего образования, усиления его соответствия стратегическим ориентирам образовательной политики Российской Федерации, основным направлениям развития экономики муниципального образования город Тула, а также запросам и ожиданиям граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.