Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 74-АПГ18-19 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Ноговицыной Е.И,
с участием прокурора Никифоровой М.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тахватулина А.К, Хафизова Ф.Ф, Боброва В.А. о признании недействующими с момента принятия Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия) город Якутск улица Дзержинского дом 18 "А", двух территориальных зон,
установил:
Административные истцы Тахватулин А.К, Хафизов Ф.Ф, Бобров В.А. обратились с иском к Якутской городской Думе с иском о признании недействующими с момента принятия Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N... (почтовый адрес: Республика Саха (Якутия) город Якутск улица Дзержинскогодом 18 "А") двух территориальных зон, мотивируя следующим.
Боброву В.А, Тахватулину А.К. и Хафизову Ф.Ф. на праве общей долевой собственности, в соответствии с условиями договора купли-продажи от 09.04.2018 года, принадлежит недвижимое имущество-магазин, кадастровый номер N.., назначение объекта нежилое, общей площадью 130,9 кв.м, инв.номер N.., этажность 1, расположенный по адресу г. Якутск, ул. Дзержинского, д.18 "А".
Договор купли-продажи, переход права собственности, права общей долевой собственности истцов зарегистрированы 18.04.2018 года, и подтверждаются выписками из ЕГРП от 18.04.2018 года.
Здание магазина расположено на земельном участке площадью 132 кв.м, с кадастровым N...
Указывают, что в связи с переходом права собственности на здание, в силу положений ст. 271 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ, к ним, как собственникам здания перешли права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка N... от 02.12.2015 года, заключенного в отношении земельного участка площадью 132 кв.м, с кадастровым N...
В соответствии со сведениями Геоинформационного портала города Якутска, земельный участок с кадастровым N... располагается одновременно в двух территориальных зонах: Т -1 Улично-дорожная сеть. Межквартальные пространства и ОД-1АМ Многофункциональная общественно-деловая малоэтажная застройка. Отнесение земельного участка с кадастровым номером N... одновременно к двум территориальным зонам, осуществлено Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденными нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169- НПА, опубликованным в газете "Эхо столицы", N108, 31.12.2013 года (Приложения 1- 2.6), "Эхо столицы", N3, 14.01.2014 года. Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" в указанной части, по мнению истцов, является незаконным, противоречащим нормам федерального законодательства.
В судебном заседании представитель административных истцов Бойко А.П, действующая на основании доверенностей истцов от 31 мая 2018 года, требования поддержала в полном объеме, с учетом уточнений исковых требований, указав, что нормативный акт оспаривается в части Приложения N1 "Карта градостроительного зонирования территории городского округа "город Якутск"" в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: г. Якутск улица Дзержинского, дом 18 "А" двух территориальных зон: зоны Т-1- улично-дорожная сеть, межквартальные пространства (Т-1) и ОД-1АМ - многофункциональная общественно-деловая малоэтажная застройка. Указывает, что отнесение земельного участка к двум территориальным зонам не отвечает требованиям статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Просит признать недействующим в части нормативный акт с момента его принятия. Ссылается также на то, что истцы, приобретя в собственность недвижимое имущество, расположенное на спорном земельном участке, приобрели право пользования этим участком и, как правообладатели, чьи права нарушаются оспариваемым актом, обращаются в суд с данным иском.
Представитель административного ответчика Якутской городской Думы Иванов В.С, действующий на основании доверенности от 01 июня 2018 года, в судебном заседании с требованиями административного истца не согласился. В обоснование своих возражений ссылается на то, что Правила землепользования и застройки порядок внесения изменений в эти Правила, предусматривающий проведение публичных слушаний. Указывает, что изменение территориальной зоны без прохождения всех процедур порядка внесения изменений в правила землепользования и застройки не представляется возможным. Указывает, что истцы не обладают правом на обращение в суд с каким-либо требованием относительно данного земельного участка, поскольку арендатором его остаётся Ф. Кроме того, пояснил, что речь идет о муниципальной земле и если она находится в двух зонах, в сентябре на сессии Думы такое положение будет исправлено.
Представитель Окружной администрации города Якутска Кривошапкин Н.Ю, действующий на основании доверенности от 20 декабря 2017 года просит отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на его необоснованность. Указывает, что истцы 07 июня 2018 года обратились с заявлением в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о заключении с ними договора аренды земельного участка с кадастровым номером N... До настоящего времени решение о заключении с ними договора аренды не принято, соответственно, предъявление ими данного иска является преждевременным, поскольку какими-либо правами истцы в отношении земельного участка не обладают.
Представитель Окружной администрации города Якутска Аржаков Е.И. считает, что иск не подлежит удовлетворению. Указывает, что высшим нормативным правовым документом в градостроительной документации является генеральный план. Советом депутатов г. Якутска в марте 2005 года был утвержден Генеральный план г. Якутска. Согласно Приложению N 7 обозначена вся схема автомобильных дорог на территории города. Улица Дзержинского идет в тех масштабах, которая существует на сегодняшний день. В 2009 году на основании генерального плана первый заместитель главы города Якутск утвердил проект планировки и проект межевания территории центральной части города Якутска, которыми установлены красные линии. При наличии утвержденного генерального плана, схемы автомобильных дорог и при наличии утвержденных "красных линий", спорный земельный участок "наложился" на эти красные линии, поскольку он был образован в 2006 году, а генеральный план утвержден в 2005 году. Правила землепользования и застройки и вся последующая градостроительная документация должна соответствовать генеральному плану. Пока не изменится генеральный план, документ стратегического планирования, сроком действия до 2030 года, "красные линии" никуда не денутся. Истцы могут обратиться с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки. Комиссия рассмотрит это заявления и примет соответствующее решение. Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного кодекса Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, 09 апреля 2018 года между Ф. (продавец), с одной стороны, и Бобровым В.А, Хафизовым Ф.Ф, Тахватулиным А.К. (покупатели), с другой, был заключен договор купли-продажи магазина, площадью 130,9 кв.м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, дом 18 "А", кадастровым номером N...
Право общей долевой собственности покупателей на недвижимое имущество- здание магазина зарегистрировано в установленном порядке 18 апреля 2018 года, о чем представлены выписки из ЕГРН.
Из материалов дела также следует, что между Ф. и Департаментом имущественных отношений мэрии г. Якутска был заключен 02 декабря 2015 года договор аренды земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью 132 кв.м, находящегося по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, д. 18А, для использования под магазин, со сроком действия по 02 декабря 2020г.
Государственная регистрация данного договора аренды земельного участка была произведена 29 декабря 2015 года.
Земельный участок с кадастровым номером N... был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 21 июля 2006 года с внесением данных о его границах в государственный кадастр недвижимости.
Истцы, зарегистрировав право собственности на недвижимость, расположенную на указанном земельном участке, обратились в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о том, что к ним перешли права и обязанности арендатора земельного участка Ф. на основании статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ответ на это заявление им предложено решить вопрос о приобретении земельного участка либо в общую собственность либо заключить договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Таким образом, истцы являются субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемыми Правилами землепользования и застройки, поскольку в их пользовании находится земельный участок, и они считают, что оспариваемым актом нарушаются их права и законные интересы относительно этого участка.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
25 декабря 2013 года решением Якутской городской Думы NРЯГД-5-9 принят нормативный правовой акт N169-НПА "Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск". Данный нормативный правовой акт вступил в законную силу со дня его официального опубликования в печатном издании "Эхо Столицы" от 31 декабря 2013 г. N108 (с Приложениями N1-2.6), также 14 января 2014 г. N3, также Правила размещены на официальном портале Якутской городской Думы - http://www.yktgorduma.ru.
Приложение N 1 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск" включает Карту градостроительного зонирования Городского округа "город Якутск".
В соответствии со статьей 62 Правил землепользования и застройки карта градостроительного зонирования городского округа представлена в виде картографического документа, являющегося неотъемлемой частью настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42.4 Правил землепользования и застройки зона "Т-1" - зона улично-дорожной сети, межквартальные пространства. Зона выделена для обеспечения правовых условий использования территории общего пользования.
Согласно пункту 3.1 статьи 42.2 Правил зона ОД-1АМ - зона многофункциональной общественно-деловой малоэтажной застройки и жилых домов на территории центральной части г. Якутска с включением объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для функционирования данной зоны.
При этом в соответствии с Картой градостроительного зонирования городского округа "город Якутск", содержащейся в Приложении N1 к Правилам, земельный участок с кадастровым номером N.., общей площадью 132 кв.м, находящийся по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, д. 18А, с момента введения в действие Правил землепользования и застройки на территории городского округа "город Якутск" расположен в двух градостроительных зонах: Т -1 Улично-дорожная сеть. Межквартальные пространства и ОД-1АМ Многофункциональная общественно-деловая малоэтажная застройка.
Расположение спорного земельного участка в двух градостроительных зонах подтверждается выкопировками из геоинформационного портала города Якутска.
Указанная выкопировка выполнена в масштабе, позволяющем достоверно и объективно установить отнесение земельного участка с кадастровым номером N... к двум указанным выше градостроительным зонам.
При этом суд учитывает, что согласно пункту 1.1. Стандарта открытости органов местного самоуправления городского округа "город Якутск" (далее-Стандарт), утвержденного Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 декабря 2015 N 321п, названный Стандарт устанавливает основные принципы, задачи, требования к открытости Окружной администрации города Якутска и ее структурных подразделений, предполагающие организацию деятельности на основе прозрачности и подотчетности, развития форм участия граждан, общественных организаций и предпринимательского сообщества в муниципальном управлении, а также использования современных информационных технологий в осуществлении взаимодействия с гражданами, институтами гражданского общества, экспертами и средствами массовой информации.
В соответствии с пунктом 1.4.1 Стандарта официальный сайт городского округа "город Якутск" http://www.map.yakadm.ru обеспечивает раскрытие информации единого цифрового картографического ресурса территориального кадастра города Якутска.
Пунктом 2.5 Стандарта предусмотрено, что портал, обеспечивающий раскрытие информации единого цифрового картографического ресурса территориального кадастра города Якутска (http://www.map.yakadm.ru), должен содержать минимальный функционал по отображению массивов пространственных данных о территории городского округа "город Якутск", включающих кадастровые участки, муниципальные земли, аукционные земельные участки.
В силу пункта 1.3.2 Стандарта одной из основных задач внедрения открытого муниципального управления в городском округе "город Якутск" является обеспечение полноты, достоверности, объективности и своевременности предоставления информации о деятельности органов местного самоуправления городского округа "город Якутск", подлежащей раскрытию в обязательном порядке в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Следовательно, информация, предоставленная с использованием геоинформационного портала города Якутска "Геопортал Якутск", является официальной публичной информацией, отражающей достоверные данные в отношении кадастрового участка.
Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах подтверждается также сведениями Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 14.06.2018 N.., подготовленные МБУ "Главное архитектурно-планировочное учреждение" Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска, согласно которым земельный участок с кадастровым номером N... расположен в й зоне ОД-1АМ - многофункциональная общественно-деловая малоэтажная застройка и Т-1- зона улично-дорожной сети, межквартальные пространства.
Пунктом 7 статьи 1унктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается.
Пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также воспроизводит аналогичные положения о том, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В данном случае, при принятии 25 декабря 2013 года Правил землепользования и застройки на территории городского округа "город Якутск" и определении границ территориальной зоны улично-дорожной сети, межквартальные пространства (Т-1) и зоны многофункциональной общественно-деловой малоэтажной застройки (ОД-1АМ) Якутская городская Дума не учла границы уже существовавшего на тот момент земельного участка с кадастровым номером N.., сведения о котором с 21 июля 2006 года имелись в государственном кадастре недвижимости.
Учитывая, что проведенное представительным органом местного самоуправления территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером N... требованиям принадлежности этого земельного участка только к одной территориальной зоне не отвечает, у суда имеются основания для вывода о противоречии Правил землепользования и застройки на территории городского округа "город Якутск" в указанной части требованиям действующего федерального законодательства.
Незаконное отнесение находящегося в фактическом пользовании истцов земельного участка к двум территориальным зонам безусловно затрагивает права и законные интересы истцов, поскольку снижает уровень правовых гарантий и возможностей правообладателей земельного участка с кадастровым номером N... по его существующему и планируемому использованию.
Доводы представителей ответчика и заинтересованного лица о том, что истцы вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, то есть в ином порядке защитить свои права, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истцов. Право выбора вида судебной защиты принадлежит истцам. Кроме того, из представленных представителем истцов документов следует, что предыдущий арендатор земельного участка Ф. обращалась с заявлением о внесении изменений в проект планировки и межевания территории квартала "140" в части переноса красных линий в отношении своего арендуемого земельного участка, однако ей было отказано со ссылкой на генеральный план городского округа "город Якутск".
Доводы представителя Окружной администрации г. Якутска о том, что на момент, когда был сформирован земельный участок, генеральный план города со схемами уличной планировки был утвержден и границы земельного участка должны были определяться с учетом планируемых красных линий, не может повлечь отказ в удовлетворении требований. Земельный участок под строительство магазина был предоставлен органом местного самоуправления, который и должен был учитывать как генеральный план, так и схемы уличной планировки. Кроме того, наличие генерального плана и схемы автомобильных дорог не является основанием для нарушения требований градостроительного и земельного законодательства о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, в связи с чем подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Тахватулина А.К, Хафизова Ф.Ф, Боброва В.А. о признании недействующими Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N169-НПА, в части, - удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденные решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N169-НПА, в части отнесения в Приложении N 1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 132 кв.м, расположенного по адресу: г. Якутск, улица Дзержинского дом 18 "А" к двум территориальным зонам: Т-1 Улично-дорожная сеть. Межквартальные пространства и ОД-1АМ Многофункциональная общественно-деловая малоэтажная застройка.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Якутской городской Думой в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья З.С. Дьяконова
Решение суда принято в окончательной форме 12 июля 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.