Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению
Собрания представителей
муниципального образования
Одоевский район
от 26 ноября 2008 г. N 40-443
Порядок разработки
и реализации муниципальных целевых
программ муниципального образования Одоевский район
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ (далее - Порядок) устанавливает требования к разработке, реализации, мониторингу и оценке эффективности и результативности реализации муниципальных целевых программ, стратегическим целям, задачам, мероприятиям и показателям муниципальных целевых программ, а также изменению (корректировке) или досрочному прекращению реализации муниципальных целевых программ.
1.2. Термины и определения, используемые в настоящем Порядке:
а) муниципальная целевая программа - определенный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других имеющих муниципальное значение мероприятий, обеспечивающих эффективное решение комплексных задач социально-экономического развития муниципального образования (далее - МО);
б) комплексная муниципальная целевая программа - программа, состоящая из подпрограмм, сформированных по отраслевому, функциональному или проблемному признакам со сроком реализации не менее трех лет;
в) муниципальные заказчики - органы местного самоуправления;
г) бюджетная заявка - потребность муниципальных заказчиков в бюджетных ассигнованиях для обеспечения нужд МО. Бюджетные заявки являются основанием для выделения средств местных бюджетов на следующий бюджетный год на разработку и (или) реализацию муниципальных целевых программ;
д) результативность - соотношение между конечными результатами показателей реализации программных мероприятий и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов программных мероприятий;
е) эффективность - критерий, используемый для мониторинга и оценки муниципальной целевой программы, который выражает степень достижения результата по отношению к качеству и объему предоставленных услуг;
ж) показатели результативности и эффективности муниципальных целевых программ - результат, отражающий достижение стратегических целей и тактических задач по реализации муниципальных целевых программ, представляемый в количественном выражении;
з) мониторинг реализации муниципальных целевых программ - систематическое наблюдение за реализацией муниципальных целевых программ с целью определения показателей результативности и эффективности муниципальных целевых программ;
и) показатели непосредственного результата (непосредственные показатели) - отражают достижение промежуточных результатов муниципальных целевых программ (степень выполнения мероприятий муниципальных целевых программ);
к) показатели конечного результата (конечные показатели) - характеризуют конечные общественно значимые результаты реализации муниципальных целевых программ.
1.3. Разработка и формирование муниципальных целевых программ осуществляется в сроки текущего бюджетного процесса и включает в себя следующие основные этапы:
- разработка и согласование концепции муниципальной целевой программы;
- принятие решения администрацией МО о разработке проекта муниципальной целевой программы;
- разработка проекта муниципальной целевой программы;
- оценка и согласование проекта муниципальной целевой программы.
2. Разработка и согласование
концепции муниципальной целевой программы
2.1. Инициаторы постановки проблем для решения программными методами осуществляют разработку соответствующей концепции муниципальной целевой программы.
2.2. Концепция муниципальной целевой программы должна содержать:
- изложение сути проблемы, решаемой программным методом;
- анализ причин возникновения проблемы, состояние (достаточность) муниципальных правовых актов для решения проблемы;
- обоснование значимости проблемы для МО и в целом, соответствие проблемы установленным приоритетам социально-экономического развития МО (включая описание исходной (текущей) ситуации с приведением характеризующих ее основных показателей и их численных значений в период разработки концепции);
- оценку потребности в ресурсах, включая финансовые, материальные, трудовые, информационные (с указанием предполагаемого муниципального заказчика и участвующих органов местного самоуправления, предложения по объемам и источникам финансирования муниципальной целевой программы на вариантной основе);
- ожидаемый результат решения проблемы (бюджетный, социально-экономический, экологический и другие - с указанием положительного эффекта от реализации муниципальной целевой программы на примере показателей, характеризующих исходную (текущую) ситуацию) и планируемые сроки реализации.
2.3. Инициатор направляет концепцию муниципальной целевой программы в Собрание представителей МО, которое осуществляет отбор проблем, подлежащих решению программно-целевым методом.
2.4. Собрание представителей МО оценивает концепции муниципальных целевых программ с учетом следующих факторов:
- соответствие решаемых проблем полномочиям МО;
- соответствие программе социально-экономического развития МО на среднесрочную перспективу;
- соответствие стратегическим целям и тактическим задачам развития МО;
- невозможность эффективного решения указанных проблем в приемлемые сроки за счет использования действующих механизмов и обоснованности применения программного метода;
- обоснованность предложенных механизмов привлечения финансовых ресурсов для решения указанных проблем.
2.5. Концепция муниципальной целевой программы не может быть согласована в случаях:
- несоответствия предложенного решения проблемы полномочиям МО;
- несоответствия предложенного решения проблемы в сроки, определенные в концепции муниципальной целевой программы, программе социально-экономического развития МО на среднесрочную перспективу, стратегическим целям и тактическим задачам развития МО.
2.6. В случае согласования концепции муниципальной целевой программы принимается муниципальный правовой акт о разработке муниципальной целевой программы, определяются муниципальный заказчик, сроки ее реализации и разработки.
3. Разработка проекта муниципальной целевой программы
3.1. Муниципальный заказчик осуществляет разработку проекта муниципальной целевой программы самостоятельно либо определяет разработчика (в случае нескольких разработчиков - головного разработчика) проекта муниципальной целевой программы на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. В случае привлечения разработчиков муниципальный заказчик формирует и передает разработчику (головному разработчику) техническое задание на разработку проекта муниципальной целевой программы, содержащее:
- концепцию муниципальной целевой программы, ранее утвержденную Собранием представителей МО;
- развернутую формулировку назначения и цели муниципальной целевой программы с количественно определенными конечными показателями;
- ориентировочную потребность в материально-технических, природных, трудовых и информационных ресурсах;
- объем предполагаемых затрат на разработку муниципальной целевой программы с указанием источников, объемов и порядка финансирования.
3.3. Муниципальный заказчик в процессе разработки проекта муниципальной целевой программы согласовывает с основными исполнителями муниципальной целевой программы перечень мероприятий, возможные сроки их выполнения, объемы и источники финансирования.
3.4. Проект муниципальной целевой программы содержит паспорт муниципальной целевой программы (по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку), основное содержание, приложения к муниципальной целевой программе.
3.5. В основном содержании муниципальной целевой программы приводятся следующие разделы:
а) Раздел 1 "Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом".
В разделе содержится описание проблемы с обоснованием необходимости ее решения в настоящий момент и целесообразности использования программно-целевого метода для ее реализации.
При анализе причин возникновения проблем приводятся соответствующие показатели статистической и иной отчетности за предыдущие три года. Удельные значения показателей по МО сравниваются со значениями аналогичных показателей других МО.
б) Раздел 2 "Цели и задачи муниципальной целевой программы".
В разделе описываются цели и задачи, а также конечные результаты, которые должны быть достигнуты в случае реализации муниципальной целевой программы.
Цели муниципальной целевой программы должны соответствовать следующим требованиям:
- специфичность (деятельность, направленная на достижение поставленных целей, должна соответствовать компетенции муниципальных заказчиков);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы в среднесрочной перспективе);
- измеримость (степень достижения поставленных целей должна быть отражена при помощи соответствующих количественных показателей);
- привязка к временному графику (для поставленных целей должны быть определены конкретные сроки их достижения и отдельные промежуточные контрольные точки (этапы)).
В разделе приводится перечень тактических задач и обоснование необходимости их решения для достижения поставленных целей.
Тактические задачи муниципальной целевой программы должны соответствовать:
- поставленным целям муниципальной целевой программы и обеспечивать их достижение;
- полномочиям МО;
- компетенции муниципального заказчика и предполагаемых исполнителей муниципальной целевой программы.
в) Раздел 3 "Перечень мероприятий по реализации муниципальной целевой программы".
Раздел содержит конкретные программные мероприятия в укрупненном виде (приложение N 2 к настоящему Порядку). Мероприятия определяют содержание, объем, ресурсоемкость, исполнителей, этапы и сроки выполнения. В соответствии с каждым мероприятием разрабатывается система количественных показателей ее реализации.
Также в разделе должны быть предусмотрены мероприятия для осуществления мониторинга хода реализации муниципальной целевой программы.
Если для реализации муниципальной целевой программы необходимо провести разработку, изменение или признание утратившими силу муниципальных правовых актов - в данном разделе приводятся соответствующие мероприятия (приложение N 3 к настоящему Порядку).
Мероприятия муниципальной целевой программы должны соответствовать:
- тактическим задачам муниципальной целевой программы и обеспечивать их выполнение;
- полномочиям МО;
- компетенции муниципального заказчика и исполнителей муниципальной целевой программы.
г) Раздел 4 "Перечень показателей результативности и эффективности".
Раздел содержит перечень целевых показателей (приложение N 4 к настоящему Порядку), их плановые значения по годам, паспорта показателей (приложение N 5 к настоящему Порядку), методику оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы, разработанную муниципальным заказчиком с учетом ее специфики, позволяющую оценить ход реализации муниципальной целевой программы по годам. В разделе описывается система сбора значений показателей реализации муниципальной целевой программы и формирование отчетности.
Показатели должны соответствовать следующим требованиям:
- измеримость и ориентированность на результат;
- однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание сути измеряемой характеристики);
- объективность (показатели должны объективно отражать происходящие изменения в процессе реализации муниципальной целевой программы, однозначно указывать, каким образом улучшение или, напротив, ухудшение значения показателя отражает ход реализации муниципальной целевой программы);
- обеспечивать в совокупности с другими показателями полноту и комплексность отражения хода реализации муниципальной целевой программы, значимости ее результатов для социально-экономического развития МО;
- не стимулировать исполнителей муниципальной целевой программы к завышению, искажению результатов их деятельности в ущерб целям муниципальной целевой программы;
- показатели должны быть доступными для отслеживания в процессе мониторинга, а также для их последующей проверки;
- экономичность (показатели должны быть экономичными, получение данных должно производиться с минимально возможными затратами, учитывая соотношение значимости показателей к затратам на их получение).
д) Раздел 5 "Организационно-экономический и финансовый механизм управления муниципальной целевой программой".
В разделе излагается комплекс мер и действий, обеспечивающих решение проблемы, и описывается организационно-функциональная структура межведомственного управления процессом реализации муниципальной целевой программы и принципы осуществления контроля за ходом ее реализации.
е) Раздел 6 "Ресурсное обеспечение муниципальной целевой программы".
Раздел содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых - с указанием источников финансирования, материальных - по видам продукции, трудовых - по профессионально-квалификационным группам, информационных - по видам информационных услуг). Расчеты представляются по форме, приведенной в приложении N 6 к настоящему Порядку.
ж) Раздел 7 "Социально-экономическая эффективность муниципальной целевой программы".
В разделе приводятся методы, с помощью которых осуществляется расчет результативности и эффективности муниципальной целевой программы, ее основные экономические и социальные результаты и их влияние на экономику МО. Приводится методика оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы, разработанная муниципальным заказчиком с учетом ее специфики, позволяющая оценить ход реализации по годам. Оценка эффективности и результативности осуществляется по годам и этапам в течение всего срока реализации муниципальной целевой программы, а при необходимости эффективность оценивается и после ее реализации.
В соответствии с целями и задачами муниципальной целевой программы приводится описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при ее реализации, дается общая оценка вклада муниципальной целевой программы в экономическое развитие МО.
з) Раздел 8 "Возможные риски в ходе реализации муниципальной целевой программы".
В данном разделе приведены возможные ситуации при реализации мероприятий муниципальной целевой программы, возникновение которых может негативно отразиться на реализации муниципальной целевой программы в целом, не позволит достичь плановых значений показателей. В соответствии с выделенными рисками муниципальным заказчиком должны быть предусмотрены индикаторы наступления рисков, определена система их мониторинга, сформированы предложения по осуществлению мероприятий для их предотвращения и их ресурсному обеспечению.
3.6. Муниципальный заказчик в установленном порядке подготавливает проект муниципального правового акта (проект решения Собрания представителей МО) об утверждении муниципальной целевой программы.
3.7. Проект муниципального правового акта об утверждении муниципальной целевой программы направляется в администрацию МО для проведения оценки и экспертизы. При необходимости муниципальный заказчик может представить результаты независимой экспертизы проекта муниципальной целевой программы.
4. Реализация муниципальных целевых программ
4.1. Реализация муниципальной целевой программы осуществляется в течение периода, на который она принята, путем выполнения предусмотренных мероприятий. Детализация мероприятий муниципальной целевой программы (в том числе выбор конкретных объектов) осуществляется муниципальным заказчиком в рамках ежегодного планирования деятельности по реализации конкретной муниципальной целевой программы.
4.2. Муниципальный заказчик организует реализацию утвержденной муниципальной целевой программы:
- осуществляет в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг отбор поставщиков продукции, исполнителей работ, услуг по каждому программному мероприятию;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и целевое использование бюджетных ассигнований;
- осуществляет управление исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты муниципальных правовых актов, необходимых для реализации муниципальной целевой программы;
- представляет в установленные сроки отчетность о реализации муниципальной целевой программы.
4.3. До начала реализации муниципальной целевой программы муниципальный заказчик разрабатывает и согласует проект муниципального правового акта администрации МО об утверждении положения об управлении реализацией муниципальной целевой программой, в котором определяются:
- порядок взаимодействия исполнителей муниципальной целевой программы, включая план ее реализации;
- детальные программные мероприятия (декомпозиция укрупненных мероприятий, приведенных в паспорте утвержденной муниципальной целевой программы, в том числе выбор конкретных объектов), условия участия в них исполнителей;
- механизмы ресурсного обеспечения детализированного уровня программных мероприятий в ходе реализации муниципальной целевой программы.
4.4. Муниципальные заказчики информируют комитет финансов администрации МО о заключенных договорах по финансированию реализации муниципальных целевых программ из федерального бюджета, бюджета Тульской области, бюджета МО, бюджетов поселений и внебюджетных источников.
5. Мониторинг реализации муниципальных целевых программ
5.1. Организатором и исполнителем мероприятий мониторинга реализации муниципальной целевой программы является муниципальный заказчик.
5.2. Муниципальный заказчик при организации и исполнении мероприятий мониторинга результатов муниципальной целевой программы:
- производит сбор данных для определения непосредственных и конечных показателей, оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы и обеспечивает надлежащий уровень качества собираемых данных;
- ежеквартально и ежегодно составляет и представляет для оценки отчеты о ходе и результатах реализации муниципальной целевой программы, в которых приводит непосредственные и конечные показатели оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы и другую информацию, отражающую ход реализации муниципальной целевой программы;
- ежеквартально производит оценку рисков реализации муниципальной целевой программы и разрабатывает решения по уменьшению рисков;
- ежегодно проводит оценку эффективности и результативности муниципальной целевой программы;
- организует обработку и хранение полученных в результате мониторинга данных.
5.3. Муниципальный заказчик определяет источники получения данных для расчета показателей. В случае необходимости муниципальный заказчик заключает договоры (соглашения) с организациями, представляющими данные для мониторинга. Основными источниками данных являются:
- данные государственной статистики;
- данные ведомственной статистики органов местного самоуправления;
- данные, полученные в результате проведения социологических исследований;
- данные опросов предприятий, ассоциаций и общественных организаций;
- обмен информацией с органами местного самоуправления других МО;
- данные, получаемые в ходе работы со средствами массовой информации и общественными организациями;
- экспертные оценочные данные.
5.4. До начала реализации муниципальной целевой программы муниципальный заказчик представляет и согласует с администрацией МО данные по базисным (начальным) значениям показателей, весовым критериям оценки результативности и эффективности реализации муниципальных целевых программ.
5.5. По результатам проводимого мониторинга реализации муниципальных целевых программ муниципальный заказчик представляет на оценку в администрацию МО ежеквартальные (не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом месяца) и ежегодные (не позднее марта следующего за отчетным периодом года) отчеты.
5.6. Ежеквартальный отчет по результатам мониторинга реализации муниципальных целевых программ предполагает проведение муниципальным заказчиком оценки:
- фактически достигнутых непосредственных результатов реализации муниципальных целевых программ и сопоставление их с плановыми значениями;
- фактической экономической эффективности реализации мероприятий муниципальных целевых программ;
- рисков реализации муниципальной целевой программы.
5.7. В ежеквартальных отчетах (приложение N 8 к настоящему Порядку) муниципальный заказчик указывает фактические значения непосредственных показателей, приводит порядок расчета фактических значений показателей и источники данных, на основании которых производился расчет. В отчетах приводится оценка достигнутых непосредственных результатов и оценка фактической экономической эффективности реализации мероприятий муниципальных целевых программ (согласно методике расчета результативности и эффективности реализации муниципальных целевых программ, приведенной в приложении N 10 к настоящему Порядку), анализ рисков, а также причин отклонения от плановых значений непосредственных показателей реализации муниципальных целевых программ.
5.8. Ежегодный отчет по результатам мониторинга реализации муниципальных целевых программ предполагает проведение муниципальным заказчиком оценки:
- достижения запланированных непосредственных и конечных результатов реализации муниципальных целевых программ;
- фактической экономической и общественной эффективности реализации муниципальных целевых программ;
- возможностей достижения по результатам реализации муниципальных целевых программ целей муниципальных целевых программ и решения их задач, а также достижения значения конечных результатов реализации муниципальных целевых программ.
6. Порядок проведения
оценки и критерии эффективности муниципальных целевых программ
6.1. Администрация МО проводит оценку реализации муниципальных целевых программ на основании представленных муниципальными заказчиками отчетов о реализации муниципальных целевых программ.
6.2. В качестве критериев оценки реализации муниципальных целевых программ и принятия последующих управленческих решений могут использоваться следующие группы критериев:
а) основные критерии (количественные показатели, полученные на основе данных мониторинга реализации муниципальных целевых программ):
- индекс результативности;
- показатель экономической эффективности;
- оценка социальной (общественной) эффективности (оценка качества и доступности муниципальных функций и услуг, получаемых целевой группой в результате реализации муниципальных целевых программ);
б) дополнительные критерии (количественные и качественные индикаторы и факторы, которые следует учитывать при принятии решений о дальнейшем ходе реализации муниципальных целевых программ):
- качество управления муниципальными целевыми программами (качество организации процесса реализации муниципальных целевых программ, организация системы управления муниципальными целевыми программами, выполнение плановых сроков, контроль над расходованием бюджетных средств);
- соответствие целей муниципальных целевых программ социально-экономическим приоритетам МО;
- относительный размер целевой группы, охваченной муниципальными целевыми программами (социальная группа населения, обороты и численность персонала предприятий и т.п.);
- значение муниципальных целевых программ для развития сектора экономики или социальной сферы;
- уровень фактического финансирования муниципальных целевых программ за отчетный период и за предыдущие годы;
- доля финансирования муниципальных целевых программ из бюджета Тульской области бюджета МО и бюджетов поселений;
- значение муниципальных целевых программ для реализации других взаимосвязанных с ней программ и мероприятий (вхождение муниципальных целевых программ в качестве составной части в областную целевую программу).
6.3. Оценка реализации муниципальных целевых программ проводится согласно методике оценки результативности и эффективности реализации муниципальных целевых программ, приведенной в приложении N 11 к настоящему Порядку.
6.4. Администрация МО по итогам оценки реализации муниципальных целевых программ формирует аналитический отчет, в котором приводится заключение о ходе реализации муниципальных целевых программ.
6.5. В случае выявления факта недостижения запланированных результатов реализации муниципальной целевой программы по итогам ежегодной оценки в аналитический отчет включается соответствующее заключение для администрации МО:
- о корректировке муниципальной целевой программы;
- об изменении форм и методов управления реализацией муниципальной целевой программы;
- о сокращении финансирования муниципальной целевой программы за счет средств бюджета МО и бюджетов поселений на очередной финансовый год;
- о досрочном прекращении реализации муниципальной целевой программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений).
6.6. Аналитический отчет по результатам ежегодной оценки реализации муниципальной целевой программы представляется в администрацию МО.
6.7. По результатам рассмотрения администрацией МО аналитического отчета о реализации муниципальных целевых программ принимается решение:
- о продолжении реализации утвержденных муниципальных целевых программ - в случае, если в результате ежегодного мониторинга установлена возможность достижения конечных результатов муниципальных целевых программ;
- о необходимости корректировки утвержденных муниципальных целевых программ в соответствии с настоящим Порядком;
- о необходимости внесения изменений в утвержденные муниципальные целевые программы в соответствии с настоящим Порядком;
- о необходимости досрочного прекращения муниципальных целевых программ в соответствии с настоящим Порядком.
6.8. Если срок реализации успешно осуществляемых муниципальных целевых программ завершается в текущем финансовом году, администрация МО рассматривает вопрос о целесообразности продления сроков реализации муниципальных целевых программ.
7. Изменение (корректировка)
и досрочное прекращение реализации муниципальных целевых программ
7.1. Корректировка детализированного уровня программных мероприятий муниципальных целевых программ (не требующая дополнительного финансирования, внесения изменений в состав задач и укрупненные мероприятия муниципальных целевых программ) осуществляется в случаях:
- установления в ходе мониторинга реализации муниципальных целевых программ невозможности достижения конечных целей и результатов, для устранения которой достаточно корректировки планов реализации муниципальных целевых программ;
- перераспределения полномочий в рамках муниципальных целевых программ между органами местного самоуправления.
7.2. Корректировка планов реализации муниципальных целевых программ осуществляется путем внесения изменений в положение об управлении реализацией муниципальной целевой программой.
7.3. Муниципальный заказчик подготавливает и согласует с администрацией МО проект муниципального правового акта о внесении изменений в положение об управлении реализацией областной целевой программы. Администрацией МО в установленном порядке принимается соответствующий муниципальный правовой акт, утверждающий внесение изменений в положение об управлении реализацией муниципальной целевой программы.
7.4. В случае выявления необходимости досрочного прекращения муниципальной целевой программы:
- муниципальный заказчик разрабатывает проекты необходимых документов;
- муниципальный заказчик разрабатывает мероприятия по завершению выполнения либо расторжению всех заключенных в рамках реализации муниципальной целевой программы договоров (соглашений).
7.5. В ходе закрытия успешно осуществленной муниципальной целевой программы администрация МО проводит окончательную оценку результативности и эффективности ее реализации. Итоговый аналитический отчет представляется Собранию представителей МО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.