Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния и прогноз развития
малого и среднего предпринимательства
в муниципальном образовании город Тула
Значение малого и среднего предпринимательства для развития современной экономики трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка.
Отличительной особенностью малого и среднего бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, так как его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый и средний бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества.
Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в экономике города Тулы, формировании муниципального бюджета, обеспечении потребностей населения товарами и услугами, создании рынка труда, формировании научно-технической и инновационной деятельности. Важно отметить, что большая часть экономически активного населения города занята в малом и среднем бизнесе.
Предпринимательская среда имеет высокий уровень диверсификации и ориентируется преимущественно на внутренний спрос, что позволяет сохранять общую экономическую стабильность города Тулы в условиях колебаний рыночной конъюнктуры.
По данным Туластата по итогам 2012 года в городе Тулы осуществляли финансово-хозяйственную деятельность 1 353 малых предприятий и 16 846 индивидуальных предпринимателей.
Результаты мониторинга деятельности субъектов
малого предпринимательства муниципального образования
город Тула за 2011-2012 годы*
Критерии мониторинга |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
Динамика развития (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года) |
1. Количество малых предприятий, в том числе по основным видам экономической деятельности: |
единиц |
1677 |
1353 |
80,67 |
1.1. Обрабатывающие производства |
единиц |
298 |
261 |
87,58 |
1.2. Строительство |
единиц |
250 |
192 |
76,8 |
1.3. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомототранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
единиц |
503 |
374 |
74,35 |
1.4. Гостиницы и рестораны |
единиц |
58 |
55 |
94,83 |
1.5. Транспорт и связь |
единиц |
73 |
62 |
84,93 |
1.6. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
единиц |
401 |
338 |
84,29 |
1.7. Прочие |
единиц |
94 |
71 |
75,53 |
2. Среднесписочная численность работников малых предприятий, (без внешних совместителей), в том числе по основным видам экономической деятельности: |
человек |
33 474 |
33 177 |
99,1 |
2.1. Обрабатывающие производства |
человек |
7 303 |
7 330 |
100,4 |
2.2. Строительство |
человек |
5 175 |
5 100 |
98,6 |
2.3. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомототранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
человек |
8 573 |
8 259 |
96,3 |
2.4. Гостиницы и рестораны |
человек |
1 761 |
1 730 |
98,2 |
2.5. Транспорт и связь |
человек |
1 125 |
1 245 |
110,7 |
2.6. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
человек |
8 373 |
8 322 |
99,4 |
2.7. Прочие |
человек |
1 164 |
1 191 |
102,3 |
3. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг малыми предприятиями (в действующих ценах, без НДС, акцизов и других аналогичных платежей), в том числе по основным видам экономической деятельности: |
тыс. рублей |
30 902 956,0 |
32 632 872,7 |
105,6 |
3.1. Обрабатывающие производства |
тыс. рублей |
9 486 363,8 |
10 932 992,6 |
115,2 |
3.2. Строительство |
тыс. рублей |
7 292 013,0 |
7 258 928,6 |
99,5 |
3.3. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомототранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
тыс. рублей |
3 173 555,1 |
3 208 349,6 |
101,1 |
3.4. Гостиницы и рестораны |
тыс. рублей |
1 238 256,8 |
1 152 879,0 |
93,1 |
3.5. Транспорт и связь |
тыс. рублей |
1 017 214,2 |
1 177 609,6 |
115,8 |
3.6. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
тыс. рублей |
7 988 504,7 |
8 175 562,0 |
102,3 |
3.7. Прочие |
тыс. рублей |
707 048,4 |
726 551,3 |
102,8 |
4. Оборот малых предприятий (в действующих ценах, без НДС, акцизов и других аналогичных платежей), в том числе по основным видам экономической деятельности: |
тыс. рублей |
69 905 194,5 |
74 073 785,2 |
106,0 |
4.1. Обрабатывающие производства |
тыс. рублей |
9 903 681,9 |
11 729 509,0 |
118,4 |
4.2. Строительство |
тыс. рублей |
7 611 029,8 |
7 509 204,9 |
98,7 |
4.3. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомототранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
тыс. рублей |
40 301 683,0 |
42 032 338,0 |
104,3 |
4.4. Гостиницы и рестораны |
тыс. рублей |
1 259 809,6 |
1 173 860,6 |
93,2 |
4.5. Транспорт и связь |
тыс. рублей |
1 269 282,7 |
1 649 405,7 |
129,9 |
4.6. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
тыс. рублей |
8 844 855,1 |
9 245 566,7 |
104,5 |
4.7. Прочие |
тыс. рублей |
714 852,4 |
733 900,3 |
102,7 |
5. Инвестиции в основной капитал малых предприятий |
млн. рублей |
1 591,4 |
1 889,8 |
118,8 |
6. Фонд начисленной заработной платы всех работников малых предприятий |
тыс. рублей |
6 074 089,0 |
6 534 161,0 |
107,6 |
7. Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий в расчете на одного работника |
рублей |
15 121,4 |
16 412,4 |
108,5 |
8. Число индивидуальных предпринимателей, включенных в Единый государственный реестр (ЕГРИП) |
человек |
17 489 |
16 846 |
96,32 |
9. Поступление налоговых платежей в бюджет города: - единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
млн. рублей
млн. рублей |
672,3
360,8 |
778,4
404,9 |
115,78
112,22 |
* в соответствии с уведомлением Туластата в базовую совокупность малых предприятий на 2012 год включены малые предприятия (без учета микропредприятий), представившие статистическую и бухгалтерскую отчетность за последние два года
Анализ динамики параметров, отражающих развитие малого предпринимательства в 2011-2012 гг., указывает на некоторое снижение количества малых предприятий (рис. 1*). Частично снижение в 2012 году объясняется тем, что с 2012 года Туластат применяет новую систему счета и включает в совокупность малых предприятий только те, которые представили статистическую и бухгалтерскую отчетность за последние два года.
Несмотря на изменение числа предприятий, структура распределения их по видам экономической деятельности является достаточно устойчивой. Наиболее привлекательной для малого бизнеса является сфера торговли. По данным на 01.01.2013 г. около четверти (28%) малых предприятий Тулы действуют в сфере оптовой и розничной торговли (рис. 2*).
В то же время в отношении оборота торговля доминирует безоговорочно, обеспечивая 57% оборота всех малых предприятий города (рис. 3*).
Судя по темпу роста выручки малых предприятий в городе Туле, малый бизнес сегодня можно охарактеризовать как развивающийся сектор экономики города (рис. 4*).
Помимо этого, стоит отметить, что несмотря на снижение общего количества предприятий малого и среднего бизнеса в городе Туле, налоговые поступления показывают стабильную положительную динамику.
Налоговые поступления в бюджет города Тулы
от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
в связи с применением специальных режимов налогообложения
за январь-август 2012 и 2013 г., тыс. руб.
|
январь-август 2012 года |
январь-август 2013 года |
|||||
Показатели |
тыс. руб. |
Доля в налоговых и неналоговых доходах бюджета, % |
тыс. руб. |
Доля в налоговых и неналоговых доходах бюджета, % |
Отклонение по доле, процентных пунктов |
Темп роста январь-август 2013г./ январь-август 2012г. |
Отклонение январь-август 2013г. от января-августа 2012 г., тыс. руб. |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
573 079,2 |
15,7 |
627 403,9 |
15,1 |
-0,7 |
109,5 |
54 324,7 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
290 159,1 |
8,0 |
284 575,1 |
6,8 |
-1,1 |
98,1 |
-5 584,0 |
Единый сельскохозяйственный налог |
61,9 |
0,0 |
70,6 |
0,0 |
0,0 |
114,1 |
8,7 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
0,0 |
0,0 |
1 963,4 |
0,0 |
0,0 |
более 1000% |
1 963,4 |
ИТОГО |
863 300,2 |
23,7 |
914 013,0 |
22,0 |
-1,8 |
105,9 |
50 712,8 |
Рост поступления в бюджет города Тулы налоговых платежей от субъектов малого и среднего предпринимательства по специальным налоговым режимам (сравнение показателей на 01.01.2013 и на 01.01.2012) составил 114,5% (увеличение на 150,2 млн. руб.).
Согласно мониторингу, малые предприятия сферы торговли и общественного питания развиваются гораздо интенсивнее предприятий промышленности и строительства, так как основной капитал оборачивается быстрее за счет реализации импортных товаров конкурентного качества и цены. В других сферах сильнее сказывается рыночная конъюнктура и темпы инфляции.
Несмотря на положительный тренд основных показателей в сфере малого и среднего бизнеса, существует ряд проблем, негативно сказывающихся на деятельности малого и среднего предпринимательства, а именно:
- недостаток у субъектов малого и среднего предпринимательства начального капитала и оборотных средств;
- наличие административных барьеров при развитии малого и среднего предпринимательства и большого количества контрольно-надзорных органов;
- частые изменения нормативно-правовой базы, затрагивающей вопросы развития малого и среднего бизнеса;
- недостаточная развитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
- недостаток квалифицированных кадров.
Проведенный в 2013 году опрос показал, что среди субъектов малого и среднего предпринимательства сохранились потребности в услугах консультирования (обучения) по вопросам управления персоналом, управления маркетингом, продажами и финансами. Помимо этого, востребована услуга проведения контактно-кооперационных бирж и деловых миссий с выездом представителя малого предприятий в другие города.
Практически всех руководителей малых предприятий интересует помощь со стороны администрации города Тулы в плане реального финансирования и оказания материальной помощи, а именно:
- освобождение от уплаты налога на первоначальном этапе или понижение ставки налога для начинающих предпринимателей;
- разработка системы налогообложения, привязанной к доходу;
- понижение кредитных ставок для предпринимателей;
- субсидии, инвестирование и вложение в бизнес;
- поручительства;
- льготные условия на рекламу для малого бизнеса;
- реальное поощрение предпринимательства за подъем производства, восстановление и возрождение различных отраслей бизнеса.
Таким образом, очевидна актуальность принятия на муниципальном уровне мер для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.
Применение программно-целевого метода позволит:
- определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации, исходя из социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможностей их финансирования;
- увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям программы;
- обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различных характер, в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных программой;
- создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.