Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Тютчева С.М,
судей Калимуллина Р.Я, Моисеевой Н.Н,
при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиКалимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан - Крикун Ю.И. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16 апреля 2018 года, которым постановлено:
Удовлетворить иск Мадишиной Л.К.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны предоставить Мадишиной Л.К. вне очереди жилое помещение из муниципального жилищного фонда на территории города Набережные Челны, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м с учетом права Мадишиной Л.К. на дополнительную жилую площадь, заключив с Мадишиной Л.К. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мадишина Л.К. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны о признании малоимущей и обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную жилую площадь, ссылаясь на то, что она является инвалидом 2 группы и страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Кроме того в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года она имеет право на дополнительную жилую площадь.
19 августа 2014 года её с семьей в составе двух человек приняли на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
"дата" у Мадишиной Л.К. родился сын, она обратилась к ответчику с заявлением о признании её малоимущей и включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с первоочередным обеспечением жильем с составом семьи из трех человек.
Однако в предоставлении жилого помещения ей отказано в связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений. Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 13 февраля 2018 года её семья признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Мадишина Л.К. с двумя несовершеннолетними детьми проживает в двухкомнатной "адрес" размером 50,9 кв.м, вместе с ней в квартире проживают еще 4 человека, всего проживает 7 человек.
С учетом уточнений исковых требований Мадишина Л.К. просила обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны предоставить ей с семьей в составе из трех человек (дочь - Мадишина З.Р, "дата" года рождения, сын - Мадишин Т.И, "дата" года рождения) вне очереди отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям благоустроенное жилое помещение из муниципального жилищного фонда на территории г. Набережные Челны общей площадью не менее нормы предоставления и с учетом права истца на дополнительную жилую площадь, а также заключить с ней договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан - Крикун Ю.И. по мотиву незаконности и необоснованности просит отменить решение и принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение городским судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку собранных по делу доказательств, противоречия сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам дела. В жалобе отмечается, что в связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений предоставление жилья семье истца не предоставляется возможным. Также указывается, что в случае удовлетворения исковых требований будут нарушены права иных граждан, поставленных на учет 19 августа 2014 года и имеющих право на обеспечение жильем во внеочередном порядке.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии частями 1, 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Согласно положениям частей 1,2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего кодекса Российской Федерации перечне.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Во исполнение установленных законом мер социальной поддержки инвалидов Постановлением Правительством Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 были утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 названных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями указанных Правил.
Правилами определены основания признания названной категории лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет, а также порядок ведения такого учета (п.п. 2п.п. 2, 3, 4 Правил).
Согласно пункту 3 Правил учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, осуществляется: по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом; по месту работы - на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.
В соответствии с пунктом 17 Правил обеспечение инвалидов в первоочередном порядке земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, осуществляется органом местного самоуправления и реализуется посредством подачи соответствующего заявления с приложением справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше правовых норм, следует, что для льготного предоставления семьям, имеющим детей-инвалидов, жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" такая семья должна состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что Мадишиной Л.К. бессрочно установлена 2 группа инвалидности, что подтверждается справкой МСЭ-2006.
Согласно заключению от 27 июля 2017 года истец страдает заболеванием, входящим в перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь". Она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Аналогичное заключение дано Мадишиной Л.К. врачебной комиссией Набережночелнинского ПНД ГАУЗ РКПБ имени академика ВМ Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан 12 апреля 2018 года.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 19 августа 2014 года Мадишина Л.К. с составом семьи из двух человек принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, её семья числиться за N 117.
"дата" у Мадишиной Т.И. родился сын - Мадишин Т.И.
27 ноября 2017 года истец обратилась к ответчику с заявлением о признании её малоимущей и включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением в список первоочередного обеспечения жильем с составом семьи из трех человек, однако в предоставлении жилого помещения отказано в связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений. Кроме того, ответчик указал, что предоставление жилого помещения вне очереди нарушит права других инвалидов, принятых на учет ранее.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 13 февраля 2018 года семья Мадишиной Л.К. признана малоимущей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Согласно копии справки с места жительства от 30 октября 2017 года, в "адрес" зарегистрированы и проживают: Мадишина Л.К, её сын - Мадишин Т.И, дочь - Мадишина З.Р, собственник - Губайдуллин И.К, его дети - Губайдуллин А.И, Гизатуллина А.И. и жена - Губайдуллина С.Н.
Из Единого государственного реестра недвижимости от 28 ноября 2017 года следует, что у Мадишиной Л.К. на территории Республики Татарстан объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, приняты все предусмотренные законом меры к установлению по делу юридически значимых фактов, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.
При указанных обстоятельства и с учетом вышеизложенных норм материального права городской суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска, поскольку органом местного самоуправления Мадишина Л.К. признана малоимущей и включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, она страдает тяжелой формой хронического заболевания и совместное проживание с ней других лиц невозможно.
Семья истца Мадишиной Л.К. признана малоимущей в целях предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
В силу приведённых норм Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Поскольку семья истца является малоимущей, то она должна быть обеспечена жилым помещением в соответствии с приведёнными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия отмечает, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17 декабря 2009 года N 1563-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Таким образом, данное законоположение, направленное на реализацию положений статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе. Что же касается части третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", то, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства, сама по себе она также не направлена на ограничение конституционных прав заявителя.
Органом местного самоуправления Мадишина Л.К, таким образом, признана малоимущей, включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, она страдает тяжелой формой хронического заболевания и совместное проживание с ней других лиц невозможно.
Доводы, на которые представитель ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан - Крикун Ю.И. ссылается в апелляционной жалобе, не могут служить мотивом к отмене решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Они были городским судом оценены, что нашло отражение а принятом по делу решении.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16 апреля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан - Крикун Ю.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.