Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Содержание проблемы
По данным Областного комитета государственной статистики на 01.01.2000 г. в области насчитывается 8464 малых предприятия с численностью занятых 95,1 тыс. человек и, по данным Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Тульской области, 47,5 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. Общая численность занятых в малом бизнесе составляет 142,6 тыс.человек или 18% от числа занятых в экономике области.
Выручка от реализации произведенной малыми предприятиями продукции, выполненных работ (услуг) за 9 месяцев 1999 г. составила 5,5 млрд.руб. Темп роста этого показателя, отмеченный органами статистики, - 176,5 % к соответствующему периоду прошлого года в фактических ценах.
Общая сумма налоговых поступлений на 01.01.2000 г. составила 404,1 млн.руб., в том числе, в территориальный бюджет - 271,1 млн.руб. Усредненная доля малого предпринимательства в налоговых поступлениях в территориальный бюджет в 1999 году, определенная по данным муниципальных образований, - 10,2%.
По данным Тульского областного комитета государственной статистики, инвестиции в основной капитал за 1 полугодие 1999 года составили 21,7 млн.руб., из которых 41% - в строительство, 34% - в операции с недвижимым имуществом и 10% - в промышленность. (За весь 1998 год - 0,6 млн.руб.).
В целом по малому предпринимательству снизились на 0,4% удельные затраты на 1 рубль выполненных работ и услуг. Среднемесячная зарплата работников малых предприятий в сумме с выплатами социального характера за январь-июнь 1999 года составила 705,1 руб., а внешних совместителей - 758,2 руб.
В целом по отрасли на 01.07.99 г. получена прибыль 104,6 млн.руб. Наиболее прибыльны в 1 полугодии 1999 года были: оптовая торговля (36,3 млн.руб.), пищевая промышленность (16,5 млн.руб.), строительство (10,3 млн.руб.). Среди убыточных отраслей - производство строительных материалов (убыток 2,6 млн.руб.), сельское хозяйство (2,53 млн.руб.) и непроизводственные виды бытового обслуживания (1,1 млн.руб.).
Анализ статистики и сопоставление с данными по прошедшим периодам позволяют сделать некоторые выводы.
Число малых предприятий по сравнению с данными по прошлому году увеличилось на 14% при сохранении общей численности занятых в малом предпринимательстве.
В целом факт роста числа предприятий при сохранении численности может рассматриваться как положительный, свидетельствующий о привлекательности статуса малого предприятия для ведения хозяйственной деятельности и обеспечивающий стабильность малого предпринимательства как социально-экономического явления.
Впервые с 1995 года отмечен рост занятых на постоянной основе и по совместительству в целом по малому предпринимательству на 3,4%, в том числе в промышленности и строительстве - на 2,0%, на транспорте - на 12,2%, в связи - на 7,4%, в оптовой торговле - на 37%. В 1,8 раза возросло число занятых наукой и научным обслуживанием и в 1,7 раза - операциями с недвижимостью. На 5,4% снизилась общая численность занятых непроизводственными видами бытового обслуживания и на 2,7% - в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Приведенные данные официальной статистики свидетельствуют о достижении основных целей областной программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 1999 год", а именно:
наметились изменения отраслевой структуры малого предпринимательства в сторону увеличения удельного веса производственной и инновационной сфер;
переломлена негативная тенденция снижения численности занятых в малом бизнесе;
увеличилась на 20% сумма поступлений налоговых сборов и платежей субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней и на 22% - в территориальный бюджет; доля платежей субъектов малого предпринимательства в территориальный бюджет возросла с 9,7% до 10,2%.
Развитие сектора малого предпринимательства проходит в условиях общего негативного экономического фона. В частности, по данным департамента развития потребительского рынка администрации Тульской области, рост показателей розничного товарооборота в действующих ценах в 1999 году оборачивается спадом, если произвести его пересчет в сопоставимых ценах.
Отсутствие в регионе единой информационно-аналитической системы по малому предпринимательству существенно снижает эффективность государственной поддержки малого предпринимательства, так как не позволяет произвести корректную оценку отдельных мер государственной политики в отношении малого предпринимательства.
Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства не выделяются на счетах Федерального казначейства, что создает трудности с определением доли поступлений от субъектов малого предпринимательства.
Необходимо обеспечить достоверность сведений, представляемых органами госстатистики, так как статистическая отчетность малых предприятий упрощена до предела, а технология ее сбора и обработки и порядок представления информации органам государственной власти исключают в настоящее время возможность оперативного получения данных и компоновки их в разрезе муниципальных образований области.
Важно предусмотреть в регламенте деятельности территориальных органов Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов выделение субъектов малого предпринимательства в отдельную категорию налогоплательщиков, обобщение информации по поступившим от них платежам и порядок представления ее государственному органу исполнительной власти субъекта РФ.
Предстоит реализовать меры по преодолению негативных явлений, обусловленных природой малого предпринимательства.
Небольшой запас производственной и финансовой устойчивости, сильная персональная зависимость от качеств самого предпринимателя и текущие (временные) проблемы: неустойчивость и незавершенность законодательной базы деятельности, трудности в получении банковских кредитов и лизинговых услуг, нехватка квалифицированных кадров менеджеров, ограниченный доступ к информационному обмену и получению консультационных услуг в области права, экономики и т.д., высокая и нестабильная арендная плата, давление криминальных структур, сдерживают развитие сферы малого предпринимательства в области.
Перечисленные проблемы усугубляются административными барьерами, обусловленными в основном несовершенством нормативно-правовой базы, и кризисом банковской системы, и как следствие, неприемлемой ставкой банковских кредитов, ростом курса доллара, особенно отразившимся на предприятиях, имеющих кредиторскую задолженность в валюте или связанных с внешними поставками, падением покупательной способности населения.
Областная программа "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2000 год" (далее программа) направлена на преодоление имеющихся проблем в развитии малого предпринимательства Тульской области. Реализация мер государственной поддержки малого предпринимательства позволит создать условия, препятствующие его уходу в теневую деятельность, привлечь инвестиции, организовать проектное финансирование с использованием потенциала банков, инвестиционных страховых и финансовых компаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.