судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики ФИО5 в составе:
председательствующего, судьи Аврамиди Т.С,
судей Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре ФИО9,
по докладу судьи ФИО15
рассмотрела в открытом судебном заседании в "адрес" гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики ФИО5 "Ялтинский горно - лесной заповедник" к Ялтинскому городскому ФИО2 Республики ФИО5, Администрации "адрес" Республики ФИО5, Крыжановской "данные изъяты" о признании незаконным решения, отмене постановления, истребовании имущества, третье лицо Министерство экологии и природных ресурсов Республики ФИО5, по апелляционной жалобе Крыжановской "данные изъяты" на решение Ялтинского городского суда Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
В августе 2016 года Государственное бюджетное учреждение Республики - ФИО5 "Ялтинский горно-лесной заповедник" обратилось в суд с иском к Ялтинскому городскому ФИО2, Администрации "адрес" Республики ФИО5 о признании недействительным постановления Администрации "адрес" Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" о предоставлении в собственность ФИО1 в порядке завершения оформления прав земельного участка, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: Республика ФИО5, "адрес", в районе открытого акционерного общества " "данные изъяты"" (далее - ОАО " "данные изъяты""), земельный участок N.
Требования мотивированы тем, что в ходе соблюдения природоохранного законодательства на особо охраняемых природных территориях на основании материалов лесоустройства Ялтинского горнолесного заповедника "данные изъяты" года установлено, что переданный по оспариваемому постановлению в собственность Крыжановской "данные изъяты". земельный участок входит в границы земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ГБУ РК " "данные изъяты" горно-лесной заповедник".
В ходе судебного разбирательства истец дополнил исковые требования и просил признать недействительным решение "данные изъяты" сессии Ялтинского городского ФИО2 Автономной Республики ФИО5 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ N об утверждении материалов выбора месторасположения земельного участка ФИО1 и даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью "данные изъяты" га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: Автономная Республика ФИО5, "адрес", в районе ОАО " "данные изъяты"", участок N, с последующей передачей в собственность, на землях Ялтинского городского ФИО2. Также истец просил отменить постановление Администрации "адрес" Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N-п о предоставлении Крыжановской "данные изъяты". в собственность земельного участка, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: Республика ФИО5, "адрес", в районе ОАО " "данные изъяты"", земельный участок N, кадастровый N и истребовать из незаконного владения Крыжановской "данные изъяты" указанный земельный участок.
Крыжановская "данные изъяты" привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Ялтинского городского суда Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ иск ГБУ РК " "данные изъяты" горно - лесной заповедник" к Администрации "адрес" Республики ФИО5, ФИО1 о признании незаконным решения, отмене постановления, истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен. В удовлетворении иска к Ялтинскому городскому ФИО2 Республики ФИО5 отказано.
Не согласившись с решением суда, Крыжановская "данные изъяты" подала апелляционную жалобу, в которой указала, что согласно действующим документам территориального планирования спорный земельный участок не причислен к землям лесного фонда либо к землям особо охраняемых природных территорий, и он до настоящего момента находится в границах населенного пункта и по виду функционального использования относится к категории "малоэтажная жилая застройка". В сложившейся ситуации имеет место спор о разграничении государственных (Республики ФИО5) и муниципальных (городской округ Ялта) земель, и как следствие, спор о границах населенного пункта, которые установлены генеральным планом "данные изъяты" года.
Также апеллянт выразила несогласие с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ N, проведенной в рамках данного гражданского дела, указав, что вывод эксперта носит вероятностный (предположительный) характер, вызывает сомнения в его обоснованности, является неясным, неполным и, как следствие, не может быть положен в основу судебного решения.
Представители Ялтинского городского ФИО2 Республики ФИО5, Администрации "адрес" Республики ФИО5 в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Крыжановской "данные изъяты" - ФИО10 заявил ходатайство о назначении по делу повторной судебной землеустроительной экспертизы, ссылаясь на то, что согласно приказа Минимущества "данные изъяты" "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельных участков" N от ДД.ММ.ГГГГ, спорный участок не входит. Ссылаясь на обстоятельства, изложенные в жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Представитель истца ФИО11 и представитель третьего лица ФИО12 в судебном заседании суда апелляционной инстанции против назначения по делу повторной экспертизы возражали, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения. При этом представитель истца пояснила, что спорный участок не вошел в приказ Минимущества РК " N от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оформление земельных участков проводится поэтапно.
Определением судебной коллегии по гражданским делами Верховного Суда Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, изложенным в протоколе судебного заседания, отказано в удовлетворении ходатайства представителя ответчика ФИО1 - ФИО10, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст.ст.87, 327.1 ГПК РФ для назначения по делу повторной экспертизы.
Заслушав судью-докладчика, изучив материалы дела, исследовав новые доказательства, принятые судебной коллегией, поскольку они направлены на установление фактических обстоятельств по делу, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что предоставленный Крыжановской "данные изъяты" земельный участок относится к землям лесного фонда, в связи с чем в силу закона не мог быть предан в собственность ответчицы, что стало основанием для признания недействительными и отмены актов органов местного самоуправления и истребования земельного участка из владения ответчицы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, при соблюдении судом норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта органа местного самоуправления, повлекшего за собой нарушение права на земельный участок.
Статьей 13 ГК РФ предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта органа местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением "данные изъяты" сессии Ялтинского городского ФИО2 Автономной Республики ФИО5 "данные изъяты" созыва от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены материалы по выбору месторасположения земельного участка Крыжановской "данные изъяты". и дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью "данные изъяты" га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: Автономная Республика ФИО5, "адрес", в районе ОАО " "данные изъяты"", земельный участок N, с последующей передачей в собственность, на землях Ялтинского городского ФИО2.
На момент принятия данного решения порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством ФИО3.
Из пункта "б" ст. 12 Земельного Кодекса ФИО3 следует, что к полномочиям сельских, поселковых, городских ФИО2 в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов была отнесена передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.
Статьей 116 ЗК ФИО3 было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.
В соответствии со ст. 118 ЗК ФИО3 граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.
Согласно Положению о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, утвержденном Приказом Министерства экологии и природных ресурсов ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N, данный заповедник создан в "данные изъяты" году в соответствии с постановлением ФИО2 ССР от ДД.ММ.ГГГГ N на территории Ялтинского городского ФИО2 Автономной Республики ФИО5 на базе Ялтинского лесхоза площадью "данные изъяты", который передан заповеднику в постоянное пользование.
На момент принятия Ялтинским городским ФИО2 Автономной Республики ФИО5 вышеуказанного решения действовала редакция Лесного кодекса ФИО3 (далее - ЛК ФИО3) от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 5 раздела VIII Заключительных положений Лесного кодекса ФИО3 предусмотрено, что до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками документами, которые подтверждают это право на ранее предоставленные земли, будут являться планово-картографические материалы.
Материалы дела содержат копию Геодезического журнала Ялтинского горно-лесного заповедника, который имеет в своем составе планшет N Ливадийского лесничества. Ялтинский горно-лесной природный заповедник являлся объектом природного заповедного фонда ФИО3, относительно которого разработан проект лесоустройства с данными планшетных съемок и определенными пределами, существовавший на момент принятия оспариваемого решения 26 сессии Ялтинского городского ФИО2 Автономной Республики ФИО5 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ N.
На момент принятия обжалуемого решения планшет Ливадийского лесничества с определенными показателями, определял границы лесного фонда и должен был учтен органом местного самоуправления при рассмотрении заявления ответчицы о даче разрешения на разработку проекта землеустройства как документ, подтверждающий границы лесного фонда.
Из заключения эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Федеральным бюджетным учреждением Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации следует, что предоставленный ФИО1 земельный участок полностью расположен в границах земельного участка, находящегося в пользовании истца согласно его материалов лесоустройства 1987 года, а также согласно плану границ и каталогу координат участка, разработанным проектным институтом общества с ограниченной ответственностью "Геоплан".
Согласно ст. 44 ЗК ФИО3 к землям природно-заповедного фонда включаются природные территории и объекты (природные заповедники, национальные природные парки, биосферные заповедники, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища), а также искусственно созданные объекты (ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства).
В соответствии со ст. 150 ЗК ФИО3 земли природно-заповедного фонда отнесены к особенно ценным землям. Изъятие особо ценных земель для несельскохозяйственных нужд не допускается. Земельные участки особо ценных земель, находящихся в государственной или коммунальной собственности, могли изыматься (выкупаться), в том числе для строительства жилья, по постановлению ФИО3.
Соответствующие решения ФИО3 или Верховной Рады ФИО3 в отношении спорного участка материалы дела не содержат.
Согласно ст. 57 Лесного кодекса ФИО3 изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решения о передаче этих земельных участков в собственность или предоставление в постоянное пользование в соответствии с ЗК ФИО3.
Изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования для жилой, общественной и промышленной застройки производится преимущественно за счет площадей, занятых кустарниками и другими малоценными насаждениями.
Изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики ФИО5. Территориальными органами центральных органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.
Соответствующих доказательств изменения целевого назначения земельного участка, в отношении которого Крыжановской "данные изъяты" разрешение на разработку проекта землеустройства по его отводу материалы дела содержат.
В соответствии со ст. 84 ЗК ФИО3 к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, принадлежат земли под объектами природного заповедного фонда, земли лесохозяйственного назначения, кроме случаев, определенных этим Кодексом.
Таким образом, на момент принятия обжалуемого решения Ялтинского городского ФИО2 Автономной республики ФИО5 изъятие земельных участков, которые находятся в пользовании заповедников, было прямо запрещено действующим законодательством, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение о даче Крыжановской "данные изъяты". разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка принято Ялтинским городским ФИО2 Автономной Республики ФИО5 с превышением предоставленных полномочий, в нарушение требований законодательства.
Республика ФИО5 принята в Российскую Федерацию с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N- ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО5 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики ФИО5 и города федерального значения Севастополя".
Решением Президиума Государственного ФИО2 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N национализированы в собственность Республики ФИО5 целостные имущественные комплексы предприятий сферы управления Государственного агентства лесных ресурсов ФИО3 и иных государственный органов, расположенных на территории Республики ФИО5 и "адрес", в том числе имущественный комплекс Ялтинского горно-лесного природного заповедника.
Приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации Положение о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, его наименование изменено на ГБУ РК " "данные изъяты" горно-лесной заповедник".
ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РК " "данные изъяты" горно-лесной заповедник" составлен акт проверки соблюдения природоохранного законодательства N, исходя из полученных натуральных исследований, а также при сопоставлении публичной кадастровой карты с материалами базового лесоустройства "данные изъяты" года было установлено, что определенные участки, передаваемые в собственность гражданам, в том числе земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", находятся в границах земель особо охраняемых природный территорий ГБУ РК " "данные изъяты" горно-лесной заповедник".
На обращение ГБУ РК " "данные изъяты" горно-лесной заповедник" Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации "адрес" ДД.ММ.ГГГГ направлена копия постановления Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п, согласно которому Крыжановской "данные изъяты". в порядке завершения оформления прав передан в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок, общей площадью "данные изъяты" кв. м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: Республика ФИО5, "адрес", в районе ОАО " "данные изъяты"", земельный участок N, из категории земель "Земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство)".
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики ФИО5 законодательно закреплены в Законе Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ NPK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО5" (далее - Закон NPK), ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики ФИО5 земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно ст. 13 Закона NPK завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона N-ФКЗ, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ и действовавших на эту дату (ч. 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется ФИО2 Республики ФИО5 (ч. 5).
Постановлением ФИО2 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики ФИО5 (далее - Порядок N).
В соответствии с п. 4 Порядка N завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона N-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 5 Порядка N возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики ФИО5, утвержденного решением Ялтинского городского ФИО2 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N 78, действующего на момент возникновения спорных отношений, к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским ФИО2; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским ФИО2.
Во исполнение Постановления ФИО2 Республики ФИО5 решением Ялтинского городского ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики ФИО5 (далее - Правила N).
П. 4 Правил N определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является Администрация "адрес" в лице Департамента имущественных и земельных отношений Администрации "адрес".
Решение о предоставлении земельного участка, продаже земельного участка оформляется и издается главой Администрации "адрес" в виде постановления Администрации "адрес" (п. 15 Правил N).
ФИО1 обратилась в Администрацию "адрес" с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на основании решения "данные изъяты" сессии Ялтинского городского ФИО2 Автономной Республики ФИО5 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ N, которым ФИО1 утверждены материалы по выбору месторасположения земельного участка и дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления Крыжановской "данные изъяты" Администрацией "адрес" вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ N-п о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона NPK категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными ЗК РФ, в том числе: природно - заповедного фонда и иного природоохранного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если данные земельные участки предоставлены организациям, осуществляющим охрану объектов окружающей среды, и находятся вне границ населенного пункта, в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов, а в прочих случаях - к категории земель, в границах которой допускается деятельность, осуществляемая на земельном участке.
Таким образом, земли "данные изъяты" горно - лесного природного заповедника отнесены к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемых решений органов местного самоуправления недействительными, отмене и истребования земельного участка из незаконного владения ответчика.
Доводы апеллянта относительно того, что согласно действующим документам территориального планирования спорный земельный участок не причислен к землям лесного фонда либо к землям особо охраняемых природных территорий, и он до настоящего момента находится в границах населенного пункта и по виду функционального использования относится к категории "малоэтажная жилая застройка" судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела.
Утверждения апеллянта о необоснованности экспертного заключения являются несостоятельными, данное заключение эксперта являлось предметом оценки суда первой инстанции, с которой соглашается судебная коллегия.
Оснований, предусмотренных ст.87 ГПК РФ, для назначения по делу повторной судебной экспертизы судебная коллегия не усматривает.
Ссылка апеллянта, на приказ Минимущества РК "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельных участков" N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому спорный земельный участок не вошел в утвержденную схему, выводов экспертизы не опровергает, поскольку оформление передачи земельных участков ведется поэтапно, и отсутствие земельного участка в схеме расположения, не свидетельствует о том, что участок не отнесен к землям лесного фонда.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон, в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
В силу изложенного выше, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Крыжановской "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий Т.С. Аврамиди
Судьи М.В. Рошка
Н.С.Хмарук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.