Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В.,
судей Дегтеревой О.В, Нестеровой Е.Б,
при секретаре Иосебашвили Э.Х,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В,
дело по апелляционной жалобе Арутюновой М.Г. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 09 ноября 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Арутюновой М.Г. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственный услуг города Москвы", Государственному казенному учреждению города Москвы Центр занятости населения города Москвы о признании права на получение социальной карты москвича, комплексных социально-реабилитационных услуг по инвалидности, признании безработной отказать",
УСТАНОВИЛА:
Арутюнова М.Г. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании права на получение в г. Москве социальной карты москвича, комплексных социально-реабилитационных услуг по инвалидности, признании безработной,- ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что является гражданкой Российской Федерации, проживает в г. Москве с 1991 г. по настоящее время, является инвалидом с детства и нуждается в мерах социальной поддержки, в предоставлении которых ей необоснованно отказано ответчиком со ссылкой на отсутствие постоянного места жительства в г. Москве.
Определением суда от 21.09.2017 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены- ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", ГКУ г. Москвы Центр занятости населения города Москвы.
В заседании суда первой инстанции истец и ее представитель исковые требования поддержали; представители ответчиков в судебном заседании исковые требования не признали.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец Арутюнова М.Г.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Арутюновой М.Г. и ее представителей- Крицковой М.Н, Варданян А.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы- Купряшкиной С.В, представителя ответчика ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы"- Гумилевой В.И, представителя ответчика ГКУ г. Москвы Центр занятости населения города Москвы- Борискина А.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Арутюновой М.Г. о признании права на получение в г. Москве социальной карты москвича, комплексных социально-реабилитационных услуг по инвалидности, в остальной части не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно Преамбуле Закона г. Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г. Москвы", настоящий Закон на основании Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов г. Москвы и иных нормативных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти города Москвы мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Москвы.
В соответствии со ст. 1 Закона г. Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г. Москвы", действие настоящего Закона распространяется на граждан, имеющих место жительства в городе Москве и отнесенных к категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона, к гражданам, которым предоставляются меры социальной поддержки относятся, в том числе: инвалиды.
Постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве" установлено, что реализация предусмотренных Законом г. Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" прав жителей города Москвы на получение социальных услуг по бесплатному проезду на городском пассажирском транспорте производится на основании социальной карты москвича, выдаваемой Многофункциональными центрами предоставления государственных услуг города Москвы.
Из преамбулы Закона г. Москвы от 26.10.2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" следует, что настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности дополнительных мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию их занятости (далее - меры социальной поддержки).
В силу ч.1 ст. 1 Закона г. Москвы от 26.10.2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона.
Согласно ч.1 ст. 4 Закона г. Москвы от 26.10.2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки следующим инвалидам I, II, III групп (независимо от причины инвалидности).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 г. N 566-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы". Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми; организации предоставления жителям города Москвы социальных услуг, психологической помощи; профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; реализации мероприятий по преодолению сиротства и устройству детей, лишенных родительского попечения, в семью; организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; содействию занятости населения, трудовой миграции; охране труда и защите от безработицы; предоставлению в указанной сфере государственных услуг; координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы при реализации государственной политики в сфере демографии.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Арутюнова М.Г, *** г.р. является гражданкой Российской Федерации, инвалидом второй группы с детства, имеет временную регистрацию по месту пребывания на срок до 12.09.2021 г. по адресу: г. Москва, ***.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Арутюновой М.Г. суд исходил из того, что факт ее постоянного проживания в г. Москве применительно к праву на получение социальной карты москвича и комплексных социально-реабилитационных услуг по инвалидности не подтвержден, поскольку необходимым условием для получения указанных мер социальной поддержки по смыслу Закона г. Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", Закона г. Москвы от 26.10.2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" является проживание в г. Москве при наличии регистрации по месту жительства.
По этим же основаниям, суд отказал и в удовлетворении исковых требований Арутюновой М.Г. о признании ее безработной.
Однако, с вышеприведенными выводами суда в полном объеме согласиться нельзя.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований истец указывает на фактическое проживание на территории г. Москвы с октября 1991 г, когда она вместе с матерью- *** А.В. прибыла с прежнего места жительства в г. Ереван.
Как следует из материалов дела, в периоды с 24.09.1999 г. по 14.11.1999 г, с 17.01.2000 г. по 16.05.2001 г, с 19.09.2006 г. по 10.11.2006 г, с 26.02.2007 г. по 26.02.2008 г, с 28.04.2009 г. по 28.04.2010 г, с 16.04.2010 г. по 16.04.2011 г, с 21.03.2011 г. по 21.03.2012 г, с 26.03.2012 г. по 26.06.2012 г, с 03.07.2012 г. по 27.06.2013 г, с 17.06.2013 г. по 17.06.2016 г, с 14.06.2016 г. по 14.06.2018 г, с 09.02.2017 г. по 09.05.2017 г. истец имела регистрацию по месту пребывания в г. Москве; в настоящее время зарегистрирована по месту пребывания до 12.09.2021 г. по адресу: г. Москва, ***, указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери истца- *** А.В. (л.д.12, 37-61).
Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 08.08.2006 г, вступившим в законную силу, установлен факт постоянного проживания истца, родившейся *** г. в г. Ереване и ее отца- *** Г.Г. на территории Российской Федерации по состоянию на 06.02.1992 г. (л.д.11).
Из материалов дела также усматривается, что Арутюнова М.Г. наблюдалась в Детской городской поликлинике N 124 ЗАО г. Москвы с рождения по сентябрь 2009 г, а после указанной даты- в ГБУЗ ГП N 212 ДЗМ филиал N 194 (л.д.25-26); с 01 по 11 класс обучалась в ГБОУ г. Москвы СОШ N 1003, где получила среднее (полное) общее образование, о чем 23.06.2010 г. ей выдан соответствующий аттестат (л.д.20); также в период с 2006 г. по 2011 г. обучалась в ГБОУ ДО детей г. Москвы "Детская музыкальная школа имени Ф.И. Шаляпина" (л.д.24), а в 2012 г. закончила полный пятилетний курс детской художественной школы "Солнцево" г. Москвы (л.д.23), истцу оформлены страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (л.д.19), полис обязательного медицинского страхования (л.д.27), в учреждениях медико-социальной экспертизы г. Москвы истцу устанавливалась инвалидность (л.д.13-16,17), состоит на учете в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области- пенсионный отдел "Солнцево-Ново-Переделкино-Внуково", как получатель страховой пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты (л.д.18, 28-36), кроме того получает в ОСЗН района Ново-Переделкино г. Москвы региональную социальную доплату до величины городского социального стандарта для неработающих граждан, зарегистрированных по месту жительства в г. Москве.
В 2016 г, 2017 г. Арутюнова М.Г. обращалась в Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы по вопросу предоставления услуг по комплексной реабилитации, в чем ей было отказано в связи с отсутствием постоянного места жительства в г. Москве (л.д.62-63, 66-67). По аналогичным основаниям истцу 25.03.2017 г. ЦГУ "Мои документы" района Солнцево отказано в приеме документов для предоставления государственной услуги "Оформление и выдача социальной карты" (л.д.68).
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.10. 2008 г. N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства, тем самым, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
При таких обстоятельствах, поскольку истцом представлены доказательства фактического проживания на территории г. Москвы, обучения и получения по месту жительства в г. Москве медицинской помощи, что в совокупности указывает на постоянный характер места жительства в г. Москве, оспариваемое решение в части отказа в удовлетворении исковых требований Арутюновой М.Г. о признании права на получение в г. Москве социальной карты, комплексных социально-реабилитационных услуг по инвалидности нельзя признать законным и обоснованным, в данной части оно подлежит отмене, а требования истца подлежат удовлетворению.
В то же время, вывод суда первой инстанции в части отсутствия оснований для признания истца безработной является обоснованным, поскольку исходя из положений ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", п. 3, 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 г. N 891, безработными признаются только граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, для чего наличие регистрации по месту жительства в г. Москве не требуется.
Между тем, из материалов дела не следует, что истец является гражданином, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. N 891, при этом соответствующие разъяснения были даны истцу ГКУ г. Москвы Центр занятости населения города Москвы в ответе на обращение от 15.07.2016 г. (л.д.64-65).
Учитывая изложенное, исходя из предмета заявленных истцом требований, вывод суда первой инстанции в части отсутствия оснований для признания Арутюновой М.Г. безработной является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 09 ноября 2017 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Арутюновой М.Г. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственный услуг города Москвы", Государственному казенному учреждению города Москвы Центр занятости населения города Москвы о признании права на получение социальной карты москвича, комплексных социально-реабилитационных услуг по инвалидности -отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым признать за Арутюновой М.Г. право на получение в г. Москве социальной карты и комплексных социально-реабилитационных услуг по инвалидности.
В остальной части решение Басманного районного суда г. Москвы от 09 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Арутюновой М.Г.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.