Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г,Кучерявенко А.А,
при секретаре Федосовой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 22 ноября 2017 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление закрытого акционерного общества "АРТС-Медиа" об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г, уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 6062,1 кв.м. с кадастровым номером ****** по адресу: ******, в размере его рыночной стоимости, равной 260072917 (двести шестьдесят миллионов семьдесят две тысячи девятьсот семнадцать) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 18,5 кв.м. с кадастровым номером ****** по адресу: ******, строение 1, в размере его рыночной стоимости, равной 456958 (четыреста пятьдесят шесть тысяч девятьсот пятьдесят восемь) руб. иопределенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Датой обращения закрытого акционерного общества "АРТС-Медиа" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 29 августа 2017 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами ****** и ****** для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами ****** и ****** в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать закрытому акционерному обществу "АРТС-Медиа" в удовлетворении административного искового заявления к Департаменту городского имущества города Москвы, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу закрытого акционерного общества "АРТС-Медиа" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 (четыре тысячи) руб. и расходы на оплату услуг представителя 10000 (десять тысяч) руб.
Отказать закрытому акционерному обществу "АРТС-Медиа" в удовлетворении заявления о взыскании расходов по подготовке отчета в размере 199000 руб,
УСТАНОВИЛА:
ЗАО "АРТС-Медиа" обратилось в Московский городской суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами ******, ******, в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, согласно представленному отчету об оценке от 19 июня 2017 г. N072017.01м, подготовленному оценщиком АО "Бизнес-Фактор", по состоянию на 1 января 2016 года, а именно в размере 260 072 917 рублей и 456 958 рублей, соответсвенно.
Требования мотивированы тем, что ЗАО "АРТС-Медиа" является собственником вышеуказанных нежилых зданий, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 года установлена соответственно в размере 305 252 377 рублей 68 копеек и 577 525 рублей 60 копеек. Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости зданий.
Представитель административного истца ЗАО "АРТС-Медиа" Васина Ю.А. в судебном заседании первой инстанции поддержала заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость зданий, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в соответствии с отчетом об оценке. Также просила взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 руб, услуг подготовки отчета об оценке в размере 199 000 руб, на представителя в размере 99 000 руб.
В судебное заседание первой инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Лисицкий Д.И. явился, возражал против удовлетворения требований в полном объеме.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание первой инстанции не явились.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы.
Проверив материалы дела,обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено, что ЗАО "АРТС-Медиа" на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером с кадастровым номером ******, общей площадью 4 342,5 кв.м, расположенное по адресу: ******
На основании п остановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого здания с кадастровым номером ****** в размере 305252377 руб. 68 коп, нежилого здания с кадастровым номером ****** в размере 577525 руб. 60 коп.
Сведения об указанной кадастровой стоимости объектов недвижимости внесенывЕдиный государственный реестр недвижимости.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
ЗАО "АРТС-Медиа", согласно положениям главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций, исходя из кадастровой оценки объектов недвижимого имущества.
Административный истец, являясь собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами ******,******, имеет законный интерес в установлении в отношении спорных объектов недвижимого имущества кадастровой стоимости в размере их действительной рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом первой инстанции установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при УправленииРосреестра по Москве.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве административному истцу отказано в удовлетворении заявления.
Оспаривая кадастровую стоимость объектов капитального строительства, административный истец представил отчет об оценке от 19 июня 2017 г. N072017.01м, подготовленный оценщиком АО "Бизнес-Фактор", согласно данному отчету рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого здания с кадастровым номером ****** составляет 260 072 917 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ****** составляет 456 958 рублей.
На указанный отчет получено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" от 30 июня 2017 г. N526/06-17.
Суд первой инстанции обосновано, исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, указал, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Более того, суд, оценив в соответствии со статьей 84 и по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу, что оценка объектов недвижимого имущества проведена оценщиком в строгом соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ, Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 N 297, 298, 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611; приведенные в отчетах выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого нежилых зданий сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием обосновано и мотивировано избранных подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки; суд считает, что приведенные в отчете сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости города Москвы на дату оценки по спорному сегменту и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, о местоположении зданий, их количественных и качественных характеристиках; в качестве ценообразующих факторов отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают объекты оценки; корректировки приведены по всем значимым элементам сравнения; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными; в отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате его подготовке, приложены копии необходимых материалов и распечатки; заключение не
допускает неоднозначного толкования; в отчете изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объектов оценки; информация об объектахоценки, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объектов недвижимости, подтверждена; состав и последовательность представленных в отчетах материалов и описание процесса оценки позволяют полностью воспроизвести расчет стоимости; расчеты произведены в рамках используемых подходов и позволяют объективно определить стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2016 года; содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной.
Исходя из того, что административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности отчета об оценке и определенной в нем величины рыночной стоимости нежилых зданий, не представлено, суд первой инстанции обосновано установилкадастровую стоимость вышеуказанных нежилых зданий в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от 19 июня 2017 г. N072017.01м, подготовленном оценщиком АО "Бизнес-Фактор".
Судебная коллегия находит указанные выводы суда,в обжалуемой части, законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы подлежат отклонению, поскольку доказательств, которые опровергали бы заявленную административным истцом рыночную стоимость нежилых зданий и свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками не представлено.
Доводы автора апелляционной жалобы о допущенных оценщиком нарушениях при проведении оценки принадлежащих истцу объектов недвижимости, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы. Возражения представителя правительства Москвы и Департамента городского имущества г.Москвы по отчету об оценке рыночной стоимости зданий построены на предположениях и не содержат объективных доказательств о том, что отчет содержит математические или методологические ошибки.
Доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что административный истец не вправе без согласования с органами исполнительной власти обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа, судебная коллегия находит необоснованными.
В силу положений пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы административных ответчиков не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и выводов судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку согласно положениям ст.ст.60-62, 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 22 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобуПравительства Москвы Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Севастьянова Н.Ю.
Адм. дело N 33а-2815
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 апреля 2018 года
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В,
судей Егоровой Ю.Г, Кучерявенко А.А,
при секретаре Федосовой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 22 ноября 2017 года,
руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 22 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.