Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Кривич Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1101/2018 по административному исковому заявлению Нестерук Нины Михайловны к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г,
УСТАНОВИЛ:
Нестерук Н.М. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилого здания - хозяйственной постройки общей площадью 1120 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002015:1444 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 114991 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания и не согласен с его кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2014 г, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 30 ноября 2017 г. N30-11/17, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Вертекс консалтинг".
В судебном заседании представитель административного истца Нестерук Н.М. - Нестерук А.В, действующий по доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агатов А.А, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, приведенным в письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей административных истца, ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание - хозяйственная постройка общей площадью 1120 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002015:1444 по адресу: "... ", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", кадастровая стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 г. составляет 31322916 руб. 80 коп. (л.д.20).
Согласно письменному ответу Инспекции ФНС России N33 по г.Москве от 26 марта 2018 г. N05-29/20728 на запрос суда, налоговое уведомление N75058196 от 22 сентября 2017 года со сроком оплаты 1 декабря 2017 года было направлено налоговым органом в адрес Нестерук Н.М. 7 октября 2017 года и получено 25 октября 2017 года. По состоянию на 21 марта 2018 г. Нестерук Н.М. не производила оплату налога на имущество физических лиц в отношении спорного нежилого здания за 2015-2016 годы. Из налогового уведомления N75058196 от 22 сентября 2017 года следует, что Нестерук Н.М. предложено оплатить налог на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в отношении спорного нежилого здания, исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 31322916 руб. 80 коп. (л.д.111-115).
Положения статей 400, 403, 409 Налогового кодекса РФ предусматривают, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
С учетом изложенного и на основании приведенных норм права административный истец являются плательщиком налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы. При этом в соответствии со статьями 401-403 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении спорного нежилого здания определяется как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством ( абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
При таких обстоятельствах, поскольку на момент обращения административного истца в суд (25 декабря 2017 года) кадастровая стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 года применялась к административному истцу в целях исчисления налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы, и налоговым органом выставлено налоговое уведомление 22 сентября 2017 года на оплату указанного налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы, суд приходит к выводу, что административный истец вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 года, ставшей архивной с 1 января 2017 года. Д оводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением основаны на неправильном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N299, предусматривают, что п ри составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания помещения, утвержденные П остановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП, административный истец предоставил отчет об оценке от 30 ноября 2017 г. N30-11/17, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Вертекс консалтинг". Однако из данного отчета усматривается, что оценщиком определена рыночная стоимость не спорного нежилого здания общей площадью 1120 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002015:1444 по адресу: "... ", а рыночная стоимость фундамента указанного строения, ввиду сноса хозяйственной постройки.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отчет об оценке от 30 ноября 2017 г. N30-11/17, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Вертекс консалтинг", не соответствует требованиям пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N299, и не может быть принят в качестве надлежащего достоверного доказательства подтверждения рыночной стоимости спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 года.
В целях определения величины рыночной стоимости спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 года, определением суда от 19 апреля 2018 г. по делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 18 мая 2018 г. N3А-1101/2018, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И.: рыночная стоимость нежилого здания - хозяйственной постройки общей площадью 1120 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002015:1444 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2014 года составляет 5432735 руб.
Представитель административного истца Нестерук А.В. согласился с выводами оценочной судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агатов А.А. не оспаривал выводы оценочной судебной экспертизы.
Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительное экспертизы административные истец и ответчики суду не заявили.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 18 мая 2018 г. N3А-1101/2018, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого нежилого здания основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием затратного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее экономическое образование, проходил профессиональную переподготовку по программе "Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности. Специализация оценка стоимости предприятий (бизнеса)", повышение квалификации по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; является членом саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Кадастр-оценка", включен в реестр членов 21 июня 2011 года, регистрационный номер 00445, подтверждается свидетельством от 26 января 2017 года; гражданская ответственность эксперта застрахована; является оценщиком I категории, стаж работы в оценочной деятельности 19 лет; эксперт является заместителем генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ".
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 18 мая 2018 г. N3А-1101/2018 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 5432735 руб, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
Поскольку рыночная стоимость нежилого здания меньше его кадастровой стоимости, суд считает возможным установить кадастровую стоимость нежилого здания - хозяйственной постройки общей площадью 1120 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002015:1444 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 5432735 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 года.
При этом отсутствуют правовые основания для установления в отношении спорного нежилого здания кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 114991 руб, так как отчет об оценке от 30 ноября 2017 г. N30-11/17, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Вертекс консалтинг", является ненадлежащим доказательством подтверждения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, ввиду несоответствия требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности и требованиями федеральных стандартов оценки.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 2 статьи 403 Налогового кодекса РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу пункта 1 статья 408
сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Положения статьи 403 Налогового кодекса РФ предусматривают, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
На основании приведенных норм права, а также учитывая, что д атой обращения административного истца в суд с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания является 25 декабря 2017 г, налоговое уведомление с требованием уплаты со сроком до 1 декабря 2017 года налога на имущество физических лиц за 2015 год и 2016 год, исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, получено налогоплательщиком 25 октября 2017 г, суд приходит к выводу, что установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 года подлежит применению в целях определения налоговой базы в отношении данного нежилого здания и исчисления налога на имущество физических лиц за 2016 год.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилого здания на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разрешая ходатайство эксперта о возмещении расходов на оплату его услуг в размере 30000 руб, суд приходит к следующим выводам.
Как указывалось выше, постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП кадастровая стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 г. определена в размере 31322916 руб. 80 коп. В ходе рассмотрения дела судом, рыночная стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере 5432735 руб. Следовательно, разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью нежилого здания, принятой и установленной судом в качестве кадастровой, составляет 82,65% и является значительной, не укладывается в приемлемый диапазон отклонений с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах заслуживают внимания доводы административного истца о том, что утвержденная постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП кадастровая стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2016 г. определена в завышенном размере и является ошибочной. Приведенные обстоятельства явились основанием для обращения административного истца в суд за защитой нарушенного права.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 г. N20-П указывается, что участие налогоплательщиков, прежде всего граждан, в чрезмерно длительных процедурах пересмотра кадастровой стоимости с неясными последствиями, сопровождающееся к тому же издержками, причем неоднократными, на оплату оценочных и экспертных работ, для многих из них весьма проблематично, что само по себе может побуждать их к отказу от защиты своих прав законными средствами, равно как и то обстоятельство, что органы публичной власти имеют перед ними и такие неоспоримые преимущества, как собственный опыт организации кадастровой оценки, участия в анализе ее результатов, разрешении споров, а также располагают для этого необходимыми средствами, особенно если при бюджетном проектировании они будут заранее предназначены для оплаты оценочно-экспертных работ и представительских юридических услуг ( Постановление от 5 июля 2016 г. N15-П). Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
На основании изложенного, а также учитывая позицию административного ответчика Правительства Москвы, представитель которого в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, суд на основании статьи 108 Кодекса административного судопроизводства РФ считает необходимым взыскать с Правительства Москвы в пользу экспертной организации расходы на оплату услуг эксперта в размере 30000 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Нестерук Нины Михайловны об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г, уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания - хозяйственной постройки общей площадью 1120 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002015:1444 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 5432735 (пять миллионов четыреста тридцать две тысячи семьсот тридцать пять) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 года.
Датой обращения Нестерук Нины Михайловны с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания считать 25 декабря 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002015:1444 для целей определения налоговой базы в отношении данного нежилого здания и исчисления налога на имущество физических лиц за 2016 год.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002015:1444 в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать Нестерук Нине Михайловне в удовлетворении административного искового заявления к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилого здания - хозяйственной постройки общей площадью 1120 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002015:1444 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 114991 руб.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" расходы на оплату услуг эксперта в размере 30000 (тридцать тысяч) руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.