Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Давтян М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алексеевой Ольги Александровны, Алексеевой Татьяны Александровны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Алексеева О.А, Алексеева Т.А. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***.
В административном исковом заявлении административные истцы просят установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "***", по состоянию на 1 января 2016 года, а именно: помещения с кадастровым номером *** в размере 2 477 100 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 1 233 300 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 7 311 700 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 1 954 100 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 62 457 500 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 24 990 700 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 5 502 100 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 29 294 900 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 5 744 400 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 5 502 100 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 364 100 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 364 800 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 366 300 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 361 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 360 400 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 384 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 375 100 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 376 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 356 700 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 381 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 370 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что являются собственниками названных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 года определена в размере 3 682 534 рублей 57 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 1 844 834 рублей 85 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 9 189 273 рублей 75 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 2 896 002 рублей 43 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 89 607 247 рублей 91 копейки в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 35 824 025 рублей 94 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 8 303 654 рублей 73 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 43 425 001 рубля 45 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 8 373 751 рубля 88 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 7 952 680 рублей 33 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 574 926 рублей 46 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 570 213 рублей 95 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 560 788 рублей 93 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 593 776 рублей 51 копейки в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 447 688 рублей 64 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 504 238 рублей 78 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 494 813 рублей 76 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 622 051 рубля 58 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***, в размере 466 538 рублей 69 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 537 226 рублей 37 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 598 489 рублей 02 копеек в
отношении помещения с кадастровым номером ***.
Поскольку административные истцы являются собственниками названных объектов недвижимого имущества, несоответствие внесённой в ЕГРН кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости спорных объектов.
Алексеева О.А, Алексеева Т.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Алексеевой О.А, Алексеевой Т.А. по доверенностям Савостьянова О.Н. в судебном заседании заявила ходатайство об отказе от административного иска об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***. Отказ от иска в указанной части принят судом, определением от 2 июля 2018 года производство по административному делу по административному иску Алексеевой Ольги Александровны, Алексеевой Татьяны Александровны в указанной части прекращено. Требования в части установления размера кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, *** представитель административных истцом уточнила, просила установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Бороухин Н.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, ЗАО "Культурно-исторический и деловой центр "Бурмистерская палата", будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Алексеева О.А. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, собственником 70/100 долей в праве собственности на нежилые помещения с кадастровыми номерами ***, ***. Собственником иных долей в праве собственности на нежилые помещения с кадастровыми номерами ***, *** является заинтересованное лицо ЗАО "Культурно-исторический и деловой центр "Бурмистерская палата". Кроме того, Алексеевой О.А, Алексеевой Т.А. принадлежит по ? доли в праве собственности на нежилое помещение с кадастровым номером ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 22-29).
Кадастровая стоимость помещений п о результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 года определена в размере 3 682 534 рублей 57 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 1 844 834 рублей 85 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 9 189 273 рублей 75 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 2 896 002 рублей 43 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ***; в размере 89 607 247 рублей 91 копейки в отношении помещения с кадастровым номером ***, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 46-50).
Административные истцы Алексеева О.А, Алексеева Т.А. в соответствии с положениями ст. ст. 399, 400, 401 НК РФ являются плательщиками налога на имущество физических лиц, и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений влияют на права и обязанности Алексеевой О.А, Алексеевой Т.А. как плательщиков налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В такой ситуации административные истцы вправе требовать установления кадастровой стоимости нежилых помещений в размере рыночной на дату определения их кадастровой стоимости, то есть на 1 января 2016 года.
Судом также установлено, что административные истцы воспользовались предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и 6 декабря 2017 года обратились с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве.
21 декабря 2017 года решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 66-75) в связи с чем Алексеева О.А, Алексеева Т.А. обратились в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Алексеевой О.А, Алексеевой Т.А. в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений был представлен отчет об оценке рыночной стоимости (т. 1, л.д. 26-144), подготовленный по заданию заявителя ООО "***", в котором рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2016 года определена в размере 2 477 100 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 1 233 300 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 7 311 700 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 1 954 100 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 62 457 500 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству представителя административных истцов была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ***.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, представленный административными истцами, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2016 года по результатам судебной экспертизы составляет 2 357 840 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 1 526 709 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 8 297 333 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 1 830 211 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 79 596 993 рубля.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителями отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "***", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности (стр. 9-24 экспертного заключения).
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административные истцы, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнили заявленные требования и просили установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки, проведенной ООО "***", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2016 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются изложенные в письменных пояснениях (т. 1, л.д. 264-268) доводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что Алексеева О.А, Алексеева Т.А. не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административным истцам Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Учитывая, что право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной предоставлено административным истцам Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, *** должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2016 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости. С учетом того, что административные истцы обратились в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 6 декабря 2017 года, принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 2 357 840 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - в размере 1 830 211 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - в размере 79 596 993 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - в размере 8 297 333 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - в размере 1 526 709 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 6 декабря 2017 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыг
а
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.