Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Быковской Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2335/2018 по административному исковому заявлению Компании с ограниченной ответственностью "АЛПЕГРУ РЕТЭЙЛ ПРОПЕРТИЗ ЛИМИТЕД" о признании незаконными действий Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившихся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с заявлением о признании незаконным бездействия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившегося в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию N 51-33318/2017 от 26.12.2017г, обязании рассмотреть по существу заявление истца в течение 15 дней с даты вступления в силу судебного акта, взыскании расходов по уплате госпошлины.
Административные исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником объекта капитального строительства (здания) с кадастровым номером *** по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.11.2017г.
Воспользовавшись правом на пересмотр кадастровой стоимости объекта, предусмотренным статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности", административный истец 18 декабря 2017г. обратился с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
Уведомлением Комиссии от 26 декабря 2017 года N 51-33318/2017 в принятии заявления было отказано в связи с тем, что указана неверная дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость; в заявлении истец указал, что кадастровая стоимость определена по состоянию на 01 января 2016 года, Комиссией указано, что по выписке из ЕГРН кадастровая стоимость установлена по состоянию на 13.07.2017г, отчет об оценке на эту дату не представлен.
Действие Комиссии, выразившееся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец считает незаконным, указывая, что им был приложен исчерпывающий пакет документов, позволяющей Комиссии рассмотреть заявление. По мнению административного истца, указанным действием Комиссии нарушено его право на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались о рассмотрении дела надлежащим образом, от Управления Росреестра по Москве в материалы дела поступил отзыв на иск.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы искового заявления и возражений на него, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что административный истец является собственником объекта капитального строительства (здания) с кадастровым номером *** по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.11.2017г. Данный объект включен в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014г. N 700-ПП.
18 декабря 2017 года административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по основанию установления в отношении объекта рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года.
К заявлению приложена выписка из ЕГРН на объект, нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права, отчет об оценке на бумажном и электронных носителях, документы на должностных лиц компании.
26 декабря 2018 года Комиссией вынесено уведомление об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 51-33318/2017. Основанием для отказа в принятии документов послужило то обстоятельство, что истцом указана неверная дата, на которую определена кадастровая стоимость (01.01.2016г. вместо 13.07.2017г.), не представлен отчет об оценке по состоянию на 13.07.2017г.
Оспаривая действие Комиссии, выразившееся в вынесении данного уведомления, административный истец указывал, что у Комиссии отсутствовали правовые основания для отказа в принятии документов и заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта, поскольку в отношении указанного объекта необходимый пакет документов был предоставлен.
Суд считает доводы представителя административного истца заслуживающими внимания.
Порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 на основании полномочий указанного органа, определенных в ст.24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ".
Пунктом 13 указанного Порядка предусмотрено, что Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости с приложением следующих документов:
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
- отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в случаях, установленных настоящим Порядком.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Пункт 15 Порядка предусматривает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чём секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утверждённом Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Между тем, как усматривается из текста уведомления 26 декабря 2017 года N 51-33318/2017, возврат документов заявителю осуществлён по причине того, что представленный в составе документов отчёт составлен на дату, несоответствующую дате, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Удовлетворяя требования административного истца, суд исходит из того, что полномочия секретаря Комиссии по приёму либо возврату заявления являются чётко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Существующий Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу ( пункты 19, 20 Порядка).
С учетом изложенного, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
С учетом изложенного, суд признает незаконным действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 26 декабря 2017 года N 51-33318/2017 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ***.
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости объекта в срок, не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Оснований для установления срока в 15 дней, как о том просил истец, суд не усматривает.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с разъяснениями, приведёнными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об оспаривании решения Комиссии судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана, за счёт казны Российской Федерации.
В такой ситуации с Управления Росреестра по Москве в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 26 декабря 2017 года N 51-33318/2017 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ***.
Устранить допущенное нарушение прав и свобод Компании с ограниченной ответственностью "АЛПЕГРУ РЕТЭЙЛ ПРОПЕРТИЗ ЛИМИТЕД", обязав Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть по существу заявление от 18 декабря 2017 года о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *** в срок не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу Компании с ограниченной ответственностью "АЛПЕГРУ РЕТЭЙЛ ПРОПЕРТИЗ ЛИМИТЕД" расходы по уплате государственной пошлины в сумме *** рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.