судья Московского городского суда Нестеренко Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Костоглодов Ю.К. на определение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2018 г., которым
отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении процессуального срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом ГКУ АМПП,
установил:
постановлением контролера ГКУ АМПП Костоглодов Ю.К. привлечен к административной ответственности по п.2 ст.8.14 КоАП РФ г. Москвы в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Считая постановление незаконным, Костоглодов Ю.К. подал жалобу в Люблинский районный суд г. Москвы одновременно с ходатайством о восстановлении срока обжалования постановления от 30.01.2017 года.
Определением судьи Люблинского районного суда г. Москвы отклонено ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления из-за отсутствия уважительных причин пропуска срока.
В жалобе заявитель просит отменить определение судьи первой инстанции по мотивам того, что постановления по делам об административном правонарушении были направлены должностным лицом по неправильному адресу и вины в этом заявителя нет, поскольку данные о месте проживания внесены в паспорт должностными лицами, которые ошиблись, ошибку заметил поздно, незаконные штрафы и невозможность обжалования постановлений не позволяют оформить резидентное разрешение на парковку автомашины.
Заявитель не явился в суд второй инстанции, извещен надлежащим образом о рассмотрении дела, ходатайств не заявил, причины неявки не сообщил, полагаю рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, полагаю определение судьи Люблинского районного суда г. Москвы подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока, судьей указано, что заявитель обязан в соответствии с действующим законодательством предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий. Заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась и, не принял все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Данный вывод судьи сделан без учета всех имеющихся в деле сведений, поэтому не может быть признан обоснованным.
Частью 1 ст. 30.4 КоАП РФ предусмотрено, что при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях", постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток... со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
Определением Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 N 1339-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ляпина А.В. на нарушение его конституционных прав частью 2 ст. 30.3 КоАП РФ" установлено, что в силу части 1 статьи 24.4 КоАП РФ заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2012 года N 271-0-0). Рассмотрение же любого ходатайства, в том числе о восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, осуществляется судьей, органом и должностным лицом, в производстве которых находится дело, в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела (статья 24.1 данного Кодекса). При этом, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 года N 990-0-0, от 21 апреля 2011 года N 465-0-0, от 21 июня 2011 года N 749-0-0, от 29 сентября 2011 года N 1066-0-0).
Таким образом, восстановление срока обжалования постановления производится также в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела при условии, что причины пропуска обусловлены уважительными причинами.
Исходя из вышеизложенного, а также обязанности органов публичной власти обеспечивать гражданам, юридическим лицам условия для реализации их прав и свобод, в том числе и права на судебную защиту, принимая во внимание, что вступившее в законную силу постановление несудебного органа по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы и рассмотрены судом общей юрисдикции в установленном порядке, не могут пересматриваться в порядке судебного надзора, заинтересованное лицо должно иметь возможность рассмотрения своего дела в суде.
Указанные обстоятельства, а также названные требования закона и последовательное намерение обжаловать постановление должностного лица не учтены судьей первой инстанции, доводы не проверены.
В связи с этим определение судьи первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением материала в тот же суд на новое рассмотрение вопроса со стадии принятия жалобы.
При новом рассмотрении вопроса судье следует обсудить доводы заявителя, вынести судебный акт в соответствии с требованиями закона, а также учесть то обстоятельство, что вступившее в законную силу постановление несудебного органа по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы и рассмотрены судом общей юрисдикции в установленном порядке, не могут пересматриваться в порядке судебного надзора, заинтересованное лицо должно иметь возможность рассмотрения своего дела в суде.
Руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.4, 30.7 КоАП РФ, судья
определил:
определение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2018 г. отменить, материал направить в тот же суд на новое рассмотрение вопроса.
Судья Московского
городского суда Нестеренко Г.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.