Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "***" по доверенности С*** А.П. на решение судьи Черемушкинского районного суда Москвы от 16 апреля 2018 года, которым постановление по делу об административном правонарушении N *** от 27 ноября 2017 года старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Центральному федеральному округу о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "***" оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении N *** от 27 ноября 2017 года старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ООО "***" признано виновным по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа 175000 рублей.
Защитник ООО "***" по доверенности Б*** О.А. обратилась в суд с жалобой на постановление должностного лица и 16 апреля 2018 года судьей Черемушкинского районного суда Москвы вынесено указанное выше решение, об отмене которого просит защитник по доводам жалобы.
В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, извещен, направил защитников З*** М.А, С**А.П, которые жалобу и доводы, в ней изложенные, поддержали полностью.
Изучив также доводы жалобы и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за н есоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу положений ст.ст.11, 18 данного Федерального закона на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, возлагаются определенные обязанности. К таким обязанностям относится как соблюдение федеральных норм и правил и иных требований в области обращения с отходами, так и разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В силу п.1 ст.22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.24 Федерального закона об охране окружающей среды нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Во исполнение указанной нормы Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан Приказ от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 4 указанного Порядка определено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Из системного толкования приведенных выше норм, проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов должны быть разработаны еще до образования отходов, так как цель лимитов на размещение отходов установить границу, после превышения, которой общество будет оказывать негативное воздействие.
Согласно статье 28 Федерального закона об отходах производства и потребления неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов дела, постановлением по делу об административном правонарушении N **** от 27 ноября 2017 года старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ООО "***" признано виновным по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа 175000 рублей, за то, что, как было установлено в ходе плановой выездной проверки с 14 июля 2017 года по 07 сентября 2017 года ООО "***" арендует нежилые помещение (договор аренды нежилого помещения N*** от 17 июня 2011 года) у ООО "****" площадью *** кв.м по адресу: Москва, ул. Наметкина *** В результате хозяйственной деятельности Общества образуются отходы: мусор от офисных и бытовых помещений организации практически не опасный код по ФККО 73310002725; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по ФККО 73310001724; отходы (остатки) демонтажа бытовой техники, компьютерного, телевизионного и прочего оборудования, непригодные для получения вторичного сырья код по ФККО 74134311724; мусор от бытовых помещений организации (исключая крупногабаритный) мусор крупногабаритный электрическое оборудование, приборы, устройства и их части (вышедшие из строя комплектующие персонального компьютера) отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства. Однако, у предприятия отсутствует документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Таким образом, ООО "****" нарушены требования ст.ст.11, 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.ст.22, 24 ФЗ "Об охране окружающей среды", что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.
При этом, должностное лицо учитывало, что ООО "***" является 100% дочерним предприятием ОАО "***", имеет ** филиалов, среди которых ** управлений по подземному хранению газа, **управления аварийно-восстановительных работ и капитального ремонта скважин, **подземных хранилища газа, эксплуатационный фонд скважин ПХГ **, ** компрессорных станций, численность ООО "***" более *** человек.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "***" подтверждены доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении N *** от 23 октября 2017 года с описанием существа вменяемого административного правонарушения, протокол составлен в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям в нем указанным оснований нет; приказом N ** от 03 июля 2017 года о проведении плановой выездной проверки; уведомлением о проведении плановой выездной проверки от 03 июля 2017 года; приказом N *** от 10 августа 2017 года о внесении изменений в приказ N *** от 03 июля 2017 года; актом проверки N *** от 12 сентября 2017 года; и иными, имеющимися в материалах дела, доказательствами.
Допустимость и достоверность данных доказательств никаких сомнений в своей совокупности не вызывает, поскольку соответствуют фактическим обстоятельствам дела и согласующимися друг с другом.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины театра в его совершении.
Учитывая, что ООО "***" нарушило законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования, оно обоснованно, с учетом требований ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было привлечено к административной ответственности за осуществление образования отходов производства и потребления, с последующим их размещением, в отсутствии действующего документа об утверждении образования отходов и лимитов на их размещение.
Действиям ООО "***" дана правильная юридическая оценка по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание отвечает требованиям закона.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч.2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами. Согласно материалам дела, обстоятельства административного правонарушения установлены должностным лицом с учетом составленного протокола об административном правонарушении и других имеющихся доказательств, в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности и допустимости которых оснований не имеется. Постановление вынесено надлежащим должностным лицом, права при привлечении к административной ответственности соблюдены, сроки и порядок привлечения к административной ответственности, правила подсудности не нарушены. Постановление должностного лица в полном объеме соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, все юридически значимые обстоятельства по делу установлены верно, норма закона применена правильная.
Судья районного суда проверил дело в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, и вынес законное и обоснованное решение.
Довод о том, что ООО "***" не является собственником отходов, так как собственность на отходы принадлежит арендодателю ООО "***", являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции, обоснованно им отвергнут с приведением мотивов принятого решения, не согласиться с которыми оснований у суда апелляционной инстанции не имеется. Данный довод противоречит требованиям, установленным п.1 ст.4, п.2 ст.11 Федерального закона 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
ООО "***" является юридическим лицом и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, законами субъекта РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Довод о том, что деятельность Общества не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, несостоятелен и противоречит изложенным выше доказательствам, из которых прямо следует, что в результате хозяйственной деятельности Общества образуются отходы.
Довод о том, что ООО "***" не подлежит федеральному экологическому надзору, признается несостоятельным, так как План проверок на 2017 год был согласован с Генеральной прокуратурой РФ в декабре 2016 года (письмо от 28.12.2016 N ***) и размещен в Федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок", соответственно, административным органом был издан приказ N ***, в который были включены проверяемые объекты, а, согласно ст.18 Федерального закона 89-ФЗ, обязанность по разработке проектов нормативов установлена не только в отношении объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору (пункт 4 указанной нормы), но и в и в отношении объектов, подлежащих региональному экологическому надзору (пункт 6).
Довод жалобы о том, что Общество было уведомлено лишь на пятый день после начала проведения плановой проверки, то есть 18 июля 2017 года, что является нарушением прав и законных интересов ООО "***" также не влечет удовлетворение жалобы, так как приказом административного органа срок проверки был установлен с 14 июля по 10 августа 2017 года, а затем продлен до 07 сентября 2017 года. Копия приказа о проверке направлена 18.07.2017 в 12.11 часов (том 1 л.д.192-198). Акт проверки составлен 12 сентября 2017 года и при ее проведении участвовали должностные лица Общества, указанные в акте. И, с учетом того, что как указано выше, проверка являлась плановой, план проверок на 2017 год согласован с Генеральной прокуратурой РФ и размещен в Федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок", полагать о нарушении прав Общество при уведомлении о начале проверки спустя пять дней после ее формального начала оснований нет.
При этом, необходимо отметить, что согласно п.12 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Согласно п.1 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", нарушение требований, предусмотренных ч.12 ст.9 в части срока уведомления о проведении проверки, признается грубым нарушением, влекущим признание проверки недействительным.
Между тем, для признания результатов проверки недействительными оснований нет, так как законность результатов данной проверки была проверена Арбитражным судом Москвы 13.04.2018, которым в удовлетворении заявления ООО "***" о признании незаконными действий административного органа при проведении данной проверки было отказано. (дело N ***).
Законность решения Арбитражного суда Москвы от 13.04.2018 подтверждена постановлением N ** от 28.06.2018 Девятого арбитражного апелляционного суда.
По существу, жалоба не содержит доводов, которые бы не были проверены судьей районного суда и которые получили надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ, с которой нет никаких оснований не соглашаться.
Приведенные в жалобе доводы не могут являться основанием для освобождения его от административной ответственности и отмены вынесенного в отношении него постановления, поскольку факт совершения ООО "***" административного правонарушения и его виновность подтверждаются собранными доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в их допустимости и достоверности не вызывают.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "***" имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, за нарушение которого ст.8.2 Кодекса РФ об АП предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами
Административное наказание назначено должностным лицом справедливое, в пределах санкции ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушений и положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, является соразмерным содеянному.
Суд апелляционной инстанции не усматривает законных и фактических оснований для снижения в соответствии с пп.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ размера административного штрафа ниже низшего предела.
В случае невозможности уплаты административного штрафа в установленный срок, ООО "***" не лишено возможности обратиться в орган, вынесший постановление, с заявлением в порядке ст.31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение вынесенного постановления должностного лица и решения судьи районного суда, по делу не допущено.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и решение судьи районного суда вынесены законно и обоснованно, в связи с чем жалоба по ее доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Черемушкинского районного суда Москвы от 16 апреля 2018 года, постановление по делу об административном правонарушении N *** от 27 ноября 2017 года старшего государственного инспектора Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы М*** Е.В. по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника С*** А.П. без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Васильев А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.