Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Содержание проблемы
Основная задача Программы - обеспечить выполнение обязательства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
В области ветхий и аварийный жилищный фонд (без частного) составляет 27,7 млн.кв.метров общей площади, 13,2% составляют жилые дома угольной отрасли, принятые в муниципальную собственность.
По данным муниципальных образований, на территории области по состоянию на 01.01.2000 г., расположено около 10 тыс. ветхих и аварийных жилых строений, общей площадью 1,99 млн.кв.метров, или 7,2% от общей площади жилищного фонда ( в том числе 1,2 млн.кв.метров принято от угольной отрасли), в которых проживает 43,5 тыс. семей численностью 96,9 тыс.человек, что составляет более 5,6% от 1716,2 тыс.человек, проживающих в области. По Российской Федерации данный процент составляет 1,5.
Наибольшую долю (60%) ветхого и аварийного жилья занимает жилищный фонд шахтерских городов и поселков.
В основном это щитовые дома, построенные для временного проживания, срок эксплуатации которых превышен более чем в два раза.
На сегодняшний день органы местного самоуправления не в состоянии решить проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, ранее принадлежащего организациям угольной отрасли.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилищного фонда занимает ветхий жилищный фонд - 81,5 процента, аварийный жилищный фонд - 18,4 процента. Аварийный жилищный фонд составляет 365,8 тыс. кв. метров.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на 1 кв.метр в ценах I квартала 2002 года для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2002-2010 гг. необходимо 11741,0 млн.руб.
Для переселения граждан при средней общей площади на 1 человека 18 кв.метров требуется построить 1745,0 тыс.кв.метров жилья.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом бюджетного финансирования всех уровней и привлечения внебюджетных источников. По мере улучшения социально-экономической ситуации в стране предусматривается увеличение объемов финансирования Программы на переселение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде (определенном на основании Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529 и признанным таковым на 01.01.2000 года).
Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему законодательством Российской Федерации.
Законодательное определение понятий "ветхого" и "аварийного" жилья на Федеральном уровне отсутствует. Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, не определены. Правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанного с вопросами собственности на объекты недвижимости в жилищной сфере.
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.
Большинство проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов для формирования целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможности для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;
носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия Федерального центра;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера в течение 8-10 лет;
носят комплексный характер и их решение окажет значительный эффект на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие и рост производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.