Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программно-целевым методом
Демографическое развитие Тульской области характеризуется рядом неблагоприятных факторов. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, численность постоянного населения области на 01.01.2007 составила 1580,6 тыс. человек (на 01.01.2006 - 1599,8 тыс. человек). Среди субъектов Центрального федерального округа (далее - ЦФО) Тульская область по численности населения занимает четвертое место.
Основная причина сокращения численности населения - высокая естественная убыль населения. Показатель естественной убыли населения по сравнению с 2005 годом снизился с 14,1 до 12,9 на 1000 человек населения, но он является одним из самых высоких в ЦФО (ЦФО - 7,7; Российская Федерация - 4,9). Высокая убыль населения обусловлена высокой смертностью и низкой рождаемостью.
Число умерших в 2006 году превысило число родившихся в Тульской области в 2,6 раза.
В 2006 году по сравнению с 2005 годом уровень рождаемости вырос с 7,8 до 8,0 родившихся на 1000 человек населения, однако он остается самым низким в ЦФО (ЦФО - 9,1; Российская Федерация - 10,4).
Несмотря на то, что рождаемость за период с 2002 по 2006 год возросла более чем на 8 процентов, суммарный ее показатель на протяжении последних лет значительно ниже уровня, необходимого для простого численного замещения поколений родителей поколениями их детей.
Нестабильность брака, снижение статуса института семьи в обществе, распространение девиаций в молодежной среде негативно отражается на показателях рождаемости.
Общий коэффициент смертности населения в 2006 году составил 20,9 умерших на 1000 человек населения (в 2005 году - 22,0). По показателю смертности в расчете на 1000 человек населения Тульская область занимает предпоследнее место в ЦФО (ЦФО - 16,8; Российская Федерация - 15,3).Основными причинами смертности населения в области являются болезни системы кровообращения (58 процентов от общего количества умерших), новообразования (12,4 процента), несчастные случаи, отравления и травмы (10,7 процента). В 2006 году по сравнению с 2005 годом показатель младенческой смертности уменьшился с 10,9 до 8,7 умерших детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся.
Неблагоприятное демографическое развитие отражается на снижении трудового потенциала области.
Средний возраст населения области составляет 43,3 года (по России - 38,5 года).
На начало 2007 года в области насчитывалось 950 тысяч человек трудоспособного возраста. В дальнейшем в эту возрастную группу начнут вступать поколения 90-х годов рождения, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить - многочисленные поколения родившихся в послевоенный период. Это приведет к снижению удельного веса трудоспособного населения с 60 процентов до 59 процентов в 2009 году.
Дальнейшее развитие получит процесс демографического старения населения, и к началу 2009 года доля лиц старше трудоспособного возраста достигнет 26,9 процента (в 2006 г. - 26,7 процента). Неблагоприятная динамика демографических процессов обусловлена чрезмерно высоким уровнем смертности населения за счет высокой доли населения старших возрастов.
Основные показатели демографического развития Тульской области в сравнении с показателями по Российской Федерации и Центральному федеральному округу отражены в таблице.
Таблица
Динамика
показателей демографического развития Тульской области
в сравнении с Российской Федерацией
и Центральным федеральным округом
за 2004 - 2006 годы
ТО 2004 |
РФ 2004 |
ЦФО 2004 |
ТО 2005 |
РФ 2005 |
ЦФО 2005 |
ТО 2006 |
РФ 2006 |
ЦФО 2006 |
|
Средний (медианный) возраст населения, лет |
43,3 | 38,3 | 41,3 | 43,2 | 38,4 | 41,4 | 43,3 | 38,5 | 41,5 |
Доля лиц моложе трудоспособного возраста, % |
14,3 | 17,4 | 14,7 | 13,5 | 16,8 | 14,3 | 13,2 | 16,0 | 13,7 |
Доля лиц старше трудоспособного возраста, % |
26,4 | 20,3 | 23,4 | 26,5 | 20,3 | 23,4 | 26,7 | 20,6 | 23,6 |
Доля лиц трудоспособного возраста, % |
59,2 | 62,3 | 61,9 | 60,0 | 62,9 | 62,3 | 60,1 | 63,4 | 62,7 |
Коэффициент рождаемости (родившихся на 1000 человек населения) |
8,0 | 10,5 | 9,0 | 7,8 | 10,2 | 8,8 | 8,0 | 10,4 | 9,0 |
Коэффициент смертности (умерших на 1000 человек населения) |
21,8 | 16,0 | 17,4 | 22,0 | 16,1 | 17,4 | 20,9 | 15,3 | 16,8 |
Коэффициент младенческой смертности (умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся) |
11,7 | 11,5 | 10,5 | 10,9 | 11,0 | 10,0 | 8,7 | 10,2 | 8,8 |
Коэффициент естественной убыли, на 1000 человек населения |
13,8 | 5,5 | 8,4 | - 14,2 |
- 5,9 |
- 8,6 |
- 12,9 |
- 4,9 |
- 7,7 |
Ожидаемая продолжительность жизни (все население) |
63,0 | 65,2 | 66,1 | 62,9 | 65,3 | 66,3 | 64,2 | 66,6 | 67,3 |
Неблагоприятная динамика демографических показателей Тульской области отражает нарушение воспроизводственного потенциала, которое невозможно преодолеть без реализации единой последовательной демографической политики на основе программно-целевого метода.
Программно-целевой метод в сфере демографического развития отвечает требованиям системности, четкому разделению полномочий и ответственности между субъектами управления на областном и местном уровнях.
Программно-целевой метод предполагает оценку эффективности государственного финансирования в сфере демографической политики на основе единых целевых показателей (индикаторов) и обеспечивает:
координацию деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества;
формирование единых целевых показателей (индикаторов); системность при разработке мероприятий, направленных на обеспечение факторов повышения рождаемости, укрепления института семьи, снижение общего коэффициента разводимости, формирование здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения;
последовательность реализации этих мероприятий;
концентрацию ресурсов и эффективное использование финансовых средств, направляемых на осуществление мер в области демографической политики.
Осуществление программных мероприятий позволит обеспечить обоснованное воздействие органов исполнительной власти Тульской области на объекты управления с целью стабилизации демографической ситуации в регионе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.