Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Тульской области
от 2 октября 2008 г. N 620
Концепция
областной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей
в Тульской области на 2009-2011 годы"
I. Изложение сути проблемы, решаемой программным методом
Недостаточное обеспечение детей, проживающих на территории Тульской области, современными оздоровительными услугами, оказываемыми учреждениями отдыха и оздоровления, расположенными в пределах области. Сокращение действующей детской оздоровительной базы, ее моральное и материальное старение.
II. Анализ причин возникновения проблемы, состояние (достаточность)
нормативных правовых актов для решения проблемы
Существовавшая до 1991 года на территории Тульской области система организации детского отдыха характеризовалась полной доступностью. Это обеспечивалось как разветвленной сетью детских оздоровительных учреждений (в середине 80-х годов детей принимали более 50 загородных стационарных лагерей), так и малыми затратами семей на пребывание в них детей. Финансирование осуществлялось профсоюзами, содержание лагерей было возложено на хозяйствующие субъекты.
После появления у организаций полномочий по самостоятельному определению порядка использования собственных средств, а также утраты профессиональными союзами ряда функций, оплата отдыха и оздоровления детей стала производиться за счет средств бюджетов всех уровней, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Кроме того, часть средств выделяется работодателями и изыскивается родителями детей. Тем не менее, общие затраты на оздоровление детей за 20 лет значительно снизились.
Как следствие на территории области на протяжении 18 лет отмечается постоянная тенденция к сокращению численности загородных оздоровительных учреждений. В 2008 году детей принимал только 21 сезонный загородный лагерь. Этот процесс обусловлен депрессивным состоянием многих предприятий оборонной и приборостроительной промышленности, закрытием шахт Подмосковного угольного бассейна. Им принадлежала значительная часть ликвидированных детских оздоровительных учреждений. Дополнительным фактором служит отказ крупных промышленных предприятий (в том числе и успешно функционирующих) от содержания лагерей в целях максимизации прибыли. Доход, получаемый от реализации путевок, не позволяет аккумулировать ресурсы, необходимые для консервации лагеря на зимний период и его подготовку к летнему сезону. Причиной является отсутствие современного менеджмента, нежелание реализовывать путевки на свободном рынке, отсутствие у собственников средств для инвестирования в развитие учреждения.
Негативно повлияли на количество закупаемых путевок существующие различия в механизме оплаты оздоровительных и санаторных оздоровительных путевок за счет средств обязательного социального страхования. Организации (работодатели) самостоятельно закупают путевки для детей своих работников за счет указанных средств. Впоследствии им компенсируется 100% стоимости санаторной оздоровительной путевки и только 50% от средней стоимости оздоровительной путевки. Предполагается, что оставшаяся часть стоимости оздоровительной путевки будет оплачена за счет средств работодателя и (не более 20%) средств родителей. В связи с нежеланием работодателей выделять соответствующие ассигнования, а также более качественными условиями проживания и оздоровления, представляемыми санаторными учреждениями, в Тульской области отмечено изменение соотношения основных форм отдыха. В 2006 году в оздоровительных лагерях побывало 25% от общего числа отдохнувших летом детей, в санаториях - 6%. В 2007 году данное соотношение изменилось и составило 22% и 12% соответственно. Это повлекло снижение общего количества детей, отдохнувших в загородных санаторных и оздоровительных учреждениях, при росте общих затрат. При этом эффективность оздоровления ребенка в санаторном оздоровительном лагере (94%) незначительно превышает аналогичный показатель для оздоровительного лагеря (89%).
Гарантированно получить оздоровительные услуги на данный момент могут только отдельные категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных учреждениях Тульской области).
Для иных категорий несовершеннолетних направление в загородный оздоровительный лагерь носит вероятностный характер и зависит от ряда объективных и субъективных факторов, в том числе от своевременности формирования работодателем заявки на оздоровление детей сотрудников за счет средств обязательного социального страхования; наличия в бюджете муниципального образования средств на проведение детской оздоровительной кампании; наличия близкорасположенного загородного оздоровительного учреждения.
Даже при условии получения путевки в оздоровительный лагерь дети, проживающие на территории различных районов области, оказываются в неравных условиях. Это обусловлено значительным различием в материальной базе оздоровительных учреждений, в том числе и муниципальных.
В итоге за период с 2001 по 2008 год количество детских оздоровительных лагерей сократилось с 39 до 21. Число детей, отдохнувших в данных учреждениях в летний период, снизилось с 30 тысяч в 2003 году до 18 тысяч в 2007. С учетом сокращения инфраструктуры в 2008 году, в летний период вместимость всех загородных лагерей составила только 16 тысяч мест.
На данный момент существует достаточно развитая нормативно-правовая база, затрагивающая вопросы детского отдыха.
Разделение полномочий в сфере отдыха и оздоровления детей определяется федеральными законами от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Соответствующие расходы предусмотрены федеральными законами от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и от 21 июля 2007 года N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
В рамках указанных федеральных законов Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений, регулирующих порядок и механизм использования средств федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования, а также определяющих основные задачи в сфере детского отдыха на 3-х летний период.
В Тульской области действует Закон Тульской области от 6 июля 1998 года N 88-ЗТО "О защите прав ребенка", приняты постановления администрации Тульской области, регулирующие порядок использования средств, получаемых Тульской областью из федерального бюджета, устанавливающие порядок открытия детских оздоровительных лагерей на базе государственных учреждений Тульской области, определяющие задачи и цели детской оздоровительной кампании на каждый календарный год.
III. Обоснование значимости проблемы для области в целом, соответствие проблемы
установленным приоритетам социально-экономического развития области
В Тульской области по состоянию на 1 января 2008 года проживает 167260 детей в возрасте от 7 до 18 лет. По итогам профилактических осмотров детского населения школьного возраста, проведенных в 2007 году, 23,3% относятся к I группе здоровья, 54,2% - ко II группе, 20,1% - к III группе, 2,2% - к IV группе, 0,2% - к V группе. Кроме того, в Тульской области более 30 тысяч детей проживает на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и в районах, имеющих статус зоны с правом на отселение.
Общее число детей в возрасте до 17 лет, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления, в 2007 году составило 98534 человека, в том числе летом - 82448 детей. Из них наиболее эффективные формы - санаторное оздоровление и оздоровление на базе загородных учреждений - получили 10,2 тысячи и 18 тысяч детей соответственно. Таким образом, значительное количество детей, имеющих показания к пребыванию в загородных лагерях, в том числе и проживающих на "чернобыльских" территориях, оказывается не охваченным оздоровлением, что негативно сказывается на их здоровье.
В качестве замены предлагается отдых детей на базе лагерей с дневным пребыванием, палаточных лагерей, многодневных походов. Сложившаяся на данный момент структура оздоровления детей решает, в основном, вопросы их отдыха и занятости в каникулярный период.
При этом, выделение путевок является эффективным механизмом адресной поддержки семей с детьми, в том числе и находящихся в трудной жизненной ситуации. Проведение специализированных профильных лагерей для одаренных детей позволит более эффективно развивать и использовать образовательный потенциал населения.
Решение проблемы обеспечения доступности детям, проживающим на территории Тульской области, качественных оздоровительных услуг, оказываемых учреждениями, расположенными в Тульской области, реализация мер, направленных на сохранение действующих оздоровительных учреждений, материально-технической базы муниципальных лагерей позволит повысить эффективность решения следующих задач Программы социально-экономического развития Тульской области до 2010 года:
поддержка молодых семей, имеющих детей (путем представления льготных путевок, организации оздоровления детей во всех видах лагерей и иных формах организованного отдыха);
усиление профилактической направленности медицинской деятельности (путем укрепления здоровья детей, относящихся к I и II группам здоровья, достижения эффекта снижения заболеваемости детей в течение учебного года);
создание благоприятных условий для реализации высокого образовательного потенциала населения и условий для развития массового спорта и спорта высоких достижений (путем проведения специализированных профильных и тематических лагерей для одаренных детей, в том числе и спортсменов);
снижение дифференциации в уровне жизни населения Тульской области (путем повышения качества оздоровительных услуг, оказываемых муниципальными лагерями для детей, проживающих в семьях со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума).
IV. Оценка потребности в ресурсах, включая финансовые,
материальные, трудовые, информационные
Планируется направить: средства бюджета Тульской области, предусмотренные на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей.
Государственный заказчик: департамент социального развития Тульской области.
Участвующие органы исполнительной власти Тульской области: департамент образования Тульской области, департамент здравоохранения Тульской области, комитет Тульской области по молодежной политике, комитет Тульской области по физической культуре, спорту и туризму, комитет Тульской области по печати и телерадиовещанию. Также участвуют муниципальные районы и городские округа Тульской области.
В процессе реализации Программы предусматривается реализация подпрограммы "Организация отдыха и оздоровления детей" и подпрограммы "Развитие загородной оздоровительной базы".
В рамках первой подпрограммы будет осуществляться:
предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований на финансирование мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей (закупка путевок в учреждения отдыха и оздоровления детей, организация палаточных лагерей и многодневных походов);
приобретение путевок в загородные оздоровительные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ведении Тульской области;
организация областных профильных лагерей органами исполнительной власти Тульской области, в компетенцию которых входит осуществление подобного вида деятельности (департамент социального развития Тульской области, департамент образования Тульской области, комитет Тульской области по физкультуре, спорту и туризму, комитет Тульской области по молодежной политике);
оплата стоимости питания в лагерях с дневным пребыванием детей для воспитанников государственных учреждений образования Тульской области;
оплата проезда организованных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к местам отдыха и обратно;
оплата (полная или частичная) расходов лиц, осуществляющих сопровождение организованных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к местам отдыха и обратно (в соответствии с обязательствами администрации Тульской области или органа исполнительной власти Тульской области в рамках договоров о сотрудничестве с различными организациями);
организация на территории Тульской области отдыха детей из иных субъектов Российской Федерации в соответствии с поручениями губернатора Тульской области.
В рамках второй подпрограммы предусматривается:
частичная реконструкция зданий и сооружений, частичное обновление материально-технической базы всех муниципальных детских лагерей (закупка систем доочистки воды, дорогостоящего оборудования длительного использования, необходимого для работы пищеблоков, прачечных, котельных);
развитие стационарных площадок для базирования палаточных лагерей;
проведение информационной кампании, формирование электронной базы данных детских оздоровительных учреждений Тульской области.
Улучшение систем водоснабжения за счет установки систем доочистки позволит не только предоставить детям возможность использования воды, нормализованной по химическому составу, но и в перспективе снизить затраты учреждений на оздоровление детей за счет отказа от закупки бутилированной воды.
Кроме того, предусматривается проведение информационной кампании среди населения о механизме получения путевки, соответствующих правах, которыми обладает застрахованный гражданин, а также об обязанностях работодателей. При этом будет создана база данных о тульских оздоровительных лагерях с возможностью доступа к ней через сеть Интернет. Это позволит в режиме реального времени фиксировать негативные отзывы о качестве оздоровительных услуг и принимать незамедлительные меры по устранению угрозы безопасности детей. Кроме того, у оздоровительных учреждений появится возможность довести информацию о себе до жителей иных регионов, что в случае непосредственной близости к Москве и Московской области позволит привлечь дополнительные доходы.
Увязывание использования средств бюджета Тульской области, выделяемых на приобретение путевок, со средствами, выделяемыми на развитие муниципальных загородных оздоровительных учреждений, в рамках единой Программы позволит загрузить реконструированные лагеря, обеспечить им благоприятные условия для начала работы и не допустить срыва детской оздоровительной кампании.
В случае реализации Программы развитие сферы детского оздоровления будет определяться следующими факторами:
интенсификация развития оздоровительных учреждений (за счет внедрения систем отопления, систем доочистки воды, строительства стационарных корпусов и дач, переноса туалетов, умывальников и душевых с улиц в жилые помещения);
возможность учреждений адаптироваться к изменениям цен на энергоносители и коммунальные услуги;
создание информационной системы, обеспечивающей непрерывный мониторинг качества оздоровительных услуг и незамедлительное реагирование на возникающие жалобы;
увеличение числа муниципальных оздоровительных учреждений;
возможность реализации невостребованных путевок на рынке Москвы и Московской области, где предъявляются высокие требования к качеству проживания детей в лагерях;
усиление конкуренции среди поставщиков детских оздоровительных путевок, что будет вызвано появлением на рынке оздоровительных учреждений, предлагающих качественные услуги по низким ценам;
повышение безопасности пребывания детей в лагере, что будет обусловлено наличием всего комплекса оборудования, необходимого для надлежащего соблюдения санитарных и пожарных норм;
возможность долгосрочного планирования использования бюджетных средств на конкурсной основе, обусловленная наличием конкуренции и гарантированным открытием лагерей-поставщиков.
Средства областного бюджета, направляемые на развитие загородной оздоровительной базы, будут использованы для проведения мероприятий по развитию и совершенствованию сложившейся материально-технической базы муниципальных оздоровительных лагерей, а именно (с указанием ожидаемых затрат на весь срок действия Программы):
1. На подготовку проектов и последующую реконструкцию, проведение капитальных ремонтов (с ориентировочным объемом необходимых средств бюджета Тульской области):
жилых корпусов с оборудованием в них отопления, санитарных узлов, водоснабжения (муниципальное учреждение "Оздоровительный лагерь "Юность", Кураковский загородный оздоровительный лагерь имени Саши Чекалина муниципального унитарного предприятия "Тулгорэлектротранс", загородный оздоровительный лагерь "Салют", муниципальное образовательное учреждение "Детский оздоровительный лагерь для детей и подростков "Ласточка", оздоровительный лагерь "Ока" - филиал муниципального оздоровительного учреждения социального обслуживания детей и молодежи "Орленок" (со стационаром) - 29,2 млн. рублей;
пищеблоков, медицинских блоков (корпусов) и закупку для них современного оборудования длительного использования и инвентаря (муниципальное учреждение "Оздоровительный лагерь "Юность", Кураковский загородный оздоровительный лагерь имени Саши Чекалина муниципального унитарного предприятия "Тулгорэлектротранс", оздоровительный лагерь "Орленок" - структурное подразделение муниципального оздоровительного учреждения социального обслуживания детей и молодежи "Орленок" (со стационаром) - 5 млн. рублей.
2. Оборудование помещений автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре (загородный оздоровительный лагерь "Салют", Кураковский загородный оздоровительный лагерь имени Саши Чекалина муниципального унитарного предприятия "Тулгорэлектротранс", оздоровительный лагерь "Орленок" - структурное подразделение муниципального оздоровительного учреждения социального обслуживания детей и молодежи "Орленок" (со стационаром), муниципальное образовательное учреждение "Детский оздоровительный лагерь для детей и подростков "Ласточка") - 5 млн. рублей.
3. Укрепление базы стационарного палаточного лагеря "Мыс доброй надежды" (Веневский район) как площадки для проведения палаточных лагерей, организованных муниципальными образованиями - 200 тыс. рублей.
При подготовке Программы муниципальным образованиям будет предложено осуществлять укрепление материально-технической базы лагерей на условиях софинансирования.
Общие затраты на организацию отдыха и оздоровления детей, развитие загородной оздоровительной базы, с учетом бюджетов иных уровней составят:
2009 год | 2010 год | 2011 год | Итого (руб.) |
|
Субсидии, выделяемые из федерального бюджета бюджету Тульской области на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей |
||||
Организация отдыха и оздоровления детей |
17740000 | 17740000 | 17740000* | 53220000* |
Бюджет Тульской области | ||||
Организация отдыха и оздоровления детей |
53000000 | 57000000 | 63000000 | 173000000 |
Развитие загородной оздоровительной базы |
6000000 | 14000000 | 20000000 | 40000000 |
Итого: | 59000000 | 71000000 | 83000000 | 213000000 |
Бюджеты муниципальных районов и городских округов (предварительная информация) |
||||
Организация отдыха и оздоровления детей |
13000000 | 13000000* | 13000000* | 39000000* |
Содержание и развитие загородных оздоровительных учреждений |
6000000 |
6000000* |
6000000* |
18000000* |
Итого: | 19000000 | 19000000* | 19000000* | 57000000* |
Консолидированный объем: |
95740000 |
107740000 * |
119740000* |
323220000* |
* - ожидаемые значения.
V. Ожидаемый результат решения проблемы и планируемые сроки реализации
Реализация программы в период 2009-2011 годов позволит достичь:
улучшения демографической ситуации за счет сохранения и улучшения здоровья детей, которые достигнут детородного возраста в период с 2012 по 2020 годы;
обеспечения адресной поддержки малоимущих семей с несовершеннолетними детьми;
выравнивания качества услуг, представляемых загородными оздоровительными лагерями, и обеспечения их равнодоступности всем детям, проживающим на территории Тульской области;
обеспечения экономии средств работодателей и Фонда социального страхования при оформлении родителям пособий по уходу за заболевшими детьми;
повышения образовательного уровня детей;
возможность привлечения муниципальными учреждениями отдыха и оздоровления детей дополнительных средств за счет реализации путевок за пределами Тульской области;
увеличения количества действующих загородных оздоровительных лагерей, находящихся в муниципальной собственности;
увеличения объема используемых на территории региона средств, выделяемых на проведение оздоровительной кампании детей из различных источников.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тульской области от 2 октября 2008 г. N 620 "О разработке Областной целевой программы "Организация... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.