Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Тульской области
от 25 ноября 2008 г. N 747
Концепция областной целевой программы "Развитие
пригородного и городского пассажирского транспорта
Тульской области на 2009-2011 годы"
I. Содержание проблемы, решаемой программным методом
В настоящее время коммерческие перевозки пассажиров автобусами на основании лицензий выполняют 690 хозяйствующих субъектов области с общим количеством транспорта более 5,3 тыс. единиц. Среди них 519 индивидуальных предпринимателей, имеющих более тысячи автобусов.
Широко используется частный автотранспорт на основе договорных отношений. Только в областном центре на условиях аренды с частными владельцами транспорта работают 11 организаций, эксплуатирующих 1,9 тыс. автобусов большой и малой вместимости, находящихся в личной собственности граждан. Вследствие такого перенасыщения транспортом рынка услуг в секторе перевозок пассажиров на регулярных маршрутах городского и пригородного сообщения обозначился ряд проблем.
Одной из глобальных проблем в сфере городских и пригородных перевозок пассажиров является отсутствие системы организации и координации движения транспортных средств.
Для выполнения задачи по организации движения требуется проведение целого ряда взаимно увязанных мероприятий. Так, в соответствии с нормативными правовыми актами по всем автобусным маршрутам должны быть сводные согласованные расписания движения автобусов, материалы обследования пассажиропотоков для определения потребностей в перевозках, являющиеся основой для разработки и согласования сводных расписаний движения. В соответствии с нормативно-правовыми актами должна формироваться и утверждаться единая маршрутная сеть в разрезе городов, муниципальных образований и области. Должна быть обеспечена регистрация всех существующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о которых необходимо своевременно обновлять на сайте администрации в сети Интернет. Выполнение этой задачи возможно лишь с помощью программного обеспечения.
В настоящее время имеет место дублирование схем движения автобусов и излишнее количество транспорта на отдельных участках маршрутов без согласования паритетных условий среди хозяйствующих субъектов.
Отсутствие согласования осуществления перевозочной деятельности создает нездоровую конкуренцию. Развитие монополизации ставит в жесткие условия малый бизнес и может поглотить малых конкурентов. Следствием острой конкурентной борьбы за рынок оказания транспортных услуг иногда становятся прецеденты даже по отношению к пассажирам.
В целях повышения уровня обслуживания населения, создания условий для здоровой конкуренции необходимо плановое развитие и совершенствование маршрутной сети.
В сфере городского и пригородного автомобильного транспорта возникла необходимость решения отдельных вопросов по повышению безопасности перевозок пассажиров. С участием автобусов в Тульской области ежегодно происходит около 300 ДТП. Анализ состояния аварийности, причин и обстоятельств ДТП, происходящих на территории области, показывает, что в 60% случаев дорожно-транспортные происшествия происходят из-за слабой подготовки водительского состава, низкой дисциплины и профессионализма водителей. Практически все ДТП становятся следствием нарушений скоростного режима, правил обгона, остановки, проезда перекрестков и т.д., и эта тенденция нарастает особенно по владельцам частного транспорта. Здесь требуется усилить совместную работу департамента транспорта и дорожного хозяйства, департамента образования и УГИБДД по улучшению подготовки водительского состава.
Почти 60% ДТП приходится на долю автобусов малой вместимости типа Газель. ДТП с участием автобусов малой вместимости сопровождается более высокими показателями по тяжести последствий. Так, если в среднем на 1 ДТП с участием автобуса большой вместимости приходится 1,15 пострадавших, то с участием Газелей - 1,62 человека. Для повышения безопасности перевозок целесообразно сокращать использование автобусов малой вместимости, обновление парка осуществлять автобусами средней и большой вместимости.
Наряду с этим необходимо решать вопросы по выведению из эксплуатации морально и технически устаревших автобусов со сроками эксплуатации более 10 лет.
Вместе с этим автомобильный транспорт имеет другие специфические проблемы. Он является одним из главных загрязнителей окружающей среды. В целом его доля в отравлении атмосферы воздуха составляет около 50% и продолжает увеличиваться. Для улучшения экологической обстановки необходимо обновлять подвижной состав транспортом, соответствующим Европейским экологическим стандартам (Евро-2 и Евро-3).
Решение проблем по замене транспорта на более безопасный (средней и большой вместимости), более экологически чистый также планируется проводить поэтапно путем установления более жестких условий при конкурсном отборе перевозчиков и при заключении договоров с перевозчиками на право осуществления регулярных перевозок.
Необходимо обратить внимание на транспортную инфраструктуру, тем более в Законе "Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области" ей придается большое значение.
В области насчитывается 5 действующих автовокзалов и 25 пассажирских автостанций, что на сегодняшний день явно недостаточно. Для обеспечения полного контроля и управления движением автобусов по регулярным пригородным маршрутам области, расширения сферы оказания услуг населению необходима модернизация и строительство новых объектов инфраструктуры в городах Тула, Новомосковск, Богородицк. При этом необходимо не только разгрузить площади автовокзалов и автостанций и подъездов к ним, но и провести организационные мероприятия по переносу конечных пунктов пригородных маршрутов к границам городов в целях рассредоточения транспорта и повышения уровня безопасности.
Строительство новых объектов должно осуществляться за счет инвестиционных вложений. В связи с этим требуется спланировать и провести организационную работу по пропаганде привлекательности необходимых новых объектов инфраструктуры и привлечению инвесторов.
В условиях ограниченного бюджетного финансирования во исполнение федерального законодательства необходимо решать социальные вопросы по выполнению частными перевозчиками нерентабельных, но социально значимых рейсов, а также по обеспечению перевозок отдельных категорий граждан, имеющих право на льготный проезд. Решение этой задачи возможно лишь за счет планомерного регулирования тарифов и совершенствования договорных отношений.
В целях повышения стабильности и безопасности функционирования транспорта в условиях перенасыщения рынка услуг требуется переход к заключению более обоснованных договоров между заказчиками транспорта и перевозчиками на транспортное обслуживание населения, с указанием всех показателей, определяющих основные требования к качеству услуг и их стоимости. Необходимо улучшать обслуживание населения, обеспечивать развитие производственной и социальной сферы хозяйствующих субъектов транспорта, выполнять наиболее важные мероприятия научно-технического прогресса. В частности, целесообразно внедрить прогрессивный метод реализации кассовой продажи билетов на все рейсы и направления маршрутов независимо от мест приобретения билета. Учитывая острую необходимость внедрения системы контроля на транспорте, целесообразно внедрить положительно зарекомендовавшую себя систему навигационного наблюдения за движением транспортных средств.
Наряду с решением проблем в сфере автомобильного транспорта необходимо развивать и совершенствовать городской наземный электрический транспорт - трамвай и троллейбус, как наиболее соответствующий требованиям безопасности дорожного движения, экологическим требованиям, и наиболее полно удовлетворяющий запросы развивающегося мегаполиса.
Требуется строительство новых участков контактных кабельных линий электротранспорта, ремонт действующих линий, обновление подвижного состава. Необходимо провести модернизацию трамвайно-троллейбусного комплекса с применением новых технологий. Работа городского электрического транспорта должна быть также скоординирована с работой городских пригородных автобусов регулярных маршрутов.
Решение возникших проблемных задач в ходе развития экономики, повышения стабильности и эффективности работы городского и пригородного транспорта возможно программным методом путем проведения организационно-технических, контрольных и регулирующих мероприятий.
II. Анализ причин возникновения проблемы, состояние (достаточность)
нормативных правовых актов для решения проблемы
Начиная с 1996 года в период перехода экономики страны на новые условия хозяйствования и развития рыночных отношений, произошло стремительное насыщение сектора оказания транспортных услуг населению по перевозкам пассажиров автобусами в регулярном сообщении автотранспортом неспециализированных предприятий и частных владельцев. Несмотря на 12-летний период формирования рынка услуг в сфере транспорта с использованием привлеченного и частного транспорта, отмену вертикали управления, по настоящее время на федеральном уровне нет регламентов организации перевозочного процесса.
До настоящего времени действуют Правила организации пассажирских перевозок 1981 года, многие положения которых устарели и не отвечают сложившимся в стране условиям. В силу специфических особенностей работы транспортной отрасли в условиях перехода и формирования рынка транспортных услуг шло стремительное и практически хаотичное развитие маршрутной сети. В целях развития предпринимательской деятельности организация транспортного обслуживания сводилась лишь к регистрации паспортов автобусных маршрутов, представляемых теми или иными отдельными перевозчиками. Открытие новых маршрутов осуществлялось по мере пополнения (обновления) автобусного парка и необходимости ввода его в эксплуатацию.
Свободное формирование рынка транспортных услуг и рост автомобильных перевозок с использованием автобусов малой вместимости наряду с положительным решением проблемы обеспечения перевозок, привели к системным транспортным заторам на внутригородских магистралях улично-дорожной сети городов и подходов к ним, что повлекло высокий уровень аварийности на улицах крупных городов из-за их недостаточной пропускной способности. В настоящее время количество используемых на городских и пригородных перевозках единиц подвижного состава малой вместимости опосредованно в 5 раз превышает возможное использование для этих целей автобусов большой вместимости. При слабом развитии градостроительства и реконструкции улиц, стремительной автомобилизации необходимо предпринимать меры по рассредоточению транспорта.
Другим отрицательным фактором стало то, что ожидаемое при реформировании саморегулирование в рыночных условиях хозяйствования в сфере автомобильного транспорта засвидетельствовало свою несостоятельность. Все более негативным следствием развития рынка на транспорте становится его монополизация. Наличие неуправляемой конкуренции способствует появлению предпринимателей, которые в силу каких-то причин оказываются в более выгодных условиях и захватывают наиболее выгодные секторы рынка. Это приводит к ситуации, когда не обеспечиваются перевозки на нерентабельных маршрутах и рейсах с малыми пассажиропотоками, остаются невыполненными социально значимые перевозки, и требуется их дополнительное регулирование.
В непростых условиях экономического состояния транспортной отрасли сегодня нельзя допустить отток с рынка услуг привлеченного и частного транспорта, это повлечет необеспеченность перевозками и другие социальные проблемы.
Поэтому решать проблемы городского и пригородного транспорта необходимо комплексно.
Нормативными правовыми актами, которые регулируют транспортную деятельность, являются:
Устав (Основной Закон) Тульской области;
Закон Тульской области от 24 июля 2006 года N 728-ЗТО "Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области";
постановление администрации Тульской области от 03.08.2007 N 409 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Тульской области".
III. Обоснование значимости проблемы для области
Транспортная отрасль является одной из крупных отраслей материального производства, обеспечивающей жизнедеятельность населения.
Работа транспорта оказывает существенное влияние на работу промышленности, стройиндустрии, торговли, сельского хозяйства, на развитие экономики и социальной сферы.
Пассажирский автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт остается самым массовым, самым доступным средством сообщения населения, в том числе и с предоставлением льгот ветеранам, инвалидам, студентам, пенсионерам и другим льготным категориям граждан согласно действующему законодательству.
Только в городском и пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования в Тульской области ежегодно перевозится около 60 млн человек, из них 65% - по городским маршрутам.
Разработка программы развития пригородного и городского пассажирского транспорта соответствует установленным приоритетам социально-экономического развития Тульской области.
Ее реализация предусматривает:
совершенствование организации работы пассажирского транспорта на городских и пригородных маршрутах;
уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;
защиту интересов потребителей транспортных услуг;
предотвращение монополизма транспортных услуг путем организации оптимального уровня конкуренции;
регулирование количества и структуры подвижного состава;
обязательность исполнения перевозчиками транспортного законодательства.
Разработка Программы предусматривает внедрение прогрессивных методов, развитие науки и технологии в сфере городского и пригородного пассажирского транспорта на территории Тульской области.
IV. Оценка потребностей в ресурсах
В качестве государственного заказчика и разработчика Программы необходимо определить департамент транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.
Срок реализации Программы: 2009-2011 годы.
Общий объем финансирования Программы за счет привлечения инвестиций из всех источников может составить около 4,3 млрд рублей, в том числе на:
внедрение автоматизированной программы мониторинга работы пассажирского транспорта - 0,350 млн рублей;
модернизацию существующей инфраструктуры транспорта общего пользования - 180,00 млн рублей;
обновление парка подвижного состава - 797,34 млн рублей;
капитальный ремонт трамвайных путей - 43,00 млн рублей;
строительство троллейбусной контактно-кабельной сети - 137,00 млн рублей;
капитально-восстановительный ремонт трамвайных вагонов - 75,00 млн рублей;
субсидии для возмещения затрат или недополученных доходов, возникающие в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг общественного транспорта, а также в случае регулирования тарифов на эти услуги - 3027,54 млн рублей.
V. Ожидаемый результат решения проблемы
Выполнение областной комплексной программы развития пригородного и городского пассажирского транспорта позволит:
повысить качество предоставляемых транспортных услуг и организацию транспортного обслуживания населения;
стабилизировать работоспособность и надежность транспортно-энергетического комплекса;
увеличить объем пассажирских перевозок на 15%;
обновить парк подвижного состава на 30%;
модернизировать транспортную инфраструктуру.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тульской области от 25 ноября 2008 г. N 747 "О разработке Областной целевой программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.