Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Тульской области
от 25 ноября 2008 г. N 747
Концепция областной целевой программы "Развитие
пригородного и городского пассажирского транспорта
Тульской области на 2009-2011 годы"
I. Содержание проблемы, решаемой программным методом
В настоящее время коммерческие перевозки пассажиров автобусами на основании лицензий выполняют 690 хозяйствующих субъектов области с общим количеством транспорта более 5,3 тыс. единиц. Среди них 519 индивидуальных предпринимателей, имеющих более тысячи автобусов.
Широко используется частный автотранспорт на основе договорных отношений. Только в областном центре на условиях аренды с частными владельцами транспорта работают 11 организаций, эксплуатирующих 1,9 тыс. автобусов большой и малой вместимости, находящихся в личной собственности граждан. Вследствие такого перенасыщения транспортом рынка услуг в секторе перевозок пассажиров на регулярных маршрутах городского и пригородного сообщения обозначился ряд проблем.
Одной из глобальных проблем в сфере городских и пригородных перевозок пассажиров является отсутствие системы организации и координации движения транспортных средств.
Для выполнения задачи по организации движения требуется проведение целого ряда взаимно увязанных мероприятий. Так, в соответствии с нормативными правовыми актами по всем автобусным маршрутам должны быть сводные согласованные расписания движения автобусов, материалы обследования пассажиропотоков для определения потребностей в перевозках, являющиеся основой для разработки и согласования сводных расписаний движения. В соответствии с нормативно-правовыми актами должна формироваться и утверждаться единая маршрутная сеть в разрезе городов, муниципальных образований и области. Должна быть обеспечена регистрация всех существующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о которых необходимо своевременно обновлять на сайте администрации в сети Интернет. Выполнение этой задачи возможно лишь с помощью программного обеспечения.
В настоящее время имеет место дублирование схем движения автобусов и излишнее количество транспорта на отдельных участках маршрутов без согласования паритетных условий среди хозяйствующих субъектов.
Отсутствие согласования осуществления перевозочной деятельности создает нездоровую конкуренцию. Развитие монополизации ставит в жесткие условия малый бизнес и может поглотить малых конкурентов. Следствием острой конкурентной борьбы за рынок оказания транспортных услуг иногда становятся прецеденты даже по отношению к пассажирам.
В целях повышения уровня обслуживания населения, создания условий для здоровой конкуренции необходимо плановое развитие и совершенствование маршрутной сети.
В сфере городского и пригородного автомобильного транспорта возникла необходимость решения отдельных вопросов по повышению безопасности перевозок пассажиров. С участием автобусов в Тульской области ежегодно происходит около 300 ДТП. Анализ состояния аварийности, причин и обстоятельств ДТП, происходящих на территории области, показывает, что в 60% случаев дорожно-транспортные происшествия происходят из-за слабой подготовки водительского состава, низкой дисциплины и профессионализма водителей. Практически все ДТП становятся следствием нарушений скоростного режима, правил обгона, остановки, проезда перекрестков и т.д., и эта тенденция нарастает особенно по владельцам частного транспорта. Здесь требуется усилить совместную работу департамента транспорта и дорожного хозяйства, департамента образования и УГИБДД по улучшению подготовки водительского состава.
Почти 60% ДТП приходится на долю автобусов малой вместимости типа Газель. ДТП с участием автобусов малой вместимости сопровождается более высокими показателями по тяжести последствий. Так, если в среднем на 1 ДТП с участием автобуса большой вместимости приходится 1,15 пострадавших, то с участием Газелей - 1,62 человека. Для повышения безопасности перевозок целесообразно сокращать использование автобусов малой вместимости, обновление парка осуществлять автобусами средней и большой вместимости.
Наряду с этим необходимо решать вопросы по выведению из эксплуатации морально и технически устаревших автобусов со сроками эксплуатации более 10 лет.
Вместе с этим автомобильный транспорт имеет другие специфические проблемы. Он является одним из главных загрязнителей окружающей среды. В целом его доля в отравлении атмосферы воздуха составляет около 50% и продолжает увеличиваться. Для улучшения экологической обстановки необходимо обновлять подвижной состав транспортом, соответствующим Европейским экологическим стандартам (Евро-2 и Евро-3).
Решение проблем по замене транспорта на более безопасный (средней и большой вместимости), более экологически чистый также планируется проводить поэтапно путем установления более жестких условий при конкурсном отборе перевозчиков и при заключении договоров с перевозчиками на право осуществления регулярных перевозок.
Необходимо обратить внимание на транспортную инфраструктуру, тем более в Законе "Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области" ей придается большое значение.
В области насчитывается 5 действующих автовокзалов и 25 пассажирских автостанций, что на сегодняшний день явно недостаточно. Для обеспечения полного контроля и управления движением автобусов по регулярным пригородным маршрутам области, расширения сферы оказания услуг населению необходима модернизация и строительство новых объектов инфраструктуры в городах Тула, Новомосковск, Богородицк. При этом необходимо не только разгрузить площади автовокзалов и автостанций и подъездов к ним, но и провести организационные мероприятия по переносу конечных пунктов пригородных маршрутов к границам городов в целях рассредоточения транспорта и повышения уровня безопасности.
Строительство новых объектов должно осуществляться за счет инвестиционных вложений. В связи с этим требуется спланировать и провести организационную работу по пропаганде привлекательности необходимых новых объектов инфраструктуры и привлечению инвесторов.
В условиях ограниченного бюджетного финансирования во исполнение федерального законодательства необходимо решать социальные вопросы по выполнению частными перевозчиками нерентабельных, но социально значимых рейсов, а также по обеспечению перевозок отдельных категорий граждан, имеющих право на льготный проезд. Решение этой задачи возможно лишь за счет планомерного регулирования тарифов и совершенствования договорных отношений.
В целях повышения стабильности и безопасности функционирования транспорта в условиях перенасыщения рынка услуг требуется переход к заключению более обоснованных договоров между заказчиками транспорта и перевозчиками на транспортное обслуживание населения, с указанием всех показателей, определяющих основные требования к качеству услуг и их стоимости. Необходимо улучшать обслуживание населения, обеспечивать развитие производственной и социальной сферы хозяйствующих субъектов транспорта, выполнять наиболее важные мероприятия научно-технического прогресса. В частности, целесообразно внедрить прогрессивный метод реализации кассовой продажи билетов на все рейсы и направления маршрутов независимо от мест приобретения билета. Учитывая острую необходимость внедрения системы контроля на транспорте, целесообразно внедрить положительно зарекомендовавшую себя систему навигационного наблюдения за движением транспортных средств.
Наряду с решением проблем в сфере автомобильного транспорта необходимо развивать и совершенствовать городской наземный электрический транспорт - трамвай и троллейбус, как наиболее соответствующий требованиям безопасности дорожного движения, экологическим требованиям, и наиболее полно удовлетворяющий запросы развивающегося мегаполиса.
Требуется строительство новых участков контактных кабельных линий электротранспорта, ремонт действующих линий, обновление подвижного состава. Необходимо провести модернизацию трамвайно-троллейбусного комплекса с применением новых технологий. Работа городского электрического транспорта должна быть также скоординирована с работой городских пригородных автобусов регулярных маршрутов.
Решение возникших проблемных задач в ходе развития экономики, повышения стабильности и эффективности работы городского и пригородного транспорта возможно программным методом путем проведения организационно-технических, контрольных и регулирующих мероприятий.
II. Анализ причин возникновения проблемы, состояние (достаточность)
нормативных правовых актов для решения проблемы
Начиная с 1996 года в период перехода экономики страны на новые условия хозяйствования и развития рыночных отношений, произошло стремительное насыщение сектора оказания транспортных услуг населению по перевозкам пассажиров автобусами в регулярном сообщении автотранспортом неспециализированных предприятий и частных владельцев. Несмотря на 12-летний период формирования рынка услуг в сфере транспорта с использованием привлеченного и частного транспорта, отмену вертикали управления, по настоящее время на федеральном уровне нет регламентов организации перевозочного процесса.
До настоящего времени действуют Правила организации пассажирских перевозок 1981 года, многие положения которых устарели и не отвечают сложившимся в стране условиям. В силу специфических особенностей работы транспортной отрасли в условиях перехода и формирования рынка транспортных услуг шло стремительное и практически хаотичное развитие маршрутной сети. В целях развития предпринимательской деятельности организация транспортного обслуживания сводилась лишь к регистрации паспортов автобусных маршрутов, представляемых теми или иными отдельными перевозчиками. Открытие новых маршрутов осуществлялось по мере пополнения (обновления) автобусного парка и необходимости ввода его в эксплуатацию.
Свободное формирование рынка транспортных услуг и рост автомобильных перевозок с использованием автобусов малой вместимости наряду с положительным решением проблемы обеспечения перевозок, привели к системным транспортным заторам на внутригородских магистралях улично-дорожной сети городов и подходов к ним, что повлекло высокий уровень аварийности на улицах крупных городов из-за их недостаточной пропускной способности. В настоящее время количество используемых на городских и пригородных перевозках единиц подвижного состава малой вместимости опосредованно в 5 раз превышает возможное использование для этих целей автобусов большой вместимости. При слабом развитии градостроительства и реконструкции улиц, стремительной автомобилизации необходимо предпринимать меры по рассредоточению транспорта.
Другим отрицательным фактором стало то, что ожидаемое при реформировании саморегулирование в рыночных у
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тульской области от 25 ноября 2008 г. N 747 "О разработке Областной целевой программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.