Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Строчкиной Е.А,
судей Солдатовой С.В, Брянского В.Ю,
при секретаре Габриеляне М.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы административного дела по апелляционной жалобе главы муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края Матусевича М.И. на решение Курского районного суда Ставропольского края от 14 февраля 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Курского района Ставропольского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края о признании бездействия незаконным,
заслушав доклад судьи Солдатовой С.В,
установила:
прокурор Курского района Ставропольского края обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района, выразившееся в необращении в период с 01.10.2015 года по 25.10.2017 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения в виде: ГТС N 1, ГТС N 2, возложить на ответчика обязанность в срок, не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу подготовить необходимую документацию и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет указанных ГТС как бесхозяйного имущества, в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 г. N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Курского района Ставропольского края проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в части реализации полномочий органов местного самоуправления по принятию на учет бесхозяйных ГТС на территории Ставропольского края.
В ходе проверки установлено, что на территории Курского района в границах муниципального образования Курского сельсовета, в юго-восточной части ст. Курской расположено гидротехническое сооружение в виде ГТС N 1 (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), образующая пруд (площадь водного зеркала 9,63 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне междуречья р. Кума и р. Малка. На гидротехническом сооружении пруда имеются следующие дефекты и повреждения: зарастание берегов пруда древесной и камышовой растительностью. Уровень безопасности эксплуатационного состояния ГТС - неудовлетворительный.
Также на территории Курского района в границах МО Курского сельсовета, в северо-западной части х. Новотаврический Курского района расположено ГТС N 2 (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), образующая пруд, имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне р. Кума; объект находится на закрытой территории, уровень безопасности не определен.
В ходе проведённой прокуратурой Курского района Ставропольского края проверки были выявлены нарушения ст.ст.8,9,15 Федерального закона от 21.07.1997 года N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" в отношении указанных ГТС.
Безопасность указанных ГТС надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий, а в случае их разрушения возможно затопление прилегающей территории, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.
Обжалуемым решением Курского районного суда Ставропольского края от 14 февраля 2018 года административное исковое заявление прокурора Курского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края о признании бездействия незаконным, удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие органа местного самоуправления -администрации муниципального образования Курского Курского района, выразившееся в необращении в период с 01.10.2015 года по 25.10.2017 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехническое сооружения в виде: - ГТС N 1 (водоподпорное сооружение - плотина водохранилища), образующая пруд (площадь водного зеркала 9,63 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне междуречья р. Кума и р. Малка, в юго - восточной части ст. Курской, географические координаты "данные изъяты" с.ш, "данные изъяты" в.д, в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей".
На орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Курского сельсовета Курского района возложена обязанность в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме документацию, необходимую для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения в виде: - ГТС N 1 (водоподпорное сооружение - плотина водохранилища), образующая пруд (площадь водного зеркала 9,63 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне междуречья р. Кума и р. Малка, в юго - восточной части ст. Курской, географические координаты "данные изъяты" с.ш, "данные изъяты" в.д, в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей".
На орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Курского сельсовета Курского района возложена обязанность в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения в виде: - ГТС N 1 (водоподпорное сооружение - плотина водохранилища), образующая пруд (площадь водного зеркала 9,63 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне междуречья р. Кума и р. Малка, в юго - восточной части ст. Курской, географические координаты "данные изъяты" с.ш, "данные изъяты" в.д, в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Требования прокурора в части признания незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района, выразившееся в необращении в период с 01.10.2015 года по 25.10.2017 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества- гидротехнического сооружения в виде: ГТС N 2 (водопроводное сооружение - плотина водохранилища), образующая пруд, расположенный в бассейне р. Кума, расположенный в северо-западной части х. Новотаврическии Курского района, географические координаты "данные изъяты" с.ш, "данные изъяты" в.д. в порядке установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с названным решением суда, административный ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не принято во внимание наличие в материалах дела сведений о передаче в аренду водного объекта. Обращает внимание, что водный объект предоставлен в пользование Мурко С.В. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
Полагает, что поскольку земельный участок и находящийся на нем водный объект находятся в собственности субъекта РФ, то в силу закона собственником ГТС должен являться собственник земельного участка и водного объекта. Само по себе не принятие мер по регистрации данного объекта в установленном законом порядке, не свидетельствует о том, что спорный ГТС является бесхозяйной вещью в контексте ст. 225 ГК РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Курского района Сафонов А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители административного ответчика - администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края, заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, заинтересованное лицо Колесников Н.Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, будучи заблаговременно извещенными о его дне и времени, что подтверждается сведениями о получении адресатами почтовой корреспонденции, содержащимися на официальном сайте Почты России, об отложении судебного разбирательства - не ходатайствовали.
Представитель заинтересованного лица - Кавказского управления Ростехнадзора направил в суд заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, поддержав обжалуемое решение суда.
В связи с чем, в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Прокурор отдела по участию прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкина И.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Заинтересованное лицо на стороне административного ответчика - Мурко С.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в суде первой инстанции о том, что он является водопользователем водного объекта - участка акватории водного объекта в виде водоема (пруда), расположенного на русле реки Кура, на юго-восточной окраине ст. Курской Курского района.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления в защиту публичных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры России от 1 апреля 2014 года N 165 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании" прокурорам предписано требовать от уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления принятия мер по постановке на учет и приведению в безопасное состояние бесхозяйных гидротехнических сооружений, скважин, химически и биологически опасных накопителей, свалок, захоронений и других потенциально опасных для здоровья человека и окружающей среды объектов.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно материалам административного дела, прокуратурой Курского района Ставропольского края проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Курского района Ставропольского края.
Абзацем 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В ходе проверки установлено, что на территории Курского района в границах муниципального образования Курского сельсовета расположено гидротехническое сооружение в виде ГТС N 1 (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина, образующая пруд (площадь водного зеркала 9,63 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне междуречья р. Кума и р. Малка. На гидротехническом сооружении пруда имеются следующие дефекты и повреждения: зарастание берегов пруда древесной и камышовой растительностью. Уровень безопасности эксплуатационного состояния ГТС - неудовлетворительный.
На территории Курского района в границах МО Курского сельсовета, в северо-западной части х. Новотаврический Курского района, расположено ГТС N 2 (водопроводное сооружение - грунтовая плотина), образующая пруд, имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне р. Кума.
В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что водный объект, расположенный на земельном участке площадью 223815 кв.м, с кадастровым номером N, с местоположением: установлено относительно ориентира севера-западная сторона х. Новотаврический, расположенного в границах участка, Курский район, Ставропольский край, на котором расположен ГТС N 2 х. Новотаврический, принадлежит на праве собственности Колесникову Н.Г. Данное обстоятельство подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, решением Курского районного суда от 26 января 2008 года.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в данной части.
Апелляционная жалоба не содержит доводов о несогласии с решением суда в указанной части.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований в части ГТС N 1, суд первой инстанции исходил из того, что водный объект, расположенный на юго-восточной окраине ст. Курской Курского района, в акватории реки Кура площадью 11,6 га (0,116 кв.м) находится в пользовании у Мурко С.В, что подтверждено решением о предоставлении водного объекта в пользование от 03.11.2016 г, выданного Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края. Согласно сведениям о водном объекте, содержащимся в вышеуказанном решении, на предоставляемом в аренду Мурко С.В, водном объекте находится земляная плотина протяженностью 500 м, ширина водоохраной зоны, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ, составляет 200 метров.
По данным филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю право собственности на указанное выше ГТС N 1 (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина) не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется.
Данные обстоятельства не опровергнуты административным ответчиком в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
В рамках обязанности участвовать в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов поселения орган местного самоуправления осуществляет предусмотренные статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), пунктом 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года N 237, а также Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931, первичные действия по обеспечению безопасности таких сооружений, а именно: организовывает мероприятия по установлению на территории муниципального образования бесхозяйных гидротехнических сооружений, осуществляет мероприятия по выявлению и учету бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории муниципального образования; при установлении бесхозяйного гидротехнического сооружения информирует о наличии на его территории бесхозяйного гидротехнического сооружения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнического сооружения, на территории которого расположено это муниципальное образование, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; обеспечивает подготовку заявления и
необходимых документов для представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомляет о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это муниципальное образование, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Частью 3 статьи 225 ГК РФ, Порядком, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931, установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, исключительно по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Поскольку указанный административным истцом объект расположен в административных границах муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края, необращение административного ответчика с заявлением о принятии объекта на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о бездействии муниципального образования, в рамках предоставленных ему федеральным законом исключительных полномочий (частью 3 статьи 225 ГК РФ).
Согласно статье 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Доказательств для иного вывода в апелляционной жалобе не содержится, в материалы дела не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, неверному истолкованию норм материального права.
Безусловные основания для отмены решения, предусмотренные частью 1 статьи 310 КАС РФ, судебной коллегией не установлены.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курского районного суда Ставропольского края от 14 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.