Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Тульской области
от 25 апреля 2009 г. N 265
Концепция долгосрочной целевой программы по улучшению
демографической ситуации в Тульской области на 2009-2012 годы
13 июля 2009 г.
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программно-целевым методом
Демографическое развитие Тульской области характеризуется рядом неблагоприятных факторов: естественной убылью населения, высоким уровнем смертности, демографическим старением населения. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, численность постоянного населения области на 01.01.2009 составила 1552,1 тыс. человек (на 01.01.2007 - 1580,5 тыс. человек, на 01.01.2008 - 1566,3 тыс. человек).
Темпы убыли населения несколько сократились за последние годы, в 2003 году численность населения уменьшилась на 1,51%, в 2004 году - на 1,40%, в 2005 году - на 1,37%, в 2006 году - на 1,21%, в 2007 и 2008 годах - на 0,9%. За период 2003-2008 годов численность жителей области стала меньше на 117,7 тыс. человек, среднегодовая убыль населения за указанный период составила 19,6 тыс. человек.
Естественная убыль обусловлена чрезмерно высоким уровнем смертности населения за счет большой доли населения старшего возраста.
Доля жителей в возрасте 60 лет и старше на начало 2008 года составляла 22,5% и была самой высокой в стране (Российская Федерация - 17,2%; Центральный федеральный округ - 20,0%). Удельный вес населения пенсионного возраста в области на начало 2008 года являлся также самым высоким в стране (26,9%), существенно превосходя показатели по Российской Федерации (21,0%) и по Центральному федеральному округу (23,9%).
Суммарный показатель рождаемости (число детей, которые были бы рождены в среднем одной женщиной репродуктивного возраста, при условии сохранения уровня рождаемости во всех возрастах неизменным) на протяжении последних лет значительно ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. В 2007 году он составлял 1,155 рождений против 2,15, необходимых для простого численного замещения поколения родителей их детьми. Большинство рождающихся в Тульской области детей являются первенцами. Среди общего числа родившихся в 2007 году вторыми по очередности рождений были 31,6% новорожденных, третьи и последующие рождения составляли 8,4%. С 2006 года сохраняется тенденция увеличения рождаемости.
В 2008 году число родившихся на 8,2% превысило уровень 2007 года, общий коэффициент рождаемости (число рождений на 1000 человек населения) вырос с 8,4 до 9,1, однако он остается самым низким в Центральном федеральном округе (Российская Федерация - 12,1; Центральный федеральный округ - 10,4).
Общий коэффициент смертности населения (число смертей на 1000 человек населения) в 2008 году составил 20,5 умерших на 1000 населения (в 2007 году - 20,4). Это один из самых высоких показателей среди субъектов Российской Федерации (Российская Федерация - 14,7; Центральный федеральный округ - 16,2).
Неблагоприятное демографическое развитие отражается на трудовом потенциале области. Средний возраст населения равняется 43,3 годам (по Российской Федерации - 38,6 года). Доля населения трудоспособного возраста в Тульской области на начало 2008 года составляла 60,0% и являлась одной из самых низких в Российской Федерации (Российская Федерация - 63,2%, Центральный федеральный округ - 62,5%). Продолжается процесс демографического старения населения, на начало 2009 года доля лиц старше трудоспособного возраста достигла 26,9% (в 2006 году - 26,7%).
Основные показатели демографического развития Тульской области в сравнении с показателями по Российской Федерации и Центральному федеральному округу отражены в таблице.
Динамика показателей демографического развития Тульской области
в сравнении с Российской Федерацией и Центральным федеральным округом
за 2006-2008 годы
/-------------------------------------------------------------------------\
| Демографические | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
| показатели |-----------------+------------------+-----------------|
| | ТО | РФ | ЦФО | ТО | РФ | ЦФО | ТО | РФ | ЦФО |
|------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----|
|Средний |43,3 |38,5 |41,5 |43,3 |38,5 | 41,5 |43,3 |38,6 |41,6 |
|(медианный) | | | | | | | | | |
|возраст населения,| | | | | | | | | |
|лет | | | | | | | | | |
|------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----|
|Доля лиц моложе|13,2 |16,0 |13,7 |13,3 |15,8 | 13,6 |13,1 |15,8 |13,6 |
|трудоспособного | | | | | | | | | |
|возраста, % (на| | | | | | | | | |
|начало года) | | | | | | | | | |
|------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----|
|Доля лиц|60,1 |63,4 |62,7 |60,1 |63,2 | 62,5 |60,0 |63,2 |62,5 |
|трудоспособного | | | | | | | | | |
|возраста, % (на| | | | | | | | | |
|начало года) | | | | | | | | | |
|------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----|
|Доля лиц старше|26,7 |20,6 |23, 6|26,6 |20,4 | 23,5 |26,9 |21,0 |23,9 |
|трудоспособного | | | | | | | | | |
|возраста, % (на| | | | | | | | | |
|начало года) | | | | | | | | | |
|------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----|
|Общий коэффициент|8,0 |10,4 | 9,0 | 8,4 |11,3 | 9,7 |9,1 |12,1 |10,4 |
|рождаемости (число| | | | | | | | | |
|родившихся на 1000| | | | | | | | | |
|человек населения)| | | | | | | | | |
|------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----|
|Общий коэффициент|20,9 |15,2 |16,7 |20,4 |14,6 | 16,1 |20,5 |14,7 |16,2 |
|смертности (число| | | | | | | | | |
|умерших на 1000| | | | | | | | | |
|человек населения)| | | | | | | | | |
|------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----|
|Коэффициент |8,9 |10,2 | 8,8 | 9,4 |9,4 | 7,8 |7,4 | 8,5 | 7,3 |
|младенческой | | | | | | | | | |
|смертности (число| | | | | | | | | |
|умерших в возрасте| | | | | | | | | |
|до 1 года на 1000| | | | | | | | | |
|человек родившихся| | | | | | | | | |
|живыми) | | | | | | | | | |
|------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----|
|Коэффициент |-12,9|-4,9 |-7,7 |-12,0|-3,3 | -6,4 |-11,4|-2,6 |-5,8 |
|естественной убыли| | | | | | | | | |
|населения на 1000| | | | | | | | | |
|человек населения | | | | | | | | | |
|------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----|
|Ожидаемая |64,2 |66,6 |67,3 |65,01|67,51|68,11 | | | |
|продолжительность | | | | | | | | | |
|жизни (все| | | | | | | | | |
|население) при| | | | | | | | | |
|рождении | | | | | | | | | |
|------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----|
|Коэффициент |666,2|580,4|595,3|663,1|577,6|594,1 |666,4|582,2|599,6|
|демографической | | | | | | | | | |
|нагрузки на| | | | | | | | | |
|трудоспособное | | | | | | | | | |
|население (на 1000| | | | | | | | | |
|человек | | | | | | | | | |
|трудоспособного | | | | | | | | | |
|населения | | | | | | | | | |
|приходится детей в| | | | | | | | | |
|возрасте 0-15 лет| | | | | | | | | |
|и лиц старше| | | | | | | | | |
|трудоспособного | | | | | | | | | |
|возраста) (на| | | | | | | | | |
|начало года) | | | | | | | | | |
\-------------------------------------------------------------------------/
Неблагоприятная динамика демографического развития Тульской области отражает нарушение воспроизводственного потенциала и формирование производительных сил региона, которые невозможно преодолеть, не реализуя последовательную и единую демографическую политику на основе программно-целевого метода.
Реализация мер, направленных на стабилизацию и улучшение демографической ситуации в Тульской области, в 2008 году способствовала улучшению некоторых важнейших показателей.
По сравнению с 2006 годом отмечено снижение младенческой смертности на 10%, увеличение показателя ранней постановки на учет по беременности до 12 недель до 81,2%, доля беременных женщин, проходящих ультразвуковое обследование, выросла до 99,6%. Количество прерываний беременности по медицинским показаниям снизилось на 10%, по социальным показаниям - на 94%.
Прогнозные оценки демографических перспектив Тульской области, выполненные в 2008 году Центром по изучению проблем народонаселения Экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по заказу департамента социального развития Тульской области, свидетельствуют о том, что численность населения Тульской области в период до 2025 года будет сокращаться.
При отсутствии дополнительных мер демографической политики численность населения Тульской области за период с 2008 по 2025 год сократится с 1566,3 тыс. человек до 1296,7 тыс. человек, что составит 269,6 тыс. человек (17,2% от уровня 2008 года).
В случае осуществления активной и эффективной демографической политики, направленной на повышение рождаемости и снижение смертности, может быть достигнуто сокращение темпов убыли населения, численность населения на конец прогнозируемого периода составит 1432,0 тыс. человек.
Долгосрочная целевая программа по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2009-2012 годы (далее - Программа) направлена на достижение основных задач социально-экономического развития Тульской области в сфере демографической политики, в том числе: разработку и реализацию комплекса мер по улучшению демографической ситуации в Тульской области, применение на уровне области соответствующих мер, направленных на поддержку молодых семей и повышение рождаемости, снижение смертности от управляемых причин в трудоспособном возрасте.
Накопленный опыт управления в сфере демографической политики, сохраняющиеся позитивные тенденции, сложившиеся в результате реализации демографической политики, подтверждают целесообразность и необходимость применения комплексного подхода к осуществлению мер демографического развития области и системного решения демографических задач в их взаимосвязи на основе программно-целевого метода.
Ориентировочные размеры целевых групп, которые планируется охватить программными мероприятиями:
не менее 14 тысяч семей с новорожденными детьми ежегодно;
600-700 женщин в период беременности и родов ежегодно;
60 многодетных матерей, награжденных знаком Тульской области - Почетный знак "Материнская слава", ежегодно;
1660 человек из числа студенческой и учащейся молодежи, участвующих в мероприятиях по профилактике алкоголизма и формированию здорового образа жизни, ежегодно;
130 представителей организаций, участвующих в повышении правовой грамотности по вопросам охраны и условий труда, ежегодно;
инфраструктурные объекты муниципальных и государственных учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения.
2. Цели, задачи, основные мероприятия и сроки реализации
долгосрочной целевой программы
Целью Программы является стабилизация численности населения Тульской области.
Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
укрепление института семьи, повышения статуса семьи в обществе;
формирование здорового образа жизни, улучшение работы медико-социальных учреждений Тульской области;
обеспечение соответствия санитарно-гигиеническим нормам и требованиям условий при оказании медицинской помощи учащимся муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждений Тульской области и организации их питания.
Достижению задач будет способствовать выполнение следующих мероприятий:
организация и проведение мероприятий по укреплению института семьи и повышению статуса семьи в обществе;
формирование здорового образа жизни, улучшение работы медико-социальных учреждений Тульской области;
совершенствование организации медицинской помощи и питания в муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждениях Тульской области.
Программа реализуется в один этап: 2009-2012 годы.
3. Ресурсное обеспечение и механизмы управления
долгосрочной целевой программой
Государственным заказчиком Программы является комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Исполнители Программы: комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, департамент социального развития Тульской области, департамент здравоохранения Тульской области, департамент образования Тульской области, департамент труда Тульской области, департамент Тульской области по молодежной политике, департамент культуры Тульской области, комитет Тульской области по делам записи актов гражданского состояния, комитет Тульской области по печати и телерадиовещанию, органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Тульской области (по согласованию).
Финансовое обеспечение Программы предполагается за счет средств бюджета Тульской области и бюджетов муниципальных образований.
Ресурсное обеспечение Программы представлено в таблице.
Постановлением Администрации Тульской области от 13 июля 2009 г. N 521 таблица
раздела 3 настоящего приложения изложена в новой редакции
/------------------------------------------------------------------\
|Наименование | Единица | Потребность |
| ресурсов |измерения|------------------------------------------|
| | | Всего | в том числе по годам: |
| | | |----------------------------------|
| | | | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
|-------------+---------+-------+--------+-------+--------+--------|
|Финансовые | | | | | | |
|ресурсы |тыс. руб.|27013,8| 7127,5 |7804,3 | 6041,0 | 6041,0 |
|-------------+---------+-------+--------+-------+--------+--------|
|Бюджет |тыс. руб.|23974,0| 5993,5 |5993,5 | 5993,5 | 5993,5 |
|области | | | | | | |
|-------------+---------+-------+--------+-------+--------+--------|
|Бюджеты |тыс. руб.|3039,8 | 1134,0 |1810,8 | 47,5 | 47,5 |
|муниципальных| | | | | | |
|образований* | | | | | | |
\------------------------------------------------------------------/
*Ожидаемые объемы финансирования.
Направления финансирования Программы из бюджета Тульской области (прочие расходы):
организация мероприятий, направленных на укрепление института семьи;
улучшение работы медико-социальных учреждений Тульской области;
совершенствование организации медицинской помощи и питания в муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждениях Тульской области.
Софинансирование мероприятий Программы из бюджетов муниципальных образований осуществляется на основе соглашений, заключенных департаментом здравоохранения Тульской области и департаментом образования Тульской области с органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Тульской области.
Управление реализацией Программы предполагается осуществлять на трех уровнях:
стратегический уровень - межведомственная комиссия по вопросам семьи, детей и демографической политике при губернаторе Тульской области, действующая на основании постановления губернатора Тульской области от 7 ноября 2006 года N 85-пг "О межведомственной комиссии по вопросам семьи, детей и демографической политике при губернаторе Тульской области";
тактический уровень - государственный заказчик - комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству;
оперативный уровень - органы исполнительной власти Тульской области-исполнители Программы.
Межведомственная комиссия по вопросам семьи, детей и демографической политике при губернаторе Тульской области осуществляет следующие функции:
рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий Программы;
подготавливает рекомендации по эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом хода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития Тульской области. Государственный заказчик - комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству:
осуществляет координацию деятельности по реализации Программы;
ежегодно при необходимости уточняет механизм реализации Программы, плановые значения показателей, расходы на реализацию мероприятий Программы;
осуществляет мониторинг реализации Программы.
Для осуществления мониторинга Программы государственный заказчик производит сбор данных для определения фактических значений показателей непосредственного и конечного результатов, составляет и представляет для оценки результативности и эффективности реализации Программы полугодовые и годовые отчеты о ходе ее реализации; производит оценку рисков реализации Программы и разрабатывает решения по их минимизации.
Органы исполнительной власти Тульской области - исполнители Программы в рамках своей компетенции:
вносят предложения об уточнении показателей, расходов на реализацию мероприятий Программы, а также о совершенствовании механизма ее реализации;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
осуществляют управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы в рамках выполнения программных мероприятий;
осуществляют отбор исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы в соответствии с действующим законодательством.
4. Социально-экономический эффект реализации
долгосрочной целевой программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основе сравнения достигнутых значений показателей с плановыми значениями.
Программой планируется:
стабилизация общего коэффициента рождаемости на уровне 8,8 в расчете на тысячу человек населения;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 65,01 года в 2007 году до уровня 65,92 года в 2012 году;
увеличение удельного веса лиц от числа опрошенных, получивших информацию по вопросам здорового образа жизни и стойкую мотивацию на ведение здорового образа жизни, с 15% в 2008 году до 30% в 2012 году;
обеспечение условий для организации медицинской помощи и питания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями во всех муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждениях Тульской области (увеличение доли муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждений Тульской области, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, с 70% в 2008 году до 100% в 2012 году).
Социальный эффект от реализации Программы выражается в увеличении рождаемости, что является актуальным фактором улучшения демографической ситуации в Тульской области. Плановые значения рождаемости в абсолютном выражении составляют не менее 14000 человек ежегодно.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тульской области от 25 апреля 2009 г. N 265 "О разработке долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.