Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Тульской области
от 29 апреля 2009 г. N 284
Концепция долгосрочной целевой программы
"Содействие занятости населения Тульской области на 2009-2011 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программно-целевым методом
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Концепцией действий на рынке труда на 2008-2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 года N 1193-р, в качестве ключевой задачи государственной политики в области регулирования рынка труда определено создание условий для повышения эффективности занятости населения.
Активные действия администрации Тульской области по реализации стратегии устойчивого развития региона позволили сохранить положительную динамику основных макроэкономических показателей, повысить жизненный уровень работников и членов их семей, стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда, удержать уровень регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах.
За 2006-2008 годы темп роста валового регионального продукта Тульской области составил 128,8%, индекс промышленного производства в сопоставимых ценах - 130,1%, индекс физического объема продукции сельского хозяйства - 121,7%.
За период 2006-2008 гг. реальные располагаемые денежные доходы населения (с учетом инфляции) выросли на 47,6%; реальная заработная плата увеличилась на 44,8%.
Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2009 года по области составил 1,01% от численности экономически активного населения при среднероссийском уровне - 1,7%.
Развитию эффективной занятости населения и снижению напряженности на региональном рынке труда способствовало привлечение в экономику области значительных инвестиционных ресурсов.
По итогам трех экономических форумов, прошедших в Тульской области в 2006-2008 годах, подписано 116 соглашений о сотрудничестве при реализации инвестиционных проектов между администрацией области и инвесторами на общую сумму около 530 млрд. рублей. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2008 году по отношению к 2005 году составил 131,3%.
Статистические показатели в сфере занятости населения Тульской области за 2006-2008 годы (таблица 1) свидетельствуют об их положительной динамике. В результате активной деятельности органов службы занятости населения и других социальных партнеров на рынке труда сократились масштабы общей безработицы, повысилась активность граждан в поиске работы, развились позитивные тенденции занятости, сформировавшиеся в период экономического роста.
Таблица 1
2006 год | 2007 год | 2008 год | |
Численность занятых граждан (на конец отчетного периода), тыс. чел. |
777,0 | 784,0 | 764,0 |
Общая численность безработных (на конец отчетного периода), тыс. чел. |
26,0 | 22,5 | 37,0 |
Уровень регистрируемой безработицы (на конец отчетного периода), % |
0,91 | 0,87 | 1,01 |
Общая численность зарегистрированных безработных (на конец отчетного периода), тыс. чел. |
7,3 | 7,1 | 8,2 |
Численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости (за отчетный период), тыс. чел. |
29,9 | 27,8 | 25,7 |
Коэффициент напряженности: человек на 1 вакансию (на конец отчетного периода) |
1,1 | 0,9 | 1,3 |
Численность безработных граждан, получающих пособие (за период), тыс. чел. |
29,6 | 26,3 | 25,3 |
Средняя продолжительность безработицы (на конец отчетного периода), мес. |
4,0 | 4,1 | 3,0 |
В то же время, несмотря на позитивные тенденции социально-экономического развития области, положение в сфере занятости остается сложным. Значительное влияние на сокращение численности трудовых ресурсов оказывает тяжелая демографическая ситуация и экологическая обстановка. Тульская область является областью с остро выраженной проблемой демографии стареющего региона.
Ключевыми проблемами, с которыми сталкиваются безработные граждане в процессе поиска подходящей работы, являются:
существенные различия между условиями найма и требованиями соискателей. Низкий уровень заработной платы по вакансиям, содержащимся в банке данных, делает их непривлекательными для потенциального работника;
высокие требования современного рынка труда к образованию и квалификации претендентов на рабочие места, их трудовой мобильности. Все выше ценится профессионализм, качество базового и дополнительного образования. В то же время основные представители регистрируемого рынка труда относятся к неконкурентоспособным категориям: лица, длительное время не работавшие и в связи с этим утратившие свою квалификацию; граждане, имеющие низкую квалификацию (уборщицы, сторожа, дворники, грузчики); выпускники без опыта работы; инвалиды, имеющие ограничения к труду по состоянию здоровья. Кроме того, как показывает практика, большинство работников, высвобождаемых в результате структурной перестройки производства, нуждаются либо в повышении квалификации, либо в получении новой специальности;
неравномерное распределение спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным и гендерным признакам;
рост безработицы в сельской местности. На протяжении 2007-2008 годов уровень безработицы превышал среднеобластной показатель. Ситуация на сельском рынке труда усугубляется недостаточным спросом на рабочую силу;
сохранение значительной дифференциации районов области по уровню безработицы и напряженности на рынке труда вследствие различий в их экономическом развитии и низкой трудовой мобильности рабочей силы;
недостаточная материальная база центров занятости населения.
Кризисные процессы в мировой экономике не могли, в той или иной мере, не отразиться на экономике региона. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тульской области (Туластата) численность экономически активного населения области к концу 2008 года составила 801,0 тыс. человек, или около 52% от общей численности населения.
К концу февраля 2009 года по данным Туластата по сравнению с аналогичным периодом 2008 года численность занятых в экономике уменьшилась на 24,5 тыс. человек и составила 758,5 тыс. человек.
В связи с кризисными явлениями в экономике, начиная с октября 2008 года, стала возрастать численность граждан, уволившихся из организаций области по различным основаниям (сокращение численности или штата, собственное желание, соглашение сторон) и обращающихся в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве.
Одновременно с увеличением численности обращающихся в поиске работы граждан снижается количество вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости населения.
В текущем году продолжается негативное влияние кризиса на рынок труда.
Численность безработных к концу февраля 2009 года по данным Туластата составила 40,0 тыс. человек, или 5,0% экономически активного населения. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года общая численность безработных увеличилась на 18,0 тыс. человек. Увольнение работников в основном производится в обрабатывающей промышленности, в том числе в машиностроении, в металлургии, химической промышленности, строительстве, на транспорте и связи.
Кроме того, следует ожидать дополнительного роста численности безработных граждан из числа работников, переведенных на режим неполного рабочего времени и находящихся в вынужденных отпусках и простое. По данным мониторинга, проводимого службой занятости населения Тульской области еженедельно, по состоянию на конец марта 2009 года более 150 организаций заявили о переводе части работников на режим неполного рабочего времени, предоставлении вынужденных отпусков и простое. Суммарная численность этих работников составила 27,0 тыс. человек.
Растет численность официально зарегистрированных безработных, которая в феврале 2009 года по сравнению с февралем 2008 года выросла на 5,2 тыс. человек и составила 12,0 тыс. человек, или 1,47% экономически активного населения.
Коэффициент напряженности на региональном рынке труда на 1 февраля 2009 года составил 1,9 человека на одну вакансию (на 1 февраля 2008 года - 0,9). Потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения Тульской области центры занятости населения (далее - центры занятости населения), уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,5 раза и на 1 марта 2009 года составила 5,9 тыс. единиц.
Практически во всех видах экономической деятельности наблюдается сокращение численности работников. В январе 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года численность работников во всех видах промышленной деятельности сократилась на 4,9%.
В 2009 году ожидается постепенное снижение численности занятых в организациях большинства видов экономической деятельности. Значительные увольнения работников ожидаются в городах Туле, Алексине, Богородицке. Сохранится тенденция увеличения среди безработных граждан лиц предпенсионного возраста, женщин, молодежи.
Ожидается, что к концу 2009 года численность безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения, может составить от 11,0 тыс. до 16,0 тыс. человек. Численность граждан, находящихся под риском увольнения, в 2009 году может составить около 58,0 тыс. человек. Кроме того, на рынок труда области выйдут около 20,2 тыс. выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и, по предварительной оценке, около 2,7 тыс. человек из них будут нуждаться в трудоустройстве.
В соответствии с прогнозом областного рынка труда общий объем потребности в кадрах в 2009-2011 годах может составить свыше 180,0 тыс. человек.
Накопленный опыт программно-целевого подхода к решению задач содействия занятости населения, развития кадрового потенциала, подготовки кадров для предприятий области, мониторинг реализации мероприятий предыдущих программ, наличие ряда нерешенных проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуации в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по вышеназванным направлениям в рамках долгосрочной целевой программы.
Мероприятиями долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Тульской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа) ориентировочно планируется охватить не менее 130 тыс. человек ежегодно.
2. Цели, задачи, основные мероприятия и сроки реализации
долгосрочной целевой программы
Цель Программы - повышение эффективности занятости населения области, создание условий для снижения уровня общей и регистрируемой безработицы и оптимизация системы управления занятостью как основы устойчивости и динамичного развития области.
Для достижения указанной цели в Программе предусмотрено решение следующих задач:
снижение общей и регистрируемой безработицы, повышение уровня занятости;
повышение информированности населения о ситуации на рынке труда, о государственных услугах, предоставляемых органами службы занятости населения;
улучшение профессиональной ориентации, психологической поддержки и социальной адаптации безработных граждан и незанятого населения;
содействие трудоустройству незанятых граждан, в том числе на временные работы;
повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
развитие форм и технологий целевого взаимодействия с работодателями в подборе персонала в рамках активного содействия трудоустройству безработных граждан и граждан, ищущих работу;
совершенствование организационных форм развития внутренней и внешней трудовой миграции, повышение мобильности трудовых ресурсов области;
повышение уровня комфортности и доступности предоставления государственных услуг;
обеспечение количественного соответствия объемов подготовки рабочих кадров и специалистов в областной системе профессионального образования профессионально-отраслевой структуре экономики области.
В Программу планируется включение мероприятий по следующим основным направлениям:
1. Повышение информированности населения и работодателей о положении на рынке труда.
Мероприятия по данному направлению будут направлены на удовлетворение потребности населения и работодателей в информационных услугах органов службы занятости населения.
2. Профессиональная ориентация граждан, психологическая поддержка и социальная адаптация безработных граждан.
Предусматривается комплекс мероприятий, направленных на организацию работ по профориентации и социальной адаптации населения области.
3. Организация содействия занятости молодежи.
В рамках мероприятий Программы предусматривается межведомственное взаимодействие, направленное на содействие во временном трудоустройстве подростков, участвующих во временной занятости (в первую очередь подростков из малообеспеченных семей, а также подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних), в том числе за счет привлечения дополнительных средств из бюджета области.
4. Организация трудоустройства граждан, ищущих работу, в том числе на временные работы.
В рамках данного направления предполагается повышение уровня трудоустройства граждан, ищущих работу, посредством применения программ активной политики занятости населения. Наряду с этим особое внимание будет уделено содействию самозанятости безработного населения.
В целях повышения роли общественных и других видов временных работ в реализации политики содействия занятости населения предусматриваются меры по информированию незанятых граждан о возможностях и условиях участия в указанных работах, а также оптимизация взаимодействия с предприятиями и организациями, администрациями муниципальных образований по определению масштабов и видов общественных работ, условий труда и его оплаты.
Также предусматриваются мероприятия по развитию предпринимательской инициативы, оказанию помощи в открытии собственного дела.
Специфика программных действий применительно к инвалидам предусматривает развитие системы их профессиональной реабилитации, установление квот, совершенствование технологии по содействию их трудоустройству.
Мероприятия по содействию занятости граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, будут направлены на содействие трудоустройству, оказание профориентационных и консультационных услуг лицам, подлежащим освобождению.
С целью обеспечения занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей будут предусмотрены программные действия, направленные на профессиональное консультирование и профессиональную подготовку, содействие в организации собственного дела, расширение взаимодействия с военными комиссариатами городов и районов области.
5. Развитие качества рабочей силы.
Учитывая возрастающие требования работодателей к квалификации работников, а также имеющееся несоответствие профессионально-квалификационного состава незанятых граждан имеющимся вакансиям, также будут предусмотрены мероприятия по повышению конкурентоспособности безработных граждан посредством их профессиональной подготовки и повышения квалификации.
6. Активизация взаимодействия с работодателями.
В рамках данного направления будет усилена работа центров занятости населения по взаимодействию с работодателями с целью их привлечения к решению проблем занятости населения, увеличения, как качества, так и количества вакансий, заявляемых в центры занятости населения.
7. Регулирование внутренней и внешней трудовой миграции.
В целях реализации данного направления планируется проведение анализа процессов маятниковой миграции, а также мер по совершенствованию формирования межрегионального банка вакансий, банка данных граждан, обратившихся в органы службы занятости населения и изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность в другой местности.
Основной целью данного направления является упорядоченное привлечение иностранной рабочей силы на территорию области. Будет продолжена работа по проведению мониторинга выданных разрешений на осуществление трудовой деятельности иностранными работниками и уведомлений работодателей об их трудоустройстве, по подготовке заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы из стран с визовым режимом, а также работа по замещению российскими гражданами вакантных рабочих мест, заявленных работодателями для иностранных граждан.
8. Совершенствование и обеспечение деятельности службы занятости населения.
9. Социальная поддержка безработных граждан.
Социальная поддержка безработных граждан будет осуществляться в виде выплаты пособий по безработице, стипендий в период профессионального обучения, оказания материальной помощи безработным гражданам, возмещения затрат пенсионному фонду за безработных граждан, направленных на пенсию досрочно.
Выплата пособий по безработице будет осуществляться в соответствии с минимальной и максимальной величиной пособия по безработице, устанавливаемой постановлением Правительства Российской Федерации.
Программа реализуется в один этап - 2009-2011 годы.
3. Ресурсное обеспечение и механизмы управления
долгосрочной целевой программы
В качестве источников финансирования Программы предполагаются средства федерального бюджета, бюджета области, а также привлечение средств бюджетов муниципальных образований и работодателей. Финансирование будет осуществляться по направлению "прочие расходы".
Предполагаемые объемы финансирования Программы
Наименование ресурсов |
Объем финансирования, тыс. руб. | |||
Всего | в том числе по годам | |||
2009 год | 2010 год прогноз |
2011 год прогноз |
||
Финансовые ресурсы, |
1452003,9 | 441497,7 | 500585,4 | 509920,8 |
в том числе: | ||||
федеральный бюджет |
1449003,9 | 440497,7* | 499585,4** | 508920,8** |
бюджет области | 3 000,0 | 1 000,0* | 1 000,0** | 1 000,0** |
Справочно: | ||||
местные бюджеты | 21781,4*** | 6401,6*** | 7508,6*** | 7871,2*** |
средства работодателей |
138693,5*** | 43100,0*** | 46337,4*** | 49256,1*** |
* возможны корректировки в связи с внесением изменений в федеральный бюджет и бюджет области.
** возможны корректировки в соответствии со сложившейся ситуацией на рынке труда, изменением минимального или максимального размера пособия по безработице, минимального размера оплаты труда.
*** ориентировочные затраты по заработной плате участников мероприятий Программы, которые могут подлежать корректировке в соответствии с изменениями условий заключенных договоров, объемов финансирования из бюджетов муниципальных образований, и не потребуют внесения изменений в Программу.
В ходе реализации Программы, исходя из сложившейся на рынке труда ситуации, в ее мероприятия, контрольные показатели и объемы финансирования могут вноситься корректировки в соответствии с изменениями условий финансирования, нормативно-правовой базы по этим вопросам и наличия средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджета области.
Распорядителем и получателем средств, передаваемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения, а также из бюджета области, будет являться служба занятости населения Тульской области.
Получателями бюджетных средств на финансирование мероприятий в области занятости населения, мер социальной поддержки безработных граждан и на осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения будут являться центры занятости населения.
Финансирование Программы из федерального бюджета (субвенции) планируется осуществлять в соответствии с Методикой определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 35.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Тульской области будет осуществляться в объеме, утвержденном законом Тульской области о бюджете Тульской области на соответствующий финансовый год.
Государственным заказчиком Программы является служба занятости населения Тульской области.
Соисполнители мероприятий Программы - органы исполнительной власти Тульской области, органы местного самоуправления Тульской области, стороны социального партнерства (Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Тульской области, Управление Федеральной миграционной службы России по Тульской области, Государственная инспекция труда в Тульской области, Военный комиссариат Тульской области, работодатели, учебные заведения) (по согласованию).
Государственный заказчик с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет плановые значения показателей и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Реализация мероприятий, предусматривающих участие работодателей, других заинтересованных сторон социального партнерства, будет осуществляться через заключение соглашений и договоров о совместной деятельности в рамках Программы.
Реализация отдельных мероприятий Программы будет осуществляться в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Организационную работу по исполнению Программы будет осуществлять служба занятости населения Тульской области, которая ежегодно будет готовить бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы из средств федерального бюджета в виде субвенций бюджету области и средств бюджета области.
Координация деятельности по исполнению Программы осуществляется через координационный комитет содействия занятости населения Тульской области.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы.
Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований будет осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством.
4. Социально-экономический эффект реализации
долгосрочной целевой программы
Реализация Программы позволит создать условия для эффективного регулирования ситуации на рынке труда области, сочетающей экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, сбалансированности спроса и предложения на нее, снижения социальной напряженности в обществе посредством активизации целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы.
Социально-экономический эффект реализации Программы заключается в достижении показателей:
уровень официально регистрируемой безработицы в 2009 году ожидается в пределах 1,3-2,0%, в 2010 году - 1,3-2,0%, в 2011 году - 1,3%;
численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения, в 2009 году составит 35,9 тыс. человек, в 2010 году - 38,4 тыс. человек, в 2011 году - 37,3 тыс. человек;
государственные услуги по профессиональному обучению в 2009 году получат 3,1 тыс. человек, в 2010 году - 3,3 тыс. человек, в 2011 году - 3,2 тыс. человек;
средний период безработицы - не более 4,5 месяца ежегодно.
От реализации Программы ожидается мультипликативный эффект, так как мероприятия Программы взаимосвязаны с мероприятиями других целевых программ и дополняют друг друга, обеспечивая стабильность на рынке труда области и снижение социальной напряженности во всех районах области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тульской области от 29 апреля 2009 г. N 284 "О разработке долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.