Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Тульской области
от 2 апреля 2009 г. N 189
Концепция долгосрочной целевой программы "Снижение рисков
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера в Тульской области на 2009-2012 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программно-целевым методом
В условиях сохранения угроз техногенного и природного характера одной из важнейших задач становится повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от этих угроз.
Существо проблемы состоит в том, чтобы, обеспечив снижение количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создать все необходимые условия для устойчивого развития Тульской области.
Для снижения ущерба и повышения оперативности проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций необходимо обеспечение достоверного краткосрочного прогнозирования их возникновения. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти Тульской области, органы местного самоуправления в зависимости от вида и масштабов чрезвычайной ситуации должны иметь возможность быстро принимать четко выверенные решения. Для этого необходимо наличие автоматизированных средств моделирования развития той или иной чрезвычайной ситуации в режиме реального времени.
Предприятиями химической, металлургической и других отраслей промышленности, электроэнергетики и автотранспорта производится выброс в атмосферу целого ряда токсичных химических веществ, создающих угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и оказывающих вредное воздействие на состояние здоровья населения. Общий объем выбросов в атмосферу за последние три года составил: в 2005 году - 236,7 тыс. тонн, в 2006 году - 263,0 тыс. тонн, в 2007 году - 271,5 тыс. тонн. Контроль количества и состава выбросов в атмосферу в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета осуществляется в настоящее время только на 3-х постах метеонаблюдения в городах Туле и Новомосковске, что является недостаточным по объему, периодичности исследований и не охватывает большую часть территории области, на которой расположены вредные производства.
Ведение радиационного мониторинга сельскохозяйственного сырья и кормов для скота обусловлено необходимостью обеспечения 100% контроля содержания в них основных дозообразующих радионуклидов цезия-137 и стронция-90, повышающих риск облучения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях.
Особое внимание следует обратить на то, что сегодня трудности по обеспечению защиты окружающей среды возникают у предприятий не только из-за отсутствия необходимого для этих целей финансирования, но и вследствие недостаточной обоснованности природоохранных мероприятий, разрабатываемых без четких количественных критериев оценки наносимого популяционного ущерба как отдельными вредными веществами в составе выбросов, так и их совокупностью.
Разработка таких мероприятий невозможна без проведения научных исследований всей совокупности физических, химических и биологических процессов, протекающих в динамически изменяющейся системе "человек - окружающая среда". Такие процессы необходимо оценивать с помощью современных методов многомерного математического моделирования. Они должны базироваться на комплексном применении фундаментальных законов газовой динамики, массопереноса и химической кинетики, которые позволят рассчитать и построить наиболее благоприятные ситуационные модели взаимодействия в системе, а следовательно, принять оптимальные управленческие решения по снижению антропогенной нагрузки на население.
В последние годы в Тульской области отмечается неблагополучная обстановка по заболеваемости населения природно-очаговыми инфекциями: 2006 год - 82 случая, 2007 год - 103 случая, 2008 год - 132 случая.
Увеличение количества случаев заболеваний вызвано снижением объемов дератизационных мероприятий на объектах до уровня, который не может влиять на уровень численности грызунов, а следовательно, и на уровень заболеваемости природно-очаговыми инфекциями среди населения.
Для повышения у населения уровня подготовленности, уверенности в эффективности применяемых средств и методов внедрения норм безопасного поведения в окружающей обстановке, а также для оперативного оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях с учетом постоянного увеличения потока информации о различных опасностях необходимо активно использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии.
Важную роль в прогнозировании опасных ситуаций и своевременности реагирования играют также современные средства профилактического видеонаблюдения в местах массового пребывания людей, а также устройства, обеспечивающие обратную связь населения с персоналом дежурных служб.
Большую опасность для здоровья населения и окружающей природной среды представляют хранящиеся на складах сельскохозяйственных предприятий муниципальных образований Тульской области яды-неликвиды и агрохимикаты, запрещенные к применению и пришедшие в негодность, общий объем которых составляет более 90 тонн, а также предназначенные для утилизации бесхозяйные радиоактивные отходы.
В случае радиационной аварии на предприятиях ядерной энергетики, расположенных в Центральном федеральном округе Российской Федерации и граничащих с Тульской областью, действия, предпринятые в первые часы и дни аварийной ситуации, определяют масштаб вредных последствий для населения и экономики области. В сложных условиях возникшей в связи с этим чрезвычайной ситуации правильно и быстро организованный мониторинг радиационной обстановки на территории радиоактивного загрязнения, координация действий ведомств и организаций позволят обеспечить органы власти информацией для принятия решений по управлению аварийной ситуацией и принятия необходимых мер по защите населения от радиации.
До 70% дозы облучения, получаемой человеком от всех источников радиации, могут создавать природные источники ионизирующего излучении, в частности радон и продукты его распада. Медицинские последствия облучения выявляются в виде прироста онкологических заболеваний и генетических эффектов.
В Тульской области повсеместно отмечаются высокие концентрации содержания радона в почве, питьевой воде подземных водоисточников и воздухе помещений, до 10 и более раз превышающие установленные нормативы.
Тульская область относится к регионам, геологическое строение которых характеризуется развитием карстовых процессов. Долгосрочная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Тульской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа) предусматривает производство работ по изучению природы и динамики развития глубинных карстово-суффозионных процессов на территории активного карстообразования, что позволит на 40% снизить опасность возникновения чрезвычайных ситуаций геологического характера.
На территории Тульской области наблюдается повторяемость пожароопасных сезонов с экстремальными погодными условиями (длительный период сухой и жаркой погоды, превышающей по температурному режиму многолетние средние нормы значений) с периодичностью 2-3 раза за десятилетие. Созданию чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, способствует недостаточная противопожарная защищенность лесов Тульской области. Существует вероятность чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением опасных для лесов обширных очагов болезней и вредителей леса.
Выполнение мероприятий, предлагаемых настоящей концепцией, направлено на повышение эффективности противопожарных мероприятий, снижение до 50% риска возникновения лесных пожаров и чрезвычайных ситуаций при распространении очагов болезней и вредителей леса.
С учетом уровня угроз для безопасного развития Тульской области эффективное противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления Тульской области. Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия и координации усилий для решения первоочередных задач и проведения превентивных мер.
Использование программно-целевого метода позволит улучшить качество краткосрочного прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций, техническую готовность областной системы оповещения населения и эффективность подготовки граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций и заболеваемости природно-очаговыми инфекциями среди населения, а также снижение риска возможного причинения вреда окружающей природной среде и здоровью людей.
2. Цели, задачи, основные мероприятия
и сроки реализации долгосрочной целевой программы
По результатам выполнения мероприятий предлагаемых настоящей концепцией планируется достижение следующих целей:
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
организация контроля за состоянием атмосферного воздуха в зонах влияния экологически опасных промышленных предприятий;
обеспечение обоснованности природоохранных мероприятий для минимизации риска повреждения здоровья населения техногенным загрязнением атмосферного воздуха;
обеспечение эффективного радиационного контроля на территории Тульской области;
стабилизация эпидемиологической ситуации по заболеваемости людей природно-очаговыми и особо опасными инфекциями;
обезвреживание ядов-неликвидов и агрохимикатов;
предотвращение облучения населения в случае радиационной аварии, сопровождающейся радиоактивным загрязнением территории области и снижение дозовых нагрузок населения от природных источников ионизирующего излучения, обезвреживание бесхозяйных радиоактивных отходов;
повышение уровня защищенности критически важных объектов на основе анализа опасных геологических процессов в природно-техногенной среде;
снижение риска чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, болезнями и вредителями леса в лесах, расположенных в границах территории Тульской области на землях лесного фонда.
Для достижения целей, предлагаемых настоящей концепцией, необходимо решение следующих задач:
повышение достоверности прогнозов чрезвычайных ситуаций;
повышение полноты (процента охвата прогнозами возможных источников чрезвычайных ситуаций) прогнозов чрезвычайных ситуаций;
реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения (далее - ТАСЦО);
создание сегмента Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения население (далее - ОКСИОН);
проведение исследований атмосферного воздуха в зонах влияния экологически опасных промышленных предприятий;
разработка концепции минимизации риска повреждения здоровья населения техногенным загрязнением атмосферного воздуха с учетом физико-химических процессов трансформации веществ;
обеспечение проведения системных исследований состояния радиоактивного загрязнения сельскохозяйственной продукции;
снижение заболеваемости населения природно-очаговыми и особо опасными инфекциями;
снижение количества ядов-неликвидов и агрохимикатов, находящихся на хранении в сельскохозяйственных предприятиях Тульской области;
ликвидация бесхозяйных радиоактивных отходов, выявленных на территории Тульской области;
разработка системы экстренного мониторинга радиационной обстановки и принятия решений по снижению радиационного воздействия на население при загрязнении территории Тульской области радиоактивными выпадениями;
определение содержания источников ионизирующего излучения природного происхождения в объектах окружающей среды и разработка рекомендаций по снижению радиационного воздействия на население;
выявление территорий области с потенциально опасными геологическими процессами в природно-техногенной среде и разработка мероприятий по защищенности критически важных объектов;
предупреждение пожаров, болезней и массового распространения вредителей леса в лесах, расположенных в границах территории Тульской области на землях лесного фонда.
Программа реализуется в один этап: 2009-2012 годы.
Для реализации Программы необходимо выполнение следующих мероприятий:
совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории области;
совершенствование системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
профилактика природно-очаговых и особо опасных инфекций;
обезвреживание и утилизация ядов-неликвидов и агрохимикатов;
обеспечение безопасного уровня защищенности критически важных объектов на основе анализа опасных процессов в природно-техногенной среде;
повышение безопасности и защищенности лесов, расположенных в границах территории Тульской области на землях лесного фонда от лесных пожаров и угроз природного характера, связанных с болезнями и вредителями леса;
обеспечение радиационной безопасности населения Тульской области;
мониторинг реализации Программы.
3. Ресурсное обеспечение и механизмы управления
долгосрочной целевой программой
Для реализации предусмотренных концепцией мероприятий необходимы финансовые средства бюджета области в объеме 137,6084 млн. рублей (капитальные вложения - 87,1300 млн. рублей, прочие расходы - 50,4784 млн. рублей):
2009 год - 34,4021 млн. рублей;
2010 год - 34,4021 млн. рублей;
2011 год - 34,4021 млн. рублей;
2012 год - 34,4021 млн. рублей.
Других источников финансирования нет.
Государственными заказчиками Программы являются департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам, Главное управление МЧС России по Тульской области (по согласованию), департамент здравоохранения Тульской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, департамент сельского хозяйства Тульской области.
Государственным заказчиком-координатором Программы предлагается определить департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам.
Текущее управление и контроль за реализацией Программы будет осуществляться государственными заказчиками Программы и исполнителями включенных в нее мероприятий.
Текущий контроль за деятельностью государственных заказчиков по реализации мероприятий Программы осуществляется департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам.
Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований осуществляется департаментом финансов Тульской области, Счетной палатой Тульской области.
4. Социально-экономический эффект реализации
долгосрочной целевой программы
В рамках реализации Программы планируется осуществление мониторинга опасных природных и техногенных процессов на территории Тульской области для проведения анализа эффективности результатов выполняемых мероприятий. При этом под результатами понимаются:
снижение рисков и смягчение возможных последствий чрезвычайных ситуаций или их ликвидация;
повышение безопасности населения от угроз природного и техногенного характера.
Критерием эффективности программных мероприятий и Программы в целом является соотношение величины предотвращенного ущерба в результате реализации Программы и объемов финансовых и других ресурсов, затраченных на ее реализацию.
По данным паспорта безопасности Тульской области вероятность возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера в среднем по области составляет 23,0%. Средний ущерб от чрезвычайной ситуации регионального характера составляет 252,5 млн. рублей, следовательно, средний возможный ущерб от чрезвычайных ситуаций в год составляет 58,075 млн. рублей. Среднее количество пострадавших от чрезвычайной ситуации регионального характера составляет 275 человек, а среднее количество пострадавших от чрезвычайных ситуаций в год составляет 63 человека.
Выполнение мероприятий по совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций позволит повысить достоверность прогнозов на 4,5% и их полноту - на 9,0% к уровню 2008 года. В целом эффективность работы системы мониторинга повысится на 6,75% к уровню 2008 года. Эффект от реализации данного мероприятия рассчитан минимум на 10 лет. За это время величина ущерба, предотвращенного за счет реализации программного мероприятия, составит свыше 39,0 млн. рублей,а увеличение количества людей, спасенных при чрезвычайных ситуациях, составит свыше 2,0% к уровню 2008 года.
Исследование территории области в зоне влияния экологически опасных промышленных предприятий позволит повысить, не менее чем на 50 %, полноту прогнозов чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросами в атмосферу токсичных газов, аэрозолей и других вредных ингредиентов.
Значение атрибутивного риска жителей города Тулы, определенное на основании данных медико-экологического атласа Тульской области, характеризуется более чем 1300 случаями дополнительных заболеваний на 1000 человек, а прямые экономические затраты только учреждений здравоохранения города, включающие в себя расходы в связи с повышенным уровнем заболеваемости населения, превышают 130,0 млн. рублей.
Выявление доминирующих загрязнителей в составе техногенных выбросов предприятий с учетом трансформации веществ в атмосфере позволит разработать мероприятия по критериям их социальной значимости и экономической предпочтительности.
Проведение радиационного мониторинга сельскохозяйственного сырья и кормов позволит выявить уровень их радиоактивного загрязнения, осуществить меры по снижению поступления радионуклидов в продукты питания.
Реконструкция ТАСЦО позволит повысить процент информированности населения при чрезвычайных ситуациях на 18,0%. Эффект от реализации данного мероприятия рассчитан минимум на 10 лет. За это время величина ущерба, предотвращенного за счет реализации программного мероприятия, составит свыше 87,0 млн. рублей, а увеличение количества людей, спасенных при чрезвычайных ситуациях, составит свыше 4,0% к уровню 2008 года.
Создание сегмента ОКСИОН позволит повысить уровень информированности населения о действиях при чрезвычайных ситуациях на 50,0%. Эффект от реализации данного мероприятия рассчитан минимум на 10 лет. За это время величина ущерба, предотвращенного за счет реализации программного мероприятия, составит свыше 174,0 млн. рублей. При этом увеличение количества людей, спасенных при чрезвычайных ситуациях, составит свыше 8,5% к уровню 2008 года.
Проведение мероприятий по профилактике природно-очаговых и особо опасных инфекций позволит снизить уровень заболеваемости населения природно-очаговыми инфекциями на 5,0% в год (значение показателя определено на основании статистических данных Управления Роспотребнадзора по Тульской области). За время реализации Программы снижение заболеваемости составит 20,0% к уровню 2008 года.
Наличие на территории области бесхозяйных ядов-неликвидов, опасных агрохимикатов и радиоактивных отходов с нарушением условий хранения создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации федерального масштаба с количеством пострадавших свыше 500 человек и размером материального ущерба свыше 500,0 млн. рублей. Утилизация указанных веществ позволит предотвратить возможность возникновения данной ситуации.
Разработка системы экстренного мониторинга радиационной обстановки при загрязнении территории Тульской области радиоактивными выпадениями позволит подготовить обоснованные, с учетом современных требований и научных достижений предложения и рекомендации по критериям принятия решений для минимизации вредного воздействия радиации, повысить готовность органов государственной и муниципальной власти, организаций и населения к ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного характера.
Определение содержания источников ионизирующего излучения природного происхождения в объектах окружающей среды позволит выявить территории области с опасными уровнями их воздействия на состояние здоровья, выявить контингенты наибольшего риска, определить мероприятия по радиационной защите и снизить дозы облучения населения.
В результате изучения природы и динамики глубинных карстовых процессов предусматривается разработка прогноза безопасного уровня защищенности от них отдельных критически важных объектов и создание в перспективе действующей модели карстообразования для условий Тульской области. Будут разработаны меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций геологического характера на территории Тульской области.
Повышение защищенности лесов, расположенных в границах территории Тульской области на землях лесного фонда, от пожаров позволит повысить их противопожарное состояние с уровня II и III класса до уровня IV класса.
Реализация мероприятий по защите лесов от болезней и вредителей леса позволит сохранить биологическую устойчивость лесных пород в лесах Тульской области.
Общий размер предотвращенного ущерба составляет свыше 1168,0 млн. рублей при затратах на реализацию Программы 137608,4 тыс. рублей (более 8,4 рублей предотвращенного ущерба на 1 рубль затрат).
В целом в результате реализации Программы могут быть существенно снижены риски чрезвычайных ситуаций, повысится уровень безопасности населения от угроз природного и техногенного характера, а также от опасностей, обусловленных террористическими актами.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тульской области от 2 апреля 2009 г. N 189 "О разработке долгосрочной целевой программы "Снижение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.