Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Пономарёва А.Н, Михайловой Р.Б,
при секретаре Снурницыной А.В,
рассмотрев по докладу судьи Михайловой Р.Б. в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве по доверенности Сухова Д.А. на решение Черёмушкинского районного суда г. Москвы от 15 марта 2018 года, которым постановлено:
Административный иск Тихоновой И.С. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 21.08.2017 N77/006/216/2017-1142 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, а именно на квартиру общей площадью 32,9 кв.м, кадастровый номер **:**:*******:***** по адресу г. Москва, ул. ***********, д. ***, корп. *, кв. ***.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности на указанную выше квартиру,
УСТАНОВИЛА:
Тихонова И.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Москве, в котором просила признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 21.08.2017г. N77/006/216/2017-1142 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - квартиру общей площадью 32,9 кв.м, кадастровый номер **:**:*******:***** по адресу: г. Москва, ул. ***********, д. ***, корп. *, кв. ***, устранить допущенное нарушение прав, обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на данное недвижимое имущество, поскольку является законным собственником данного имущества, о чем представила административному ответчику с заявлением о регистрации все необходимые и подтверждающие указанное обстоятельство документы.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика по доверенности Сухов Д.А, утверждая о нарушении судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, в том числе приобщенные на основании статьи 308 КАС РФ определением судебной коллегии от 20 июня 2018 года копии свидетельства о государственной регистрации права от 06 июля 2009 года, свидетельства о заключении брака между Сидоровым В.В. и Любашенко Т.В. (матерью административного истца), единый жилищный документ, выписку из домовой книги, карточку учёта, копию паспорта Сидорова В.В, копии справки о выплаченном пае, заявления на приватизацию, согласия на приватизацию обменного ордера от 14 июля 1987 года, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Тихоновой И.С, полагавшей решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщившего об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Так, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
При рассмотрении административного дела установлено, что Тихонова И.С. является членом ЖСК "Октябрьский" с 1999г. и занимает однокомнатную квартиру по адресу: г. Москва, ул. **********, д. ***, корп. *, кв. ***, что подтверждается справкой, выданной ЖСК "Октябрьский".
Тихонова И.С. была включена в члены ЖСК "Октябрьский" на основании обменного ордера на жилое помещение N 059529 от 10.11.1999г, выданного Департаментом муниципального жилья Московского государственного коммерческого агентства "Мосжилсервис", в соответствии с которым Тихонова И.С. (на 1999 год Любашенко И.С.), проживающая в двухкомнатной квартире по адресу: г. Москва, ************ проезд, д. **, кв. *, в порядке обмена с Сидоровым В.В. имеет право вселения в квартиру по адресу: г. Москва, ул. ***********, д. ***, корп. *, кв. ***; Сидоров В.В, в свою очередь, приобрел права пользования жилым помещением, ранее занимаемым Тихоновой (Любашенко) И.С. - двухкомнатной квартирой по адресу: г. Москва, ********* проезд, д. **, кв. *.
Также из материалов дела следует, что Сидоров В.В. с 15.12.1999г. до настоящего времени проживает в квартире по адресу: г. Москва, ********** проезд, д. **, кв. *, где зарегистрирован по месту жительства; состоит в браке с матерью Тихоновой И.С.; его супруга ********* *.*. является сособственником указанной квартиры (доля в праве ?) в порядке приватизации, от участия в которой Сидоров В.В. отказался в пользу супруги и падчерицы.
Пай в отношении спорной квартиры был выплачен полностью в 1986 году Сидоровым В.В. (занимавшим данное жилое помещение до 15 декабря 1999 года); обстоятельства выплаты пая членом ЖСК "Октябрьский" не оспаривались.
Тихонова И.С. обратилась к административному ответчику с заявлением о регистрации права собственности на квартиру по адресу: г. Москва, ул. **********, д. ***, корп. *, кв. **, представив документы о полной выплате пая (справку ЖСК, чеки) и вышеупомянутый обменный ордер.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 19.05.2017г. N 77/006/216/2017-1142 государственная регистрация права собственности на вышеуказанную квартиру по заявлению Тихоновой И.С. была приостановлена.
Решением Управления Росреестра по Москве от 21 августа 2017 г. N 77/006/216/2017-1142 административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на основании пункта 5 статьи 21, пункта 3 части 1 статьи 29, пунктов 1, 3 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктов 2, 4 статьи 218 ГК РФ, со ссылкой на то, что приобретение Тихоновой И.С. права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, ул. ************, д. ***, корп. *, кв. ***, не является первичным способом приобретения права; в данном случае право собственности на указанный выше объект должно регистрироваться на основании гражданско-правовой сделки, после государственной регистрации права собственности Сидорова В.В. на указанную квартиру; документов об этом заявителем не представлено.
Разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска применительно к требованиям законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и исходил при этом из того, что права Тихоновой И.С. на квартиру никем не оспариваются, в связи с чем у административного ответчика не имеется правовых оснований для отказа в регистрации права собственности административного истца на квартиру.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, подтверждены доказательствами.
Так, согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в том числе права собственности.
Согласно законоположениям Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав); Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (статья 1); в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного закона (статья 27).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
В силу статьи 67 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей до 1 марта 2005 года, наниматель жилого помещения вправе с письменного согласия проживающих совместно с ним членов семьи, включая временно отсутствующих, произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем или членом жилищно-строительного кооператива. Обмен жилыми помещениями производился со взаимной передачей прав и обязанностей, вытекающих из договора найма жилого помещения, а при обмене жилого помещения с членом ЖСК - с учетом требований, предусмотренных статьей 119 настоящего Кодекса.
В силу статьи 71 Жилищного кодекса РСФСР соглашение об обмене жилыми помещениями вступает в силу с момента получения ордеров, выдаваемых исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов.
Так, согласно указанных норм жилищного законодательства, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, были четко определены как обязательные для осуществления обмена условия, так и момент с которого соглашение об обмене жилыми помещениями считалось заключенным.
Для обмена жилого помещения требуется письменное согласие проживающих с нанимателем совершеннолетних членов семьи, в том числе и временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилую площадь ( ст. ст. 306, 308 Гражданского кодекса РСФСР).
Обмен жилых помещений (независимо от их ведомственной принадлежности) оформлялся обменным ордером исполкома местного Совета депутатов трудящихся, выдаваемым по его поручению соответственно управлением (отделом) учета и распределения жилой площади, управлением жилищного хозяйства, отделом коммунального хозяйства, бюро по обмену, замена которого на другой ордер не допускалась.
Ордера на обмен жилыми помещениями выдавались обменивающимся сторонам жилищным органом исполкома местного Совета, в районе которого находилось одно из обмениваемых помещений, по выбору нанимателей.
Обмен жилых помещений считался совершенным с момента получения обменивающимися сторонами обменных ордеров.
Таким образом, до получения обменных ордеров, которые в силу ст. 47 ЖК РСФСР являлись единственным основанием для переезда в обмениваемые жилые помещения, любая из сторон в любой момент могла отказаться от производства обмена.
Согласно статье 119 Жилищного кодекса РСФСР член жилищно-строительного кооператива вправе с согласия проживающих совместно с ним членов семьи и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим членом кооператива или нанимателем жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда, в том числе с проживающими в другом населенном пункте, при условии приема в члены кооператива лица, обменивающего жилое помещение. При обмене должны быть соблюдены правила, установленные настоящим Кодексом и уставом жилищно-строительного кооператива.
Порядок обмена жилыми помещениями в период действия ЖК РСФСР был определен Инструкцией о порядке обмена жилыми помещениями, утв. приказом Минкомхоза РСФСР от 09.01.1967 г. N 12.
В соответствии с пунктом 1 абзацем 2 Инструкции член жилищно-строительного кооператива имеет право произвести с разрешения исполкома местного Совета депутатов трудящихся обмен занимаемого им жилого помещения на другое жилое помещение как с членом кооператива в домах жилищно-строительных кооперативов, так и с нанимателями жилых помещений.
Согласно пункту 10 Инструкции обмен жилых помещений (независимо от их ведомственной принадлежности) оформляется обменным ордером исполкома местного Совета депутатов трудящихся, выдаваемым по его поручению соответственно управлением (отделом) учета и распределения жилой площади управлением жилищного хозяйства, отделом коммунального хозяйства, бюро по обмену (Приложение N 2), замена которого на другой ордер не допускается. Ордера на обмен жилыми помещениями выдаются обменивающимся сторонам жилищным, органом исполкома местного Совета, в районе которого находится одно обмениваемых помещений, по выбору нанимателей.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда об удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным, полагает, что оно принято в соответствии со статьей 227 КАС РФ; юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, исходя из требований части 9 статьи 226 КАС РФ; между сторонами законно распределено бремя доказывания (статья 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ); собранных по делу доказательств достаточно для принятия правильного решения; оценка доказательствам дана по правилам статьи 84 КАС РФ; все фактические обстоятельства дела тщательно исследованы и доказаны; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка о том, что у Управления не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права административного истца на квартиру, которые никем не оспариваются.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что оспариваемое решение нормами статей 26-27 Закона о регистрации не мотивировано, точных данных о том, на каком правовом основании регистрация права собственности по заявлению административного истца приостанавливалась, не содержит.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (пункт 61); вместе с тем, правом изменения оснований принятого решения обстоятельствами, не являвшимися предметом рассмотрения соответствующего органа, суд не наделен. Суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. При недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Таким образом, наличие законных оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика при вынесении оспариваемого решения, были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, они направлены на оспаривание обоснованности выводов суда об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не являются предусмотренными статьями 310 КАС РФ основаниями для отмены состоявшего по делу судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, потому не могут служить основанием к отмене решения.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
Нормы материального права при рассмотрении дела судом применены правильно, нарушений такого толка судом не допущено; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом также не допущено, и ссылка на это в апелляционной жалобе безосновательна; спорные правоотношения возникли до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и регулировались нормами Жилищного кодекса РСФСР.
По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черёмушкинского районного суда г. Москвы от 15 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве по доверенности Сухова Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.