Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от27 апреля 2018г, которым постановлено: "Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость
- земельного участка по адресу: ******, вблизи деревни Столбово с кадастровым номером ****** в размере 1 756 663 000 руб.
- земельного участка по адресу: ******, вблизи ******с кадастровым номером ****** в размере 1 064 472 000 руб.
на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2017 года. Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости."
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ООО "Базис" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просило установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** по адресу: ******, вблизи д. Столбово равной рыночной в размере 1 756 663 000 руб. и земельного участка с кадастровым номером ****** по адресу: ****** равной рыночной в размере 1 064 472 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец собственником земельных участков и плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости участков.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП в размере 3 139 918 901,30 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** утверждена этим же постановлением в размере 2 010 271 604 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости, истец обратился в ООО "ГилбертИнвест" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчету об оценке N ГИ-205-105-208/17 от 25.12.2017г. по состоянию на 01.01.2016 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** определена в размере 677 781 356 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** определена в размере 1 018 832 980 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 25.01.2018 г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в соответствии с результатами судебной экспертизы. Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельных участков: земельного участка с кадастровым номером ****** по адресу: Москва, поселение Сосенское, вблизи д. Столбово и земельного участка с кадастровым номером ****** по адресу: Москва, поселение Сосенское, вблизи д. Зименки, уч.17, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
По итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. N 791-ПП кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером ****** утверждена в размере 3 139 918 901,30 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** утверждена этим же постановлением в размере 2 010 271 604 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости, истец обратился в ООО "Гилберт Инвест" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков. Согласно отчету об оценке N ГИ-205-105-208/17 от 25.12.2017г. по состоянию на 01.01.2016 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** определена в размере 677 781 356 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** определена в размере 1 018 832 980 руб.
Решением Комиссии от 25.01.2018 г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было рассмотрено и отклонено в связи с несоответствием отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Представитель административных ответчиков, в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленных отчетов об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 12 марта 2018 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам независимой оценочной компании ООО "ЦИКО".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы " 01/04/2018-ЭЗ отчет об оценке, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** определена экспертом в размере 1 756 663 000 руб, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** определена экспертом в размере 1 064 472 000 руб.
Представитель административного истца исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объектов по результатам судебной экспертизы.
В заключении эксперта рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2016г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов согласно выпискам о кадастровой стоимости.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельных участков в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Судебная коллегия полагает, что доводы административных ответчиков об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка основаны на неправильном толковании норм материального права.
Указанное право предусмотрено в силу требований статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 27 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.