Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу представителя ООО "Берга Девелопмент" по доверенности Арнольд И.А., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 15.05.2018г., на решение Московского городского суда от 10.07.2017г. и апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 18.10.2017г. по административному делу по административному иску ООО "Берга Девелопмент" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 25.12.2014 г.,
установил:
Административный истец ООО "Берга Девелопмент" обратилось в Московский городской суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 25.12.2014 года в размере 8 433 397 000 рублей, в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства N*** от 03.11.2016 года, выполненным ***.
Требования ООО "Берга Девелопмент" мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером ***, кадастровая стоимость которого по итогам государственной кадастровой оценки установлена в размере 10 742 530 184 рубля 08 копеек. По мнению административного истца, кадастровая стоимость нежилого здания является существенно завышенной, нарушает его права как собственника, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость.
Решением Московского городского суда от 10.07.2017 г. постановлено:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Берга Девелопмент" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 25.12.2014 года, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 25.12.2014 года в размере 10 393 807 000 (десять миллиардов триста девяносто три миллиона восемьсот семь тысяч) рублей. 6E70D5EC6E70D5EC6E70D5EC6E70D5EC
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, общей площадью ***кв.м, расположенного по адресу: ***, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки, то есть по 31.12.2016 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, считать дату обращения общества с ограниченной ответственностью "Берга Девелопмент" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве - 28.12.2016 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Берга Девелопмент" - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 18.10.2017г. решение Московского городского суда от 10.07.2017 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений в части установления кадастровой стоимости спорного объекта равной рыночной стоимости и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Для проверки в кассационном порядке по запросу судьи Московского городского суда от 22.05.2018 г. административное дело N *** истребовано из отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам первой инстанции Московского городского суда и поступило в кассационную инстанцию Московского городского суда 17.07.2018 г.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что ООО "Берга Девелопмент" является собственником нежилого здания с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.12.2015 года, выданным Управлением Росреестра по Москве.
На государственный кадастровый учет здание с кадастровым номером *** поставлено 25.12.2014 года и включено также в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 года N 700-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 26.11.2015г. N786-ПП).
Кадастровая стоимость принадлежащего истцу здания составила 10 742 530 184,08 рублей. Указанные сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости здания затрагивают права и обязанности ООО "Берга Девелопмент"; принадлежащее обществу здание является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога; налоговая база определяется как кадастровая стоимость нежилого здания.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимого имущества и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии от 24.01.2017 года N *** отклонено заявление ООО "Берга Девелопмент" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость нежилого здания административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства N*** от 03.11.2016 года, выполненный ***, согласно которому рыночная стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 25 декабря 2014 года определена в размере 8 433 397 000 рублей.
Определением Московского городского суда от 29.05.2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ***.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства N*** от 03.11.2016 года, выполненный ***, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 25.12.2014 года составляет 10 393 807 000 рублей.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, составленное экспертом ***, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого нежилого здания сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием обосновано и мотивировано выбранных экспертом подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки; суд счел, что приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости города Москвы на дату оценки по спорному сегменту и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, о местоположении нежилого здания, его количественных и качественных характеристиках; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными; в экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовки, приложены копии необходимых материалов; в заключении изложена и подтверждена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки; состав и последовательность представленных в
заключении материалов и описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости; итоговый результат получен при согласовании результатов применения подходов и проверен применительно к диапазону рыночной стоимости недвижимости аналогичного сегмента рынка; расчеты произведены в рамках используемых подходов и позволяют объективно определить стоимость объекта оценки по состоянию на 25.12.2014 года; содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной.
Более того, суд первой инстанции в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, в том числе опросив эксперта ***, подтвердившего выводы экспертизы, а также давшего подробные и развернутые пояснения относительно экспертного заключения, пришел к обоснованному выводу о том, что заключение судебной оценочной экспертизы, составленное экспертом ***, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Суд первой инстанции признал заключение судебной экспертизы надлежащим доказательством, подтверждающим несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке N*** от 03.11.2016 года, выполненного ***, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и установилкадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, по состоянию на 25.12.2014 года в размере 10 393 807 000 рублей, согласно заключению судебной оценочной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции как с законными и обоснованными, соответствующими нормам действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и представленным доказательствам в их совокупности.
Заключение судебной оценочной экспертизы выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости. В судебном заседании эксперт подтвердил и обосновал свои выводы. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Отклоняя довод представителя заявителя о несогласии с выводами судебного экспертного заключения, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия нарушения законодательства при проведении судебной экспертизы и подготовки экспертом заключения. Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы заключения судебной экспертизы, представителем заявителя не предоставлено.
Вопреки доводам представителя заявителя, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судов нижестоящих инстанций не имелось. Таких оснований у суда кассационной инстанции также не имеется.
Выводы судебных инстанций в решении суда и апелляционном определении являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности их выводов, на переоценку доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя ООО "Берга Девелопмент" по доверенности Арнольд И.А. на решение Московского городского суда от 10.07.2017г. и апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 18.10.2017г. по административному делу по административному иску ООО "Берга Девелопмент" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 25.12.2014 г. - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.