Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Караевой З.Т. по ордеру адвоката Абрицова А.В. на постановление судьи Басманного районного суда Москвы от 12 апреля 2018 года, которым гражданка Республики Кыргызстан Караева Залина Тагайбековна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда с территории Российской Федерации,
установил:
*** года инспектором 6 ОП УВД на ММ ГУ МВД России по г.Москве в отношении гражданки Республики Кыргызстан Караевой Залины Тагайбековны составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Басманный районный суд Москвы, судьей которого 12 апреля 2018 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время данный судебный акт обжалует защитник в интересах Караевой З.Т. по доводам поданной им в Московский городской суд жалобы, в соответствии с которыми, вина заявителя во вмененном ему административном правонарушении материалами дела не доказана, судом не учтен факт продления 15 ноября 2017 года срока пребывания заявителя на территории РФ до 16 августа 2018 года на основании заключенного им с юридическим лицом трудового договора, о чем имеется штамп в миграционной карте, в связи с чем на территории Российской Федерации она находится на законных основаниях.
В судебном заседании Караева З.Т. и ее защитник по ордеру адвокат Абрицов А.В. поддержали указанные доводы жалобы в полном объеме, просили их удовлетворить, представив на обозрение суду апелляционной инстанции подлинники миграционной карты, трудового договора, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, свидетельства о постановке физического лица в налоговом органе, отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, справки с места работы, справки ОМВД России по району "Соколиная гора" г.Москвы, уведомления работодателя о заключении трудового договора с гражданином Республики Кыргызстан.
Изучив материалы настоящего дела, проверив приведенные выше доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, нахожу постановление судьи районного суда подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации (часть 3.1 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 490-ФЗ).
В силу п. 1 и п.2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом ; временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 5 ст. 5 того же Федерального закона от 25 июля 2002 года, срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
С татьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" определено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Привлекая заявителя к административной ответственности по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, судья районного суда исходила из того, что в 11.00 час. *** года по адресу: г. Москва, *** в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками 6 ОП УВД на ММ ГУ МВД России по г.Москве была выявлена гражданка Республики Кыргызстан Караева З.Т, прибывшая на территорию Российской Федерации *** года, в порядке, не требующем получения визы, который по истечении установленного срока пребывания - *** года уклонилась от выезда из Российской Федерации, нарушив тем самым требования п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Данные обстоятельства судья сочла надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем признала заявителя виновным в совершении указанного административного правонарушения.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, с таким выводом судьи согласиться нельзя, поскольку в нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ, предусматривающей всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств дела, а также проверки наличия состава административного правонарушения.
Как усматривается из материалов настоящего дела, в том числе из копий паспорта иностранного гражданина, миграционной карты, трудового договора, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, свидетельства о постановке физического лица в налоговом органе, отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, справки ОМВД России по району "Соколиная гора" г.Москвы, уведомления работодателя о заключении трудового договора с гражданином Республики Кыргызстан, справки с места работы, подлинники которых обозревались в судебном заседании суда второй инстанции, а также из досье иностранного гражданина АС ЦБД УИГ, полученного из Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Москве на запрос Московского городского суда, въезд на территорию Российской Федерации гражданка Республики Кыргызстан Караева З.Т. с целью трудоустройства осуществила *** года, принимающей стороной поставлена на миграционный учет до 15 ноября 2017 года, 15 ноября 2017 года срок миграционного учета ей продлен до 16 августа 2018 года.
Статьей 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 и ч.5 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда; срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, представленных доказательств, учитывая, что заявитель является гражданином Республики Кыргызстан, трудовую деятельность на территории Российской Федерации осуществляет на законных основаниях, в соответствии с требованиями миграционного законодательства, в силу п. 5 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", на основании заключенного с юридическим лицом трудового договора, в связи с чем срок ее временного пребывания на момент проверки - 12 апреля 2018 года был продлен с 15 ноября 2017 года до 16 августа 2018 года, оснований для привлечения ее к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, за уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, отсутствовали.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении заявителя - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30. 8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Басманного районного суда Москвы от 12 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Республики Кыргызстан Караевой Залины Тагайбековны отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.