Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю,
судей Титовой В.В, Бакланова Е.А.
при секретаре Ждановой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Толстопятова Дмитрия Васильевича
на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 27 февраля 2018 года по делу по административному исковому заявлению Толстопятова Дмитрия Васильевича об оспаривании решения комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В, судебная коллегия
установила:
Толстопятов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от 21 июля 2017 года NПФ882/01-13/4 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: "адрес", возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении его в собственность.
Требования мотивированы тем, что на указанном выше земельном участке расположен самовольно возведенный жилой дом. Для оформления права на земельный участок и жилой дом административный истец обратился в комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации жилого дома. Письмом от 21 июля 2017 года в удовлетворении данного заявления отказано в связи с расположением земельного участка в границах территории общего пользования, а также в водоохраной зоне и зоне затопления паводком реки Барнаулки. По мнению административного истца, расположение земельного участка в зоне затопления не препятствует утверждению схемы его расположения на кадастровом плане территории. Жилой дом построен в 1960 году, согласно техническому заключению соответствует действующим строительным нормам и правилам, не ущемляет прав третьих лиц, не угрожает жизни и здоровью людей, пригоден для дальнейшей безопасной эксплуатации.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 27 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Толстопятов Д.В. просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на те же доводы и обстоятельства, что и при обращении в районный суд. Дополнительно указывает на то, что действующее законодательство не содержит запрета на размещение возведенных ранее объектов капитального строительства в водоохранных зонах. Также судом не выяснена возможность предоставления земельного участка в границах красных линий, лишь сделан вывод о том, что спорный земельный участок расположен на территории общего пользования.
В возражениях на апелляционную жалобу комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Дымов Э.В. поддержал доводы апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя административного истца Дымова Э.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно закреплены в статье 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 7 которой такое предоставление осуществляется отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Частью 1 статьи 7 указанного Закона установлено, что граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, обращаются в орган местного самоуправления или орган исполнительной власти Алтайского края, уполномоченные на распоряжение земельными участками (далее - уполномоченный орган), с заявлением о предоставлении земельного участка.
Предоставление земельных участков бесплатно в собственность граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4 статьи 2 настоящего Закона, регулируется Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлены порядок предоставления земельного участка без проведения торгов и процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (при предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов), в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации называет в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, Толстопятов Д.В. проживает в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" (л.д. 128).
Согласно сведениям, представленным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю, информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимости - жилой дом и земельный участок по указанному адресу отсутствует (л.д. 82-83).
04 июля 2017 года Толстопятов Д.В. обратился в комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для эксплуатации жилого дома (л.д. 77-78).
Письмом от 21 июля 2017 года заявителю сообщено об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования. Кроме того, указано, что земельный участок находится в водоохранной зоне и зоне затопления паводком реки Барнаулки. (л.д. 75-76).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности такого решения.
Судебная коллегия не имеет оснований не согласиться с выводами суда.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены понятия территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12); красных линий - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11).
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков, в частности ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (подпункт 7 пункта 5).
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территории общего пользования.
Нахождение спорного земельного участка в границах территории общего пользования подтверждается ответами комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от 14 июля 2017 года N 1073-в(160/отв-806), от 19 июня 2018 года N174, от 06 июля 2018 года N2845/01-13 с приложением фрагмента топографического материала с отображением красных линий из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, фрагмента карты градостроительного зонирования городского округа - города Барнаула Алтайского края (приложение к Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года N834 в редакции решения от 22 декабря 2017 года N48), контрольной съемкой домовладения, подготовленной МУП "Землеустройство и геодезия" г.Барнаула, где территория общего пользования обозначена красными линиями.
Согласно отзыву комитета по строительству, архитектуре и развитию города от 21 февраля 2018 года N43 указанные красные линии рассчитаны и утверждены в связи с перспективным строительством автомобильной дороги.
Основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территорий и содержащим долгосрочные ориентиры их развития, является генеральный план.
Генеральный план, определяя назначение территорий, исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Пунктом 7.2 Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 года N 245, в качестве основных направлений развития транспортной инфраструктуры предусмотрено строительство Мамонтовской магистрали от проспекта Красноармейского до шоссе Ленточный бор по берегу реки Барнаулки.
05 июня 2014 года администрацией г.Барнаула принято постановление N1188 "О подготовке проекта планировки автомобильной дороги грузового движения по правому берегу реки Барнаулки от шоссе Ленточный Бор до проспекта Красноармейского в городе Барнауле".
13 ноября 2015 года администрацией г.Барнаула принято постановление N2154 "О проведении публичных слушаний по проекту планировки автомобильной дороги грузового движения по правому берегу реки Барнаулки от шоссе Ленточный Бор до проспекта Красноармейского в городе Барнауле".
В соответствии с приложением 4 к муниципальной программе "Развитие дорожно-транспортной системы города Барнаула на 2015 - 2025 годы", утвержденным постановлением администрации г.Барнаула от 12 мая 2016 года N831 "О внесений изменений и дополнения в постановление администрации города Барнаула от 19 августа 2014 года N1802", строительство автомобильной дороги грузового движения по правому берегу реки Барнаулки, от проспекта Красноармейского до шоссе Ленточный Бор запланировано на 2020-2025 годы.
Учитывая, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, обозначающих границы земельного участка общего пользования, утверждение схемы расположения данного земельного участка и предварительное согласование предоставления земельного участка повлечет нарушение требований градостроительного и земельного законодательства, в связи с чем комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула обоснованно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка Толстопятову Д.В.
Указание административного истца на то, что действующее законодательство не содержит запрета на размещение возведенных ранее объектов капитального строительства в водоохранных зонах, что расположение земельного участка в зоне затопления паводком не препятствует утверждению схемы его расположения на кадастровом плане территории, не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения суда, поскольку по делу установлено нахождение испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования, что исключает удовлетворение заявленных требований.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, утверждение Толстопятова Д.В. о том, что жилой дом соответствует действующим строительным нормам и правилам, не ущемляет прав третьих лиц, не угрожает жизни и здоровью людей, пригоден для дальнейшей безопасной эксплуатации, на законность решения суда не влияет.
Довод жалобы о том, что судом не выяснена возможность предоставления земельного участка в границах красных линий, не принимается, поскольку судом проверена законность отказа комитета по результатам рассмотрения поступившего заявления и приложенных к нему документов.
Вопреки доводам жалобы, тот факт, что жилой дом построен в 1960 году, не влечет обязанность комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула предварительно согласовать предоставление данного участка, так как в силу пункта 4 статьи 2 Закона Алтайского края N98-ЗС условием предоставления участка является соблюдение требований земельного и градостроительного законодательства.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают выводы суда, не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Барнаула от 27 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Толстопятова Дмитрия Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.