Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Зарочинцевой Е.В,
судей
Александровой Ю.К,
Савельевой Т.Ю,
при секретаре
Монгуш С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 мая 2018 года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 12 января 2017 года по гражданскому делу N 2-415/2017 по иску Музуговой Э. М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга об обязании включить в стаж периоды работы, признании права на досрочную пенсию.
Заслушав доклад судьи Зарочинцевой Е.В, выслушав объяснения представителя ответчика - Пономаревой Л.Е, поддержавшей доводы апелляционной жалобы; представителя истца - Самойловой Е.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
УСТАНОВИЛА:
Музугова Э.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга /далее - УПФР в Калининском районе Санкт-Петербурга/ об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы, признать право на досрочную пенсию; уточнив заявленные требования в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд обязать ответчика включить периоды ее работы с 01.12.1994 по 03.07.1997, с 01.06.2000 по 01.07.2000 в должности врача анестезиолога-реаниматолога реанимационно-консультативного центра Ленинградского областного государственного учреждения здравоохранения "Детская клиническая больница"; с 02.07.2000 по 17.09.2000, с 14.10.2000 по 16.01.2005, с 12.02.2005 по 11.10.2009, с 13.11.2009 по 01.02.2001, с 14.06.2001 по 18.07.2001, с 01.12.2002 по 31.01.2013, с 01.04.2013 по 31.05.2013 в должности врача анестезиолога-реаниматолога анестезиологического отделения в Ленинградском областном государственном, учреждении здравоохранения "Детская клиническая больница" в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в полуторном исчислении (1 год работы, как 1 год и шесть месяцев); признать за истицей право на досрочную страховую пенсию по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и назначить ее с даты обращения с заявлением о назначении, а именно с 16.07.2015.
В обоснование иска Музугова Э.М. ссылалась на то, что 16.07.2015 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, в чем ей было отказано решением ответчика от 10.12.2015 ввиду исключения указанных выше периодов из стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Отказ ответчика истец считает необоснованным, полагает, что на момент обращения к ответчику с заявлением, то есть на 16.07.2015, право на получение досрочной перси по старости у нее возникло.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 12.01.2017 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит указанное решение отменить, ссылаясь на то, что судом нарушены процессуальные и материальные нормы права.
Представитель ответчика Пономарева Л.Е, действующая на основании доверенности, в заседании судебной коллеги доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель истца Самойлова Е.В, действующая на основании доверенности, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с нормами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в виду следующего.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 16.07.2015 истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.30 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга от 10.12.2015 N 547 в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Согласно произведенному ответчиком расчету стаж работы Музуговой Э.М, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ, составляет 24 года 03 месяца 05 дней.
В специальный стаж не включены периоды работы: с 01.12.1994 по 03.07.1997, с 01.06.2000 по 01.07.2000 в должности врача анестезиолога-реаниматолога реанимационно-консультативного центра Ленинградского областного государственного учреждения здравоохранения "Детская клиническая больница"; с 02.07.2000 по 17.09.2000, с 14.10.2000 по 16.01.2005, с 12.02.2005 по 11.10.2009, с 13.11.2009 по 01.02.2001, с 14.06.2001 по 18.07.2001, с 01.12.2002 по 31.01.2013, с 01.04.2013 по 31.05.2013 в должности врача анестезиолога-реаниматолога анестезиологического отделения в Ленинградском областном государственном, учреждении здравоохранения "Детская клиническая больница".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды работы истец фактически выполняла обязанности врача анестезиолога-реаниматолога выездной реанимационной бригады, в силу чего пришел к выводу о том, что вышеуказанные периоды работы подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч.3 ст.36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Часть 4 статьи 36 данного Федерального закона устанавливает, что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Для исчисления специального стажа в льготном исчислении законодателем установлены четкие условия о соответствии занимаемой должности и учреждения, а также его структурного подразделения соответствующему нормативному документу, действующему или по выбору застрахованного лица, действующего в период его работы (с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 по обращениям граждан за назначением пенсии после 01.01.2015.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста, и величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной на день установления страховой пенсии.
Согласно части 2 статьи 30 вышеуказанного закона Правительством Российской Федерации утверждаются Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии.
Решением Управления от 10.12.2015 N 547 в календарном исчислении были включены в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 следующие периоды работы:
- с 01.12.1994 по 03.07.1997 в должности врача анестезиолога-реаниматолога реанимационно-консультативного центра в Ленинградском областном государственном учреждении здравоохранения "Детская клиническая больница". Данный период не был учтен в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении, так как один год работы засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, как один год и 6 месяцев анестезиологам-реаниматологам, отделений (групп, палат, выездных бригад скорой помощи) анестезиологии-реанимации, а также отделений реанимации и интенсивной терапии учреждений. Реанимационно-консультативный центр не предусмотрен Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным: постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781;
- с 01.06.2000 по 01.07.2000 в должности врача анестезиолога-реаниматолога реанимационно-консультативного центра в Ленинградском областном государственном учреждении здравоохранения "Детская клиническая больница". Данный период не был учтен в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении, так как один год работы засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, как один год и 6 месяцев анестезиологам-реаниматологам, отделений (групп, палат, выездных бригад скорой помощи) анестезиологии-реанимации, а также отделений реанимации и интенсивной терапии учреждений. Реанимационно-консультативный центр не предусмотрен Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным: постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781;
с 02.07.2000 по 17.09.2000 в должности врача анестезиолога-реаниматолога анестезиологического отделения в Ленинградском областном государственном учреждении здравоохранения "Детская клиническая больница". Данный период не был учтен в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении, так как один год работы засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, как один год и 6 месяцев анестезиологам-реаниматологам, отделений (групп, палат, выездных бригад скорой помощи) анестезиологии-реанимации, а также отделений реанимации и интенсивной терапии учреждений Данное отделение не предусмотрено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным: постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781;
с 14.10.2000 по 16.01.2005 в должности врача анестезиолога-реаниматолога анестезиологического отделения в Ленинградском областном государственном учреждении здравоохранения "Детская клиническая больница". Данный период не был учтен в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении, так как один год работы засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, как один год и 6 месяцев анестезиологам-реаниматологам, отделений (групп, палат, выездных бригад скорой помощи) анестезиологии-реанимации, а также отделений реанимации и интенсивной терапии учреждений Данное отделение не предусмотрено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным: постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781;
с 12.02.2005 по 11.10.2009 в должности врача анестезиолога-реаниматолога анестезиологического отделения в Ленинградском областном государственном учреждении здравоохранения "Детская клиническая больница". Данный период не был учтен в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении, так как один год работы засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, как один год и 6 месяцев анестезиологам-реаниматологам, отделений (групп, палат, выездных бригад скорой помощи) анестезиологии-реанимации, а также отделений реанимации и интенсивной терапии учреждений Данное отделение не предусмотрено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781;
- с 13.11.2009 по 01.02.2011, с 14.06.2011 по 18.07.2011, с 01.12.2012 по 31.01.2013, с 01.04.2013 по 31.05.2013 в должности врача анестезиолога реаниматолога анестезиологического отделения в Ленинградском областном государственном учреждении здравоохранения "Детская клиническая больница". Данный период не был учтен в страховой стаж, дающий право на досрочное назначена пенсии, в льготном исчислении, так как один год работы засчитывается в стаж, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, как один год и 6 месяца анестезиологам-реаниматологам, отделений (групп, палат, выездных бригад скорое помощи) анестезиологии-реанимации, а также отделений реанимации и интенсивной терапии учреждений Данное отделение не предусмотрено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и средней медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Законодатель четко установил, что правом на льготное исчисление стажа пользуются только лица, работающие в отделениях, где объединено выполнение двух функций - анестезиологии и реанимации или реанимации и интенсивной терапии.
В соответствии с положением об областном реанимационно-консультативном центре (РКЦ) при Областной детской клинической больнице от 26.06.1993 данный центр являлся структурным подразделением больницы и функционировал в тесном контакте с отделением анестезиологии и реанимации. Таким образом, в данный период в структуру больницы входило отделение анестезиологии и реанимации, которое прямо предусмотрено Перечнем N 781, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002.
Судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы, что судом первой инстанции не учтено, что в задачи РКЦ входило оказание необходимого уровня специализированной помощи в оптимальные сроки путем: консультаций ведущих специалистов по телефону; направление специализированных лечебно-консультативных бригад; профильной перегоспитализации. Таким образом, основной функцией центра являлось осуществление консультаций. Вместе с тем, в соответствии с функциональными обязанностями врача анестезиолога-реаниматолога ОРИТ ОДКБ от 09.01.1995, в обязанности врача анестезиолога-реаниматолога, наряду с иными, не входило никаких действий связанных с осуществлением анестезиологических и реанимационных мероприятий.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установление тождественности возможно в случае неправильного наименования структурного подразделения. Установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Факт неправильного наименования отделения в спорный период не нашел документального подтверждения.
В соответствии с имеющимися в деле должностными инструкциями, прослеживается выполнение обязанности врачом анестезиологом-реаниматологом по обеспечению комплекса мероприятий по реанимации и интенсивной терапии, а также по подготовке и проведению анестезиологических пособий только с 2014 года.
Вместе с тем, должностная инструкция врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации N 2 не может являться допустимым доказательством, поскольку в ней отсутствует дата утверждения и согласования.
Ввиду изложенного судебная коллегия полагает, что правовых оснований для установления тождественности функций врача анестезиолога-реаниматолога реанимационно-консультативного центра Ленинградского областного государственного учреждения здравоохранения "Детская клиническая больница" функциям врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации у суда первой инстанции не имелось.
В пункте 15 Постановления от 11.12.2012 Верховный Суд Российской Федерации указал, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости) судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального Закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В нарушение прямого указания Верховного Суда Российской Федерации, суд пришел к необоснованному выводу, что отсутствие сведений о работе истца в индивидуальном персонифицированном учете не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что Музугова Э.М. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 25.04.2001.
В выписке из индивидуального лицевого счета Музуговой Э.М. отсутствует подтверждение льготного исчисления специального стажа за периоды с 25.04.2001 по 16.01.2005, с 12.02.2005 по 11.10.2009, с 13.11.2009 по 01.02.2011, с 14.06.2011 по 18.07.2011, с 01.12.2012 по 31.01.2013, с 01.04.2013 по 31.05.2013.
Отсутствие льготных кодов является не результатом недобросовестности работодателя, а отсутствием правовых оснований для такого подтверждения, поскольку структурные подразделения, в которых осуществлялась деятельность работника, не предусмотрены соответствующими нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Судебная коллегия приходит к выводу, что обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе включить в специальный стаж истца в льготном исчислении периоды работы с 01.12.1994 по 03.07.1997, с 01.06.2000 по 01.07.2000 в должности врача анестезиолога-реаниматолога реанимационно-консультатвного центра Ленинградского областного государственного учреждения здравоохранения "Детская клиническая больница"; с 02.07.2000 по 17.09.2000, с 14.10.2000 по 16.01.2005, с 12.02.2005 по 11.10.2009, с 13.11.2009 по 01.02.2011, с 14.06.2011 по 18.07.2011, с 01.12.2012 по 31.01.2013, с 01.04.2013 по 31.05.2013 в должности врача анестезиолога-реаниматолога анестезиологического отделения в Ленинградском областном государственном учреждении здравоохранения "Детская клиническая больница" судом допущено расширительное толкование п.2 Постановления N 1066, Постановления N 464, Перечня N 781.
Таким образом, оснований для обязания ответчика включить в подсчет специального стажа вышеназванные спорные периоды не имеется.
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на момент обращения за назначением пенсии истица не имел требуемого специального стажа. Соответственно оснований для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
В силу п.2 ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 12 января 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
Музуговой Э. М. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга об обязании включить в стаж периоды работы, признании права на досрочную пенсию отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.