Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Фахрутдинова И.И, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе муниципального автономного образовательного учреждения для детей, проявивших выдающиеся способности, "Средняя общеобразовательная школа-интернат "Специализированный олимпиадно-научный центр "СОлНЦе" на решение Вахитовского районного суда города Казани от 9 апреля 2018 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление МАОУ СОШИ "СОлНЦе" к Прокуратуре Вахитовского района г. Казани о признании незаконными действия (бездействия) прокуратуры Вахитовского района г. Казани по проведению в период с 25 сентября 2017 г. по 02 октября 2017 г. проверки в МАОУ СОШИ "СОлНЦе" исполнения требований законодательства об образовании при утверждении учебных планов на 2017-2018 учебный год, в том числе ст. 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов МАОУ СОШИ "СОлНЦе" оставить без удовлетворения".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей муниципального автономного образовательного учреждения для детей, проявивших выдающиеся способности, "Средняя общеобразовательная школа-интернат "Специализированный олимпиадно-научный центр "СОлНЦе" - Шмакова П.А. и Саитова Р.Ш. в ее поддержку, заместителя прокурора Вахитовского района города Казани Гавриленко Е.Н, старшего помощника прокурора Вахитовского района города Казани Габдуллину Л.Р, представителя прокуратуры Республики Татарстан - Кириллова Э.В, возражавших ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение для детей, проявивших выдающиеся способности, "Средняя общеобразовательная школа-интернат "Специализированный олимпиадно-научный центр "СОлНЦе" Вахитовского района города Казани (далее - МАОУ СОШИ "СОлНЦе") обратилось в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Вахитовского района города Казани о признании незаконными действий (бездействия) по проведению проверки и возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов.
В обоснование заявленных требований указано, что во исполнение задания прокуратуры Республики Татарстан N 21-13-2017 от 25 сентября 2017 года в период с 25 сентября 2017 года по 2 октября 2017 года прокуратура Вахитовского района города Казани провела проверку в МАОУ СОШИ "СОлНЦе" исполнения требований законодательства об образовании при утверждении учебных планов на 2017-2018 учебный год, в том числе статьи 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в результате которой было выявлено, что при утверждении учебного плана МАОУ СОШИ "СОлНЦе" на 2017-2018 учебный год не учтены мнения родителей (законных представителей) учащихся; отдельного письменного согласия на изучение предметов учебного плана от родителей не запрашивалось. По результатам проведенной проверки прокуратура Вахитовского района города Казани внесла в адрес МАОУ СОШИ "СОлНЦе представление" N 21-14-2017 от 2 октября 2017 года об устранении нарушений требований законодательства об образовании при утверждении учебных планов.
По мнению административного истца, вышеуказанные действия прокурора по проведению проверки являются незаконными, нарушают его права, свободы и законные интересы, возлагают обязанности. В частности, как указывает административный истец, прокурор не представил правовое обоснование проводимой проверки, не сообщил о ее целях и основаниях. Изложенные в представлении факты не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
При этом приводятся ссылки на положения Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", которым, по мнению административного истца, не соответствуют оспариваемые действия прокурора.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены: временно исполняющий обязанности прокурора Вахитовского района города Казани Абуталипов А.Р, прокуратура Республики Татарстан.
В судебном заседании представители МАОУ СОШИ "СОлНЦе" заявленные требования уточнили и просили признать незаконным, в том числе, бездействие прокурора при проведении проверки в отношении образовательного учреждения.
Заместитель прокурора Вахитовского района города Казани, являясь также представителем прокуратуры Вахитовского района города Казани, Гавриленко Е.Н, представитель временно исполняющего обязанности прокурора Вахитовского района города Казани Абуталипова А.Р. по доверенности Габдуллина Л.Р, представитель прокуратуры Республики Татарстан Сабирзанова Л.И. с заявленными требованиями не согласились.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
С решением суда не согласилось МАОУ СОШИ "СОлНЦе", в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как постановленного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для административного дела. При этом указывается, что суд неправильно расценил оспариваемые действия и бездействие как не нарушающие права административного истца, что не соответствует действительности, так как прокурором в адрес административного истца внесен акт прокурорского реагирования - представление, которое возлагает обязанность по осуществлению конкретных действий и мер. Выводы суда о соответствии действий прокуратуры требованиям Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", по мнению апеллянта, противоречат установленным при рассмотрении дела фактам и обстоятельствам.
Прочие доводы сводятся к повторению позиции, изложенной в первоначальном административном исковом заявлении.
В суде апелляционной инстанции представители МАОУ СОШИ "СОлНЦе" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Заместитель прокурора Вахитовского района города Казани Гавриленко Е.Н, представитель временно исполняющего обязанности прокурора Вахитовского района города Казани Абуталипова А.Р. по доверенности Габдуллина Л.Р. и представитель прокуратуры Республики Татарстан - Кириллов Э.В. просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами. В силу части 1 статьи 22 указанного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Судом установлено, что 27 сентября 2017 года в прокуратуру Вахитовского района города Казани во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28 августа 2017 года по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поступило задание прокуратуры Республики Татарстан N 21-13-2017 о проверке законодательства об общем образовании, в том числе соблюдения образовательными организациями федеральных государственных образовательных стандартов в части изучения государственного языка Российской Федерации и языков из числа языков народов Российской Федерации.
Во исполнение указанного задания старшим помощником прокурора района Габдуллиной Л.Р. проведен мониторинг и анализ документов, размещенных на сайте МАОУ СОШИ "СОлНЦе", в ходе которого было выявлено, что при утверждении учебного плана МАОУ СОШИ "СОлНЦе" на 2017-2018 учебный год не учтены мнения родителей (законных представителей) учащихся; отдельного письменного согласия на изучение предметов учебного плана от родителей не запрашивалось.
В этой связи 2 октября 2017 года временно исполняющим обязанности прокурора Вахитовского района города Казани Абуталиповым А.Р. в адрес МАОУ СОШИ "СОлНЦе внесено представление N 21-14-2017 об устранении нарушений требований законодательства об образовании при утверждении учебных планов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемые административным истцом действия осуществлены компетентным должностным лицом прокуратуры в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушают. Доказательств неправомерности бездействия прокуратуры Вахитовского района города Казани не представлено.
С такими выводами судебная коллегия в целом соглашается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
Согласно подпункту "в" пункта 2 статьи 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации обеспечивают открытость и доступность о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
По смыслу положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него законом функций по предмету надзора наделен широким кругом полномочий. При этом в соответствии с законом и иными нормативно-правовыми актами прокурор не ограничен в рамках прокурорского надзора в праве изучать общедоступные сведения, размещенные на официальных сайтах организаций.
Как следует из материалов административного дела, действия прокурора по изучению учебных планов административного истца, размещенных на официальном сайте, были осуществлены при реализации возложенных на него функций законом и во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28 августа 2017 года.
В этой связи доводы административного истца об отсутствии у прокурора Вахитовского района города Казани правовых оснований для осуществления оспариваемых действий, не основаны на законе.
Также из материалов административного дела не усматривается незаконного бездействия прокурора при реализации прокурорских функций в отношении административного истца.
Как правильно указал в решении суд, меры прокурорского реагирования, принятые по результатам реализации прокурором своих полномочий, вынесены компетентным субъектом в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
По смыслу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Из содержания подпункта 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Вопреки приведенным выше требованиям закона, административным истцом при рассмотрении административного дела не представлено объективных доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав, законных интересов при реализации прокурором возложенных на него надзорных функций в ходе осуществления мониторинга официального сайта образовательного учреждения и размещенных в нем сведений.
Оценка обоснованности выводов прокурора, изложенных в представлении от 2 октября 2017 года, не входит в предмет заявленных административным истцом требований, поскольку само предписание административным истцом не оспаривается. При этом никаких правовых последствий неисполнение указанного предписания для административного истца не повлекло.
Доводы апеллянта сводятся к повторению позиции, изложенной в первоначальном административном исковом заявлении, а также к несогласию с оценкой доказательств судом и интерпретацией изложенных в решении обстоятельств. Обстоятельства, которые приводятся в обоснование таких доводов, были установлены судом в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, положенные в их основу доказательства получили надлежащую оценку. Оснований для переоценки доказательств либо для иной трактовки обстоятельств дела по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Несогласие с действиями прокурора по существу само по себе в качестве повода для признания их незаконными рассматриваться не может.
Указание в жалобе на то, что прокурор необоснованно во внесудебном порядке вмешивается в вопрос, связанный с деятельностью образовательного учреждения, приведено без учета положений вышеприведенных норм Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", наделяющего прокурора полномочиями в рамках надзора за соблюдением законности. При разрешении требований заявителя и признании незаконными действий прокурора по приведенным в административном исковом заявлении мотивам суд ограничивается установлением законности оснований и порядка их осуществления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает поводов для отмены решения суда, принятого при надлежащем установлении обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 09 апреля 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального автономного образовательного учреждения для детей, проявивших выдающиеся способности, "Средняя общеобразовательная школа-интернат "Специализированный олимпиадно-научный центр "СОлНЦе" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.