Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.А,
судей Цечаева С.В. и Аушевой Ф.К,
с участием прокурора Кокурхаева Д.К,
при секретаре Чемурзиевой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Султыгова Адама Зальмехановича к МВД по РИ о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, приказа об увольнении, восстановлении на службе в органах внутренних дел
по апелляционной жалобе истца на решение Магасского районного суда от 22 февраля 2018 г, которым отказано в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Аушевой Ф.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Султыгов А.З. обратился в суд указав, что проходил службу в органах внутренних дел по Республике Ингушетия в должности государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения регистрации транспортных средств МРЭО ГИБДД МВД по Республике Ингушетия. Приказом МВД по РИ от 10 ноября 2017 года N 837 на него наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения из органов внутренних дел по пункту 13 части 3 статьи 82 (в связи с утратой доверия, в случаях предусмотренных статьей 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Приказом МВД по РИ N 920 л/с от 13 декабря 2017 г. истец уволен со службы по п. 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Основанием к увольнению послужило решение аттестационной комиссии МВД по РИ от 3 ноября 2017 года, которой установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные периоды с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. и с 1 июня 2016 г. по 31 декабря 2016 г, представленные истцом, заведомо недостоверные и неполные. Комиссией МВД по РИ рекомендовано привлечь истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.
Считая увольнение незаконным ввиду не представления ему документального подтверждения нарушения служебной дисциплины или совершения им какого-либо проступка истец просит признать незаконным приказы МВД по РИ от 10 ноября 2017 года N 837 "О наложении дисциплинарного взыскания" и от 13 декабря 2017 года N 920 л/с об увольнении, восстановить на службе в органах внутренних дел в ранее занимаемой должности.
В судебное заседание Султыгов А.З, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Представитель истца Цороев И.В-Г. поддержал требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении, и просил удовлетворить иск.
Представители МВД по РИ Чаниев Ю.А. и Морозов Р.А. иск не признали, просили отказать в его удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Прокурор Бекмурзиев И.Т. полагал, что требования не подлежат удовлетворению.
Решением Магасского районного суда от 22 февраля 2018 г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Цороев И.В, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы утверждает, что истец не имел банковского счета ООО "Сетелем банк". Автомобили марки Тойота Камри, государственный регистрационный знак N и марки "Лада 217030", государственный регистрационный знак N были проданы в 2015 г. и не находились в его собственности, в связи с чем в справке о доходах за 2015 г. указанные автомобили не указаны. Кроме того, за истцом никогда не был зарегистрирован земельный участок по адресу: "адрес" Также решение комиссии принято в незаконном составе, поскольку комиссия сформирована из сотрудников МВД по РИ. Просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В возражениях на жалобу старший помощник прокурора г. Магас Бекмурзиев И.Т. указывает на несостоятельность доводов жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав истца Султыгова А.З, поддержавшего жалобу, представителя ответчика Гороховцева Р.Н, просившего оставить решение суда без изменения, заключение прокурора Кокурхаева Д.К-С. о законности оспариваемого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел в должности государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения регистрации транспортных средств МРЭО ГИБДД МВД по Республике Ингушетия.
16 октября 2017 г. врио начальника ОРЧ СБ МВД по РИ Петрик Е.В. в своем рапорте доложил руководству, что ОРЧ СБ МВД по РИ располагает информацией, требующей дополнительной проверки о том, что государственным инспектором МРЭО ГИБДД МВД по РИ майором полиции Султыговым А.З. в представленной в УРЛС МВД по РИ справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2016 г.г. не указаны сведения о банковских счетах ООО "Сетелем банк", дата открытия 19 ноября 2015 г. и ПАО "Росгосстрах-Банк" дата открытия 7 ноября 2016 г. Кроме того, в справке о доходах за 2016 г. не указаны сведения о зарегистрированных на его имя автомашинах марки "Тайота Камри" 2015 года выпуска, государственный регистрационный знак N и марки "Лада 217030", государственный регистрационный знак N. Также в справке о доходах за 2015-2016 г.г. зарегистрированный на имя Султыгова А.З. не указан земельный участок по адресу: РИ, "адрес".
По данному факту МВД по Республике Ингушетия назначена проверка, при проведении которой указанные факты подтвердились частично, о чем указано в докладе старшего инспектора группы УРЛС МВД по РИ А.В. Баскова от 1 ноября 2017 года, согласованного с врио начальника управления по работе с личным составом МВД по РИ Мазуровым А.Е, о результатах проверки по факту нарушения требований ст. 8.8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342- ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
3 ноября 2017 г. на заседании аттестационной комиссии МВД по РИ установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные периоды с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. и с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г, представленные майором полиции Султыговым А.З, являются заведомо недостоверными и неполными.
Приказом МВД по РИ от 10 ноября 2017 года N 837 "О наложении дисциплинарных взысканий" Султыгов А.З. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.
Приказом МВД по РИ от 13 декабря 2017 года N 920 л/с Султыгов А.З. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 13 части 3 статьи 82 (в связи с утратой доверия, в случаях предусмотренных статьей 82.1) Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342- ФЗ.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 278-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданкой службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Обязанность представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника полиции в силу пункта 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от 07 февраля 2011 N 3-ФЗ "О полиции".
Аналогичные требования содержатся в п. 9 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", действие которого в части ограничений, запретов и обязанностей государственных служащих распространяется на сотрудников полиции в силу ч. 2 ст. 29 Закона от 07 февраля 2011 N 3-ФЗ.
Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера регулируется "Положением о предоставлении гражданами, претендующими за замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе, об обязательствах имущественного характера", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 N 559, а также "Порядком представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России", утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2016 г. N 838.
Ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и федеральные государственные гражданские служащие системы МВД России, замещавшие по состоянию на 31 декабря отчетного года должности государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, предусмотренные разделом I и пунктом 1 раздела II Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", и перечнем должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники и гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным приказом МВД России в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 (пункт 2 Приказа МВД РФ от 14 декабря 2016 г. N838).
Согласно пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 данного федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 82.1 Закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Как установлено судом и следует из материалов дела истец проходил службу в органах внутренних дел по Республике Ингушетия в должности государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения регистрации транспортных средств МРЭО ГИБДД МВД по Республике Ингушетия.
Приказом МВД по РИ от 10 ноября 2017 года N 837 на него наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения из органов внутренних дел по пункту 13 части 3 статьи 82 (в связи с утратой доверия, в случаях предусмотренных статьей 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Приказом МВД по РИ N 920 л/с от 13 декабря 2017 г. истец уволен со службы по п. 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из дела усматривается, что на заседании аттестационной комиссии от 3 ноября 2017 г. рассматривался вопросов о представлении Султыговым А.З. недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 559.
Комиссией установлено, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год истцом не указано в разделе 3.2 транспортное средство Лада-Приора, 2012 года выпуска, государственный регистрационный номер N. В справке за 2016 год в том же разделе не указано транспортное средство Тойота Камри, 2015 года выпуска, государственный регистрационный номер N
Факт принадлежности истцу названных транспортных средств на праве собственности подтверждается выпиской из базы УГИБДД МВД по РИ.
Соответственно, суд первой инстанции обосновано признал несостоятельным довод истца о реализации им в конце 2015 года транспортного средства Лада-Приора, 2012 года выпуска, поскольку истцом не были указаны сведения о доходах, полученных от продажи транспортного средства, в разделе "Сведения о доходах".
Также наличие банковских счетов, не указанных в справке о доходах, подтверждается памяткой о погашении кредита ООО "Сетелем Банк" и письмом ПАО "Росгосстрах Банк" от 15 января 2018 года.
На заседании аттестационной комиссии истец не отрицал факт представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в объяснении, данном в ходе проверки, указал, что неточности в заполнении справок о доходах допущены им не умышленно, а по причине невнимательности.
Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными служащими (в том числе, и сотрудниками органов внутренних дел), определен Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 N 1065, которым утверждено "Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", где определяется порядок осуществления проверки, в том числе, соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для проведения проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с пп. "а" п. 10 Положения основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также информация, предоставленная работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Проверка осуществляется по решению руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа (п. 4 Положения).
Согласно п. 12 Положения проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении, который может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
Нарушений указанных требований закона в ходе проведения в отношении истца проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ответчиком судом не установлено.
В связи с подтверждением факта представления истцом недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, коллегия находит правомерной позицию суда о наличии оснований для увольнения истца в связи с утратой доверия по п. 2 ч. 1 ст. 82.1 Закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ.
Приказ о наложении на истца дисциплинарного взыскания издан уполномоченным лицом, что соответствует положениям ч. 3 ст. 51 Закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с порядком, установленным ст. 89 Закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ и изданным в соответствии с данной статьей Приказом МВД России от 30 ноября 2012 N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", до момента увольнения с истцом проведена беседа, оформлено представление к увольнению.
Согласно рапорту врио начальника МРЭО ГИБДД МВД по РИ от 21 ноября 2017 года Егорова И.П. Султыгов А.З. отсутствовал на службе с 7 ноября 2017 года, в телефонном режиме сообщил о нахождении на лечении, о месте прохождения лечения умолчал.
24 ноября 2017 года составлен акт об отсутствии Султыгова А.З. на рабочем месте, указав, что осуществлен выезд по месту жительства Султыгова А.З. Со слов жены получена информация о нахождении Султыгова А.З. на лечении за пределами Республики Ингушетия.
Согласно письму от 21 ноября 2017 года N Султыгов А.З. на лечении в ФКУЗ "МСЧ МВД по РИ" не находится.
По выходу на службу истца 13 декабря 2017 года в отношении него издан приказ об увольнении от 13 декабря 2017 года N 920 л/с. С названным приказом, а также приказом о наложении дисциплинарного взыскания от 20 ноября 2017 года N 837 истец ознакомлен 13 декабря 2017 года, что подтверждается его подписями в приказах.
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 51.1 Закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ при наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей.
Проверяя доводы истца о пропуске органом внутренних дел срока для привлечения к дисциплинарной ответственности, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 50.1, 51.1, 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ, пришел к обоснованному выводу о соблюдении ответчиком указанных сроков.
Так, сроки привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности регламентированы ч. 5 ст. 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ, согласно которой взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Взыскание в виде увольнения применено к истцу 10 ноября 2017 г, т.е. с соблюдением установленных ч. 5 ст. 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сроков, а именно в месячный срок со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (рапорт врио начальника ОРЧ СБ МВД по РИ Петрика Е.В. от 16 октября 2017 г.), с учетом исключения из указанного срока периода проведения проверки (с 16 октября по 1 ноября 2017 г.).
Довод апелляционной жалобы о том, что решение комиссии принято в незаконном составе коллегия находит несостоятельным, поскольку приказ МВД по РИ о создании аттестационной комиссии МВД по РИ по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел и урегулированию конфликта интересов утвержден и не опорочен.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы о допущенных нарушениях при проведении проверки и об отсутствии оснований для привлечения истца к ответственности за совершение коррупционного правонарушения, поскольку они по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, аналогичны доводам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Эти доводы являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ в обжалуемом судебном постановлении.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда от 22 февраля 2018 г, которым отказано в удовлетворении исковых требований Султыгова Адама Зальмехановича к МВД по РИ о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, приказа об увольнении, восстановлении на службе в органах внутренних дел, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.