Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Фахрутдинова И.И, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Альмеевой Э.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Совета Айшинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 7 мая 2018 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Р.Р, Вафина Н.А. Вафиной удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Совета Айшинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 15.12.2017 N151 "О внесении изменений в карту градостроительных зон Правил землепользования и застройки МО "Айшинского сельского поселения" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Совета Айшинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 21 сентября 2017 года N138.
Обязать Совет Айшинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан принять решение по данному вопросу в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административных истцов.
В остальной части административного иска отказать".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Совета Айшинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по доверенности Балаеву О.В, представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района республики Татарстан по доверенности Нечаеву Ю.Н,, поддержавших доводы апелляционной жалобы, Вафину Н.А, представителя Вафина Р.Р. по доверенности Агзамова Р.А, возражавших ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вафин Р.Р. и Вафина Н.А. (далее - административные истцы) обратились в суд с административным иском к Совету Айшинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - административный ответчик) от 21 сентября 2017 года N138 об оспаривании решения от 15 декабря 2017 года N151 "О внесении изменений в карту градостроительных зон Правил землепользования и застройки МО "Айшинского сельского поселения" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Совета Айшинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 21 сентября 2017 года N138 и возложении обязанности вынести решение об утверждении проекта внесения изменений в карту градостроительных зон Правил землепользования и застройки муниципального образования "Айшинское сельское поселение" в части изменений функциональной зоны в отношении земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" с кадастровым номером.., и участок N... с кадастровым номером.., с "Р2 (зона рекреационных территорий)" на "Ж1 (зона индивидуальной жилой застройки)", с разрешенным использованием для объектов жилой застройки.
В обоснование заявленных требований административными истцами указано, что земельные участки, расположенные по адресу: "адрес" с кадастровым номером.., и участок N... с кадастровым номером.., были предоставлены Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в аренду административным истцам. Данные земельные участки находятся в границах населенного пункта с. "адрес". Согласно правоустанавливающим документам, видом разрешенного использования земельных участков является: "для ведения личного подсобного хозяйства".
Вафиной Н.А. на предоставленном ей земельном участке возведен объект капитального строительства - жилой дом, право на который зарегистрировано в 2016 году.
В августе 2017 года административные истцы обратились в Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о получении разрешения на строительство жилого дома и реконструкцию ранее возведенного.
Исполнительным комитетом в удовлетворении заявлений административных истцов отказано в связи с тем, что схема планировочной организации объектов капительного строительства не соответствует градостроительному плану земельных участков.
При этом административным истцам стало известно, что решением Совета муниципального образования "Айшинское сельское поселение" Зеленодольского муниципального образования Республики Татарстан от 28 февраля 2013 года N61 их участки внесены в зону рекреационных территорий с изменением целевого назначения.
12 сентября 2017 года административные истцы обратились к главе муниципального образования Айшинского сельского поселения с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Айшинское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Постановлением главы муниципального образования "Айшинское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 12 сентября 2017 года N13 назначены публичные слушания о внесении изменений в карту градостроительных зон Правил землепользования и застройки муниципального образования "Айшинское сельское поселение" в части изменений функциональной зоны в отношении земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" с кадастровым номером.., и участок N... с кадастровым номером.., с "Р2 (зона рекреационных территорий)" на "Ж1 (зона индивидуальной жилой застройки)", с разрешенным использованием для объектов жилой застройки.
22 ноября 2017 года по данному вопросу проведены публичные слушания, на которых каких-либо возражений относительно проекта внесения изменений в карту градостроительных зон не поступило.
Между тем, решением административного ответчика от 15 декабря 2017 года N151 было отказано во внесении изменений в карту градостроительных зон Правил землепользования и застройки муниципального образования "Айшинское сельское поселение".
Указанное решение получено административными истцами только 10 января 2018 года.
По мнению административных истцов, оспариваемое ими решение является неправомерным, поскольку лишает их возможности эффективно использовать предоставленные им земельные участки в соответствии с указанным в договоре аренды видом разрешенного использования.
В заседании суда первой инстанции административные истцы и их представитель по доверенности Агзамов Р.А. заявленные административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика по доверенности Балаева О.В. с административным исковым заявлением не согласилась, просила отказать в его удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица - Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по доверенности Нечаева Ю.Н. возражала удовлетворению административного искового заявления.
Суд принял решение о частичном удовлетворении административного искового заявления Вафина Р.Р, Вафиной Н.А. в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Советом Айшинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, вынесенного при неправильном определении обстоятельств имеющих значения для административного дела и с нарушением норм материального и процессуального права.
Как указывает апеллянт, у административного истца Вафиной Н.А. отсутствуют правовые основания для оспаривания решения Совета Айшинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года N151, поскольку срок действия договора аренды предоставленного ей земельного участка истек. Каких-либо нарушений ее прав оспариваемым решением не допущено.
Кроме этого, по мнению подателя апелляционной жалобы, административные истцы пропустили срок для обращения с административным иском в суд, поскольку об изменении статуса функциональной зоны в отношении спорных земельных участков им стало известно в сентябре 2017 года, тогда как с административным исковым заявлением они обратились в суд в апреле 2018 года, что является основанием для отмены решения, и принятия нового решения об отказе в удовлетворении административных требований.
Лица, участвующие в деле в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов административного дела следует, что 14 декабря 2012 года Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан предоставил Вафиной Н.А. в аренду земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером.., с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
22 марта 2013 года на основании постановления руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 18 марта 2013 года N443 в пункт 1 договора аренды земельного участка внесены изменения относительного кадастрового номера, предоставленного Вафиной Н.А. земельного участка с указанием нового кадастрового номера...
28 декабря 2012 года Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан предоставил Вафину Р.Р. в аренду земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером.., с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
29 мая 2013 года на основании постановления руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 17 мая 2013 года N 1088 в пункт 1 договора аренды земельного участка внесены изменения относительного кадастрового номера, предоставленного Вафину Р.Р. земельного участка с указанием нового кадастрового номера...
Согласно кадастровым паспортам указанных выше земельных участков видом их разрешенного использования является: для ведения личного подсобного хозяйства.
14 марта 2016 года Вафиной Н.А. зарегистрировано право собственности на жилой дом, возведенный на предоставленном ей земельном участке с кадастровым номером...
В августе 2017 года административные истцы обратились в Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о получении разрешения на строительство жилого дома и реконструкцию ранее возведенного.
Исполнительным комитетом в удовлетворении заявлений административных истцов отказано, в связи с тем, что схема планировочной организации объектов капительного строительства не соответствует градостроительному плану земельных участков.
12 сентября 2017 года административные истцы обратились к главе муниципального образования Айшинского сельского поселения с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Айшинское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Постановлением главы муниципального образования "Айшинское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 12 сентября 2017 года N13 назначены публичные слушания о внесении изменений в карту градостроительных зон Правил землепользования и застройки муниципального образования "Айшинское сельское поселение" в части изменений функциональной зоны в отношении земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" с кадастровым номером.., и участок N... с кадастровым номером.., с "Р2 (зона рекреационных территорий)" на "Ж1 (зона индивидуальной жилой застройки)", с разрешенным использованием для объектов жилой застройки.
22 ноября 2017 года по данному вопросу проведены публичные слушания.
15 декабря 2017 года N151 решением Совета Айшинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан отказано по проекту внесения изменений в карту градостроительных зон правил землепользования и застройки.
Разрешая данный спор и признавая неправомерным отказ Совета Айшинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года N151, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик нарушил процедуру рассмотрения проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки, предусмотренную статьями 32 и 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не должно повлечь за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон, что административным ответчиком учтено не было.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку он соответствует требованиям закона и материалам дела.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Исходя из содержания пункта 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
В силу части 5 статье 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
При этом, как указано в части 2 данной статьи, представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту.
Вопреки приведенным выше требованиям закона, Совет Айшинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по результатам рассмотрения проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки по поставленному административными истцами вопросу принял непредусмотренное законом решение. Установив несоответствие проекта внесения изменений в карту градостроительных зон Правил землепользования и застройки муниципального образования "Айшинское сельское поселение" требованиям закона технических регламентов, административный ответчик был вправе принять решение о направлении проекта на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту.
Административным ответчиком в оспариваемом решении не приведены правовые основания для его принятия, не указано, в чем конкретно проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки по поставленному административными истцами вопросу не соответствует требованиям закона. Надлежащая оценка результатам публичных слушаний по указанному проекту административным ответчиком не дана.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
При этом, как при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, административный ответчик, несмотря на приведенные выше требования закона, не представил доказательств законности оспариваемого решения и невозможности согласование проекта изменений правила землепользования и застройки.
Как установлено судом первой инстанции, и подтверждается материалами административного дела, в соответствии с правовым режимом, установленным правоподтверждающими документами и земельным законодательством Российской Федерации, административные истцы обладают правом на возведения на спорных земельных участках объектов капитального строительства. Указанным правом административный истец Вафина Н.А. воспользовалась в 2016 году. В свою очередь, административный ответчик при принятии оспариваемого решения не учел наличие имеющихся противоречий относительно нахождения спорных земельных участков в границах функциональных зон рекреационных территорий, целевым назначением которых является организации отдыха на природе, и запрещено строительство жилых домов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учётом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Несоответствие оспариваемого решения административного ответчика приведенным выше требованиям закона, явилось основанием для признания его судом первой инстанции неправомерным. Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции постановленным на основании полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела, в соответствии с требованиями статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у административного истца Вафиной Н.А. права на оспаривание решения административного ответчика является необоснованным, поскольку наличие на спорном земельном участке принадлежащего ей объекта капитального строительства подтверждается материалами дела. Кроме этого, как следует из представленным Вафиной Н.А, дополнительных доказательств, которые приняты судом апелляционной инстанции, 17 мая 2018 года между ней и Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан заключен договор аренды данного земельного участка на срок до 16 мая 2021 года. Следовательно, оспариваемым ею решением административного ответчика нарушаются ее права и законные интересы.
Довод апеллянта о несоблюдении административными истцами сроков на обращение в суд с административным исковым заявлением подлежит судебной коллегией отклонению, поскольку о принятом решении, правомерность которого оспаривается административными истцами, им стало известно только 10 января 2018 года, тогда как с административным исковым заявлением в суд они обратились 9 апреля 2018 года, то есть в предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок. Сведений об официальном опубликовании оспариваемого решения, административными ответчиками не представлено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение вынесено с правильным применением норм материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 7 мая 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета Айшинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.