Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
Судей: Синани А.М. и Мотиной И.И
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционные жалобы Лещук О.Н. и Администрации Симферопольского района Республики Крым на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 марта 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Лещук Ольги Николаевны к Администрации Симферопольского района Республики Крым о признании незаконными действия администрации по определению размера пенсии за выслугу лет муниципального служащего,
УСТАНОВИЛА:
Лещук О.Н. обратилась в суд с указанным иском к Администрации Симферопольского района Республики Крым. Исковые требования мотивированны тем, что истица являлась муниципальным служащим и занимала должность главного специалиста отдела бюджетной политики и исполнения бюджета управления финансов администрации Симферопольского района Республики Крым. 28 сентября 2017 года истица уволилась в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. На день увольнения истица имела 27 лет стажа муниципального служащего и имела право на получение помимо пенсии по старости, пенсию за выслугу лет. По заявлению истица назначена пенсия за выслугу лет, однако она не согласна с размером назначенной пенсии в виду неправильного применения действующего законодательства.
На основании изложенного просила признать незаконными действия ответчика по назначению пенсии за выслугу лет истице в части определения размера пенсии за выслугу муниципального служащего в размере 3008,07 руб.; признать незаконным распоряжение ответчика от 09.10.2017г. N223-к "О назначении пенсии Лещук О.Н."; признать незаконным распоряжение ответчика от 18.12.2017г. N298-к "О внесении изменений в распоряжение администрации Симферопольского района Республики Крым" от 09.10.2017г. N223-к "О назначении пенсии Лещук О.Н."; признать незаконным решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет Администрации Симферопольского района Республики Крым N2 от 09.10.2017г. "О назначении пенсии за выслугу лет"; признать незаконным решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет Администрации Симферопольского района Республики Крым N5 от 15.12.2017г. "О назначении пенсии за выслугу лет"; обязать ответчика произвести необходимые действия и назначить истице пенсию за выслугу лет со дня ее обращения за назначением пенсии за выслугу лет, то есть с 28.09.2017г. в размере 7192,32руб.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 марта 2018 года исковые требования Лещук О.Н. удовлетворены.
Признаны действия Администрации Симферопольского района Республики Крым по назначению пенсии за выслугу лет Лещук Ольге Николаевне в части определения размера пенсии за выслугу муниципального служащего в размере 3008,07руб. - незаконными.
Признано распоряжение Администрации Симферопольского района Республики Крым от 09.10.2017г. N223-к "О назначении пенсии Лещук О.Н." - незаконным.
Признано распоряжение Администрации Симферопольского района Республики Крым от 18.12.2017г. N298-к "О внесении изменений в распоряжение администрации Симферопольского района Республики Крым" от 09.10.2017г. N223-к "О назначении пенсии Лещук О.Н." - незаконным.
Признано решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет Администрации Симферопольского района Республики Крым N2 от 09.10.2017г. "О назначении пенсии за выслугу лет" - незаконным.
Признано решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет Администрации Симферопольского района Республики Крым N5 от 15.12.2017г. "О назначении пенсии за выслугу лет" - незаконным.
На Администрацию Симферопольского района Республики Крым возложена обязанность произвести необходимые действия и назначить Лещук Ольге Николаевне пенсию за выслугу лет со дня ее обращения за назначением пенсии за выслугу лет, то есть с 28.09.2017г. в размере 7192,32руб.
Дополнительным решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2018 года взыскано с Администрации Симферопольского района Республики Крым в пользу Лещук Ольги Николаевны расходы понесенные ею на оплату услуг адвоката в размере 15000 рублей.
Определением Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2018 года внесены исправления в решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 марта 2018 года, указан правильный размер пенсии - 7873 рубля 07 копеек.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчиком Администрацией Симферопольского района Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении искового заявления.
В качестве доводов апеллянт указал, что судом неправильно применены нормы материального права, свою позицию о назначении пенсии Лещук О.Н. в размере 3008 руб. 07 коп. ответчик обосновал тем, что стаж муниципальной службы Лещук О.Н. составляет 27 лет (основание справка о периодах замещения должностей, включаемых в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет). Следовательно, на основании ст. 4 ЗРК N 256 от 28.06.2016г, пенсия за выслугу лет назначается в размере 45% среднемесячного заработка, установленного в расчетном периоде, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". За каждый полный год стажа сверх указанного стажа размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента указанного среднемесячного заработка.
Согласно действующему законодательству для Лещук О.Н. 45 процентов - это 15 лет стажа муниципальной службы и далее 3 процента за каждый год сверх установленного стажа, но не более 75 процентов.
Следовательно, 27 лет стажа муниципальной службы составляет 75 процентов.
Суд применил 75 % к среднемесячному заработку в размере 28719, 38 руб, что противоречит действующему законодательству, так как согласно второго абзаца 1 пункта 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 года N 256-ЗРК/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы в Республике Крым" размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 размера должностного оклада.
На указанную апелляционную жалобу Лещук О.Н. поданы возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В своей апелляционной жалобе Лещук О.Н. выражала несогласие с суммой пенсии посчитанной судом неверно, с допущением счетной ошибки.
В суде апелляционной инстанции Лещук О.Н. отказалась от своей апелляционной жалобы и просила производство по ее апелляционной жалобе прекратить.
Апелляционным определением от 27.06.2018 года апелляционное производство по апелляционной жалобе Лещук О.Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 марта 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Лещук Ольги Николаевны к Администрации Симферопольского района Республики Крым о признании незаконными действия администрации по определению размера пенсии за выслугу лет муниципального служащего - прекращено.
Заслушав докладчика, представителей ответчика Администрации Симферопольского района Республики Крым Белоцерковскую М.Л. и Дегтяреву Е.Ю, поддержавших доводы апелляционной жалобы, истца Лещук О.Н. и ее представителя Чудиновских Л.П, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Лещук О.Н. являлась муниципальным служащим и занимала должность главного специалиста отдела бюджетной политики и исполнения бюджета управления финансов администрации Симферопольского района Республики Крым. 28 сентября 2017 года истица уволилась в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. На день увольнения истица имела 27 лет стажа муниципального служащего и имела право на получение помимо пенсии по старости, пенсию за выслугу лет.
При обращении в Администрацию Симферопольского района Республики Крым после увольнения 28 сентября 2017 года в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, ей назначена пенсия за выслугу лет, муниципального служащего в размере 3008,07 рублей, с которой она не согласна и обжалует в судебном порядке.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Закона Республики Крым N256-ЗРК от 28 июня 2016 года "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих должности муниципальной службы в Республике Крым" и Порядком назначения, выплаты пенсии за выслугу лет, перерасчета ее размера лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республики Крым, и определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Администрации города Симферополя Республики Крым, утвержденным Постановлением Администрации г.Симферополя от 11.11.2016 N 2730 (ред. от 23.03.2017), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований, для удовлетворения требований истца, в связи с чем, обязал ответчика произвести перерасчет пенсии за выслугу лет.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит законными и соответствующими нормам материального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о муниципальной службе) предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24 Федерального закона о муниципальной службе).
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Федерального закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации").
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в данном случае - в муниципальном образовании. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии. Тем самым юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинаковая, а именно эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Федерального закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Федерального закона о муниципальной службе) обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
В силу ст.4 Закона Республики Крым N256-ЗРК от 28 июня 2016 года "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих должности муниципальной службы в Республике Крым" при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно Приложению к настоящему Закону, пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка, установленного в расчетном периоде, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". За каждый полный год стажа сверх указанного стажа размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента указанного среднемесячного заработка. При этом сумма пенсии за выслугу лет, страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов указанного среднемесячного заработка, установленного в расчетном периоде.
Размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет не может превышать 2,8 размера должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы.
Размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, определяется в соответствии с соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Крым, установленным Законом Республики Крым "О муниципальной службе в Республике Крым". Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Республики Крым по соответствующей должности государственной гражданской службы Республики Крым.
Пункт 2 указанной статьи разъясняет, что при определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, не учитываются:
1) суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или при наличии инвалидности I группы;
2) суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
3) размер доли страховой пенсии, установленной и исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях";
4) суммы повышений размеров страховой пенсии по старости (инвалидности) и фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости (инвалидности) впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, восстановлении выплаты указанной пенсии или назначении указанной пенсии вновь после отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости (инвалидности).
Согласно п.3 статьи, размер пенсии за выслугу лет не может быть менее 50 процентов размера социальной пенсии, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу п.4 среднемесячный заработок для исчисления размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим определяется по должностям муниципальной службы за последние 12 полных месяцев замещения должности муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения лицом, замещавшим должности муниципальной службы, возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.09.2016 N 461 (ред. от 23.03.2017) "Об утверждении порядков назначения, выплаты пенсии за выслугу лет, перерасчета ее размера лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республики Крым, и определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Республики Крым(далее - Порядок)", установлено, что в силу п.3 Порядка, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо к пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Пенсии, предусмотренные настоящим Порядком, назначаются и выплачиваются при условии оставления лицом муниципальной должности, государственной должности, увольнении с гражданской службы, муниципальной службы.
Лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации либо назначаемые и финансируемые за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, либо в связи с прохождением государственной службы Российской Федерации или муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет или одна из иных указанных выплат по их выбору.
Муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Закону Республики Крым "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы в Республике Крым", в размере 45 процентов среднемесячного заработка, установленного в расчетном периоде, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". За каждый полный год стажа сверх указанного стажа размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента указанного среднемесячного заработка. При этом сумма пенсии за выслугу лет, страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов указанного среднемесячного заработка, установленного в расчетном периоде.
Размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим определяется в соответствии с соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Крым, установленным Законом Республики Крым от 16 сентября 2014 года N 76-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Крым". Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Республики Крым по соответствующей должности государственной гражданской службы Республики Крым.
При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Порядка, не учитываются:
суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы;
суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации");
размер доли страховой пенсии, установленной и исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях";
суммы повышений размеров страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, восстановлении выплаты указанной пенсии или назначении указанной пенсии вновь после отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости.
Размер пенсии за выслугу лет не может быть менее 50 процентов размера социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Среднемесячный заработок для исчисления размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим определяется в соответствии с Порядком определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Администрации города Симферополя Республики Крым, утвержденным постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым.
Стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с законом Республики Крым и муниципальными правовыми актами.
Материалами дела установлено, что у Лещук О.Н. стаж муниципального служащего составляет 27 лет, в связи с чем, страховая пенсия устанавливается в размере 75% среднемесячного заработка.
Из справки о размере среднемесячного заработка Лещук О.Н. за период с 01.09.2016 года по 31.08.2017 года следует, что размер среднемесячного заработка составляет 28719,38 руб, что как правильно указал суд, является больше чем 2,8 размера должностного оклада.
Производя расчет, суд первой инстанции в соответствии с нормами законодательства, регулирующими данные правоотношения, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к обоснованному выводу, что расчет пенсии Лешук О.Н. надлежит производить из суммы должностного оклада 6500 х 2,8, что составляет 19460 рублей, поскольку 75% из ее среднемесячного заработка превышает указанный коэффициент к окладу и составляет 21539,54 рубля.
Доводы апелляционной жалобы об ином расчете, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку как верно указано судом первой инстанции, ответчик незаконно применяет к расчету пенсии за выслугу лет и положения о применении коэффициента 2,8 и положения о 75 % от среднемесячного заработка.
Вместе с тем, из буквального толкования закона следует, что расчет пенсии применяется в процентном соотношении исходя из среднемесячного заработка, только в том случае, когда среднемесячный заработок меньше 2,8 должностного оклада. Когда сумма среднемесячного оклада превышает указанный параметр, применяется коэффициент 2,8 к должностному окладу.
Именно из закона следует, что пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка, установленного в расчетном периоде, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях"(абзац 1 ст.4 Закона). Далее по тексту следует, что за каждый полный год стажа сверх указанного стажа размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента указанного среднемесячного заработка. При этом сумма пенсии за выслугу лет, страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов указанного среднемесячного заработка, установленного в расчетном периоде.
В случае с Лещук О.Н. пенсия должна быть установлена в размере 75% от среднемесячного заработка.
Однако судом установлено, что такой размер превышает 2,8 ее должностного оклада, в связи с чем, судом установлена пенсия по выслуге в соответствии с абзацем 2 вышеназванной статьи, который указывает, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет не может превышать 2,8 размера должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", что и было сделано судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит в себе доводов, которые могли бы быть расценены в качестве правовых оснований для отмены решения суда. Решение Железнодорожного районного суда г.Симферополя отвечает требованиям закона и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам верховного суда Республики Крым
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Симферопольского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.