Московский городской суд в составе председательствующего Мартыновой Л.Т., при секретаре при секретаре Баркалая В.,
с участием помощника прокурора ЮАО г. Москвы Рустамова Э.Ф,
обвиняемого Кошецяна А.Г,
его защитников - адвокатов Амасьянца А.Э. и Мусаевой Э.С,
потерпевших Г ******** и К ********
представителя потерпевшего Г ******** - адвоката Тасалова А.М,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы адвоката Тасалова А.М, действующего в интересах потерпевшего ******** и потерпевшей К ******** на постановление Нагатинского районного суда г. Москвы от 10 июля 2018 года, которым
Кошецяну А.Г. ********, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ст.162 ч.4 п. "б" УК РФ,
изменена мера пресечения с заключения под стражу на домашний арест по месту проживания сроком на 1 месяц, по 11 августа 2018 года, с установлением определенных запретов и ограничений.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Л.Т, выслушав адвоката Тасалова А.М, потерпевших Г ******** и К ******** поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения обвиняемого Кошецяна А.Г, его защитников - адвокатов Амасьянца А.Э. и Мусаевой Э.С, просивших судебное решение оставить без изменения, мнение прокурора Рустамова Э.Ф, полагавшего отказать в удовлетворении апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Уголовное дело возбуждено 12 октября 2017 года по признакам преступления, предусмотренного ст. 162 ч.4 п. "б" УК РФ, в отношении неустановленных лиц.
19 октября 2018 года по подозрению в совершении преступления в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ задержан Кошецян А.Г, которому 20 октября 2017 года предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 162 ч.4 п. "б" УК РФ.
Постановлением Нагатинского районного суда г. Москвы от 21 октября 2017 года в отношении обвиняемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, срок действия которой продлевался также по судебным решениям до 8 месяцев 23 суток, по 11 июля 2018 года, на весь период предварительного расследования, срок которого продлен в установленном порядке до 10 месяцев, до 12 августа 2018 года.
Обжалуемым постановлением суда рассмотрено возбужденное в порядке ст. 109 УПК РФ ходатайство следователя о продлении Кошецяну А.Г. срока содержания под стражей дополнительно на 1 месяц, всего до 9 месяцев 23 суток, по 11 августа 2018 года.
По итогам его рассмотрения суд принял решение об изменении обвиняемому меры пресечения на домашний арест по месту его жительства на 1 месяц, по 11 августа 2018 года, с установлением в соответствии со ст. 107 УПК РФ перечисленных в постановлении определенных запретов и ограничений.
В апелляционной жалобе адвокат Тасалов А.М, представляющий интересы потерпевшего Г ******** не соглашаясь с решением суда, указывает, что Кошецян А.Г. обвиняется совершении с соучастниками особо тяжкого преступления: разбойного нападения с применением насилия и похитившего по угрозой применения ножа имущество как его подзащитного, так и другого лица в особо крупном размере, полагает, что судебное решение вынесено с грубым нарушением уголовно-процессуального закона, в том числе положений ч.1 ст. 110 УК РФ, когда мера пресечения может быть изменена на более мягкую в том случае, когда изменяются основания для ее избрания, предусмотренные ст.ст. 97,99 УПК РФ, которые по данному делу в отношении Кошецяна А.Г. не претерпели изменений, ссылаясь на нарушение права потерпевшего участвовать в судебном заседании при изменении обвиняемому меры пресечения и высказать свою позицию, указывает, что Кошецян А.Г. может угрожать и оказывать давление на других участников по делу, отмечает, что по указанному судом адресу обвиняемый был временно зарегистрирован, срок действия регистрации судом не проверен, а постоянной регистрации Кошецян А.Г. в г. Москве и области не имеет, и обвиняемый может скрыться, просит постановление суда отменить, продлить Кошецяну А.Г. срок содержания под стражей на запрашиваемый следователем период.
Потерпевшая К ********
в апелляционной жалобе, выражая свое несогласие с постановлением суда, находит его вынесенным с грубыми нарушениями уголовно-процессуального права, указывает, что каких-либо изменений для избрания Кошецяну А.Г. менее строгой меры пресечения не появилось, поскольку обстоятельства, по которым ему избиралось заключение под стражу, не изменились, отмечает, что опасается за свою жизнь и здоровье, поскольку обвиняемый может угрожать, препятствовать расследованию и скрыться. Отмечает, что обвиняемый не имеет места постоянной регистрации в г. Москве и области, что также учитывалось при избрании заключения под стражу и продлении сроков стражи, по установленному судом адресу домашнего ареста был временно зарегистрирован, просит постановление отменить, продлить срок содержания Кошецяну А.Г. под стражей до 9 месяцев 23 суток, по 11 августа 2018 года.
Проверив представленные материалы, выслушав участников процесса и обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции находит постановление суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановление судьи должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Таким признается судебный акт, постановленный в соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законов, и основанный на исследованных в судебном заседании материалах дела.
В соответствии со ст. 389.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и существенное нарушение уголовно-процессуального закона.
Такие нарушения по данному материалу допущены.
Как видно материалов дела судебное заседание проходило по ходатайству следователя, возбужденному в порядке ст. 109 УПК РФ о продлении на 1 месяц обвиняемому Кошецяну А.Г, содержащемуся под стражей, срока действия данной меры пресечения по 11 августа 2018 года, всего до 9 месяцев 23 суток.
В соответствии с ч.8 ст. 109 УПК РФ судья принимает одно из следующих решений: 1) о продлении срока содержания лица под стражей... ; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя...
Суд, принимая решение об изменении обвиняемому меры пресечения на домашний арест, не указал в постановлении результат по ходатайству следователя о продлении срока стражи, не принял мер к вызову в судебное заседание потерпевших по делу, не убедился в их надлежащем извещении и вопрос о возможности проведения судебного заседания в отсутствие данной стороны не обсудил.
Вместе с тем, по смыслу закона потерпевший вправе лично участвовать в судебном заседании или донести до суда свою позицию через своего представителя.
При отказе в удовлетворении ходатайства о продлении в отношении обвиняемого срока содержания под стражей судья, как следует из ч.7.1 ст. 108 УПК РФ, вправе при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, и с учетом обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК РФ, избрать в отношении обвиняемого меру пресечения в виде домашнего ареста.
В обжалуемом постановлении не содержится выводов и заключений, какие же конкретно основания, предусмотренные ст. 97 УПК РФ и послужившие основой при избрании Кошецяну А.Г. и последующем продлении меры пресечения в виде заключения под стражу более 8 месяцев, изменились в настоящее время.
Не дано оценки и мотивированной следователем особой сложности уголовного дела и необходимости осуществления дополнительных следственных мероприятий, для проведения которых следователь и выходил с ходатайством о дальнейшем продлении срока действия ранее избранной обвиняемому меры пресечения.
При этом, выводов суда об установлении по групповому делу каких-либо признаков допускаемой волокиты со стороны следственных органов в судебном решении не приводится.
При таких обстоятельствах судебное решение нельзя признать законным и обоснованным, отвечающим требованиям ч.4 ст. 7 УПК РФ, оно подлежит отмене на основании ст. 389.15 УПК РФ, а материал по ходатайству следователя направлению на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Что касается остальных доводов апелляционных жалоб, то они подлежат проверке при новом рассмотрении дела судом первой инстанции.
До принятия решения меру пресечения в отношении Кошецяну А.Г. оставить в виде домашнего ареста сроком по 8 августа 2018 года, с исполнением возложенных ограничений и запретов.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 389.13, 389.15, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Нагатинского районного суда г. Москвы от 10 июля 2018 года об изменении обвиняемому
Кошецяну А.Г. меры пресечения с заключения под стражу на домашний арест по адресу места проживания: г. Москва, ул. Нагорный бульвар, д. 19, к. 1, кв. 81, сроком на 1 месяц, по 11 августа 2018 года, с определенными запретами и ограничениями отменить;
материал для рассмотрения ходатайства следователя о продлении Кошецяну А.Г. меры пресечения в виде заключения под стражу, возбужденного в порядке ст. 109 УПК РФ, направить на новое судебное разбирательство в тот же суд в ином составе.
До принятия решения меру пресечения в отношении Кошецяна А.Г. оставить в виде домашнего ареста сроком по 8 августа 2018 года.
Апелляционные жалобы удовлетворить частично.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.