Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.,
судей Гибадуллиной Л.Г, Милютина В.Н,
при секретаре Дилявировой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 в лице представителя на решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 04 июня 2018 года.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфы о признании за ним права собственности на земельный участок кадастровым N.., площадью... кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: адрес, мотивируя тем, что истец на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от дата является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от дата года. дата истец обратился в Администрацию ГО г. Уфы с заявлением о передаче земельного участка в собственность. Решением ответчика N N... от дата истцу отказано с указанием на то, что земельный участок зарезервирован для государственных и муниципальных нужд. Иных лиц, имеющих притязания на указанный земельный участок, не имеется, участок под арестом не состоит, в залоге не находится, не обременен иным образом, что подтверждается Выпиской из Единого реестра недвижимости. Истец владеет участком открыто и добросовестно. Земельный участок по адресу: адрес используется непрерывно, открыто для обслуживания домовладения с 50-х годов, прошлого века, определены его границы, поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым планом земельного участка N... от дата. Границы земельного участка согласованы со всеми смежными землепользователями в соответствии с Актом согласования границ.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 04 июня 2018 года в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, ФИО1 в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, приводя те же доводы, что и в обоснование заявленных в суде требований.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО3, представляющего интересы ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установилпринцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании п. 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковые требования заявителя о признании за ним права собственности на земельный участок с кадастровым N... не может входить в наследственную массу, поскольку наследодателем, прежним правообладателем жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, земельный участок не был оформлен в собственность.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, исходя из следующего.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Приведенная ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предполагает наличие права на оформление в собственность земельных участков бесплатно в упрощенном порядке за лицами в чьем фактическом пользовании находились и находятся указанные в этом законе земельные участки.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности, на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от дата после смерти наследодателя ФИО4 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес.
Принадлежащий истцу жилой дом расположен на земельном участке кадастровым N.., площадью... м, расположенный по адресу: адрес, который состоит на кадастровом учете, что подтверждается выпиской из ЕГРН от дата, индивидуализирован как объект недвижимости, определено его конкретное местоположение. Земельный участок сформирован и состоит на кадастровом учете с дата, разрешенное использование - под индивидуальную жилищную застройку, категория земель - земли населенных пунктов.
Установлено также и не оспаривается, что земельный участок по адресу: адрес был предоставлен наследодателю ФИО4 до введения земельного Кодекса РФ в силу.
Так в частности суду предоставлен нотариально удостоверенный договор от дата, согласно которого Отдел коммунального хозяйства исполкома Ленинского райсовета в соответствии с решением исполкома Ленинского райсовета от дата, предоставляет "застройщику" ФИО4 на праве бессрочного пользования земельный участок, значащийся под N... по адрес, имеющий по фасаду 20 м, по задней меже 20 м, по правой меже 21,5 м, по левой меже 21,5 м, общей площадью 430 кв.м, показанный на прилагаемом к сему плане для возведения жилого одноэтажного одноквартирного дома (деревянного) из 3 комнат, размером 67 кв.м, с надворными постройками в соответствии с утвержденным проектом от дата.
Установлено также, что адрес переименована на адрес.
Поэтому истец ФИО1 по данному делу, на основании вышеприведенных положений п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обладает правом на приватизацию земельного участка при доме.
При обращении истца дата в администрацию ГО г. Уфа о предоставлении указанного земельного участка в собственность в порядке приватизации получен отказ за N N... от дата со ссылкой на то, что часть земельного участка входит в границы красной линии и испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым N.., расположенный по адресу: адрес входит в перечень земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд.
В связи с чем, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковые требования истца, исходил также и из того, что испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым N... входит в перечень земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд, и заявитель не обладает правом приобрести указанный земельный участок в собственность.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия также не может согласиться, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (пп. 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 ЗК РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно решению Совета городского округа г. Уфа РБ N41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа РБ для муниципальных нужд" испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: адрес действительно входил в число земель зарезервированных для муниципальных нужд, расположен в границах территории, для которой постановлением Администрации ГО г. Уфы РБ от дата N... утвержден проект планировки территории северо-западной части жилого района "Затон" в адрес городского округа адрес Республики Башкортостан.
В приложении N 2 к решению Совета городского округа адрес Республики Башкортостан N... от дата "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" действительно содержался кадастровый номер N... спорного земельного участка в разделе: Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель в составе указанного выше проекта.
Однако решением Совета городского округа адрес за N... от дата отменено решение Совета городского округа адрес за N... от дата "О резервировании земель в границах городского округа г. Уфа для муниципальных нужд".
Таким образом, в настоящее время обременение испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд отсутствует.
Вместе с тем, согласно пункту 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Судебная коллегия находит, что, несмотря на вышеизложенное, несмотря на наличие у заявителя права на приватизацию земельного участка, испрашиваемый заявителем земельный участок не может быть предоставлен ему в собственность, поскольку право на приватизацию земельного участка может быть реализовано, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Судебная коллегия в рассматриваемом случае усматривает случай, когда в соответствии с федеральным законом испрашиваемый истцом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Так в частности в соответствии с пунктом 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В рассматриваемом случае другим основанием отказа, кроме резервирования земельного участка, Управления земельных и имущественных отношений администрации Администрации ГО г. Уфа РБ в предоставлении заявителю земельного участка в собственность является указание на то, что часть испрашиваемого земельного участка входит в границы красных линий.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Как следует из содержания ответа Главного управления архитектуры Администрации ГО адрес РБ от дата за N... /ПР на запрос суда апелляционной инстанции, и прилагаемому к указанному ответу схемы расположения испрашиваемого ФИО1 земельного участка кадастровым N.., согласно проекту планировки в границах территории, для которой постановлением Администрации ГО адрес РБ от дата N... утвержден проект планировки территории северо-западной части жилого района "Затон" в адрес городского округа адрес Республики Башкортостан, испрашиваемый ФИО1 земельный участок кадастровым N.., расположенный по адресу: адрес, входит в границы красных линий- располагается на планируемой к расширению автомобильной дороге по адрес.
Указанное свидетельствует, что осуществление реконструкции расположенных в г.Уфе линейных объектов - городских автомобильных дорог, в том числе, и дороги по адрес, путем расширения полос отвода дорог для увеличения их пропускной способности, запланировано в установленном ст.ст.41, 42 ГсК РФ порядке на основании утвержденной в 2012 году документации по планировке территории.
Проект планировки территории северо-западной части жилого района "Затон" в адрес городского округа адрес Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Администрации ГО адрес РБ от дата N.., опубликован на сайте Администрации ГО г.Уфы РБ в установленном порядке, не оспорен и не признан недействующим.
При наличии указанных документов территориального планирования у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконным оспариваемый отказ Администрации г. Уфы в предоставлении земельного участка ФИО5 в собственность.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия оснований для отмены исследуемого решения суда первой инстанции по доводам жалобы не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 в лице представителя без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: В.Н. Милютин
Л.Г. Гибадуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.