Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Мотиной И.И
при секретаре: Калиниченко В.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу представителя Матюшина Н.В. - Плохушко Ольги Леонидовны на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 марта 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Матюшина Николая Васильевича к Администрации г. Симферополя, Министерству строительства и архитектуры Республики Крым о признании решения незаконным, признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет бюджетных средств, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛА:
Матюшин Н.В. обратился в суд с иском к Администрации г..Симферополя Республики Крым, Министерству строительства и архитектуры Республики Крым указав, что является военнослужащим, уволенным с военной службы в связи организационно - штатными мероприятиями и участником боевых действий. Решением исполкома Симферопольского городского совета от 23.04.1993 года N 471 истец принят на учет нуждающихся в жилом помещении как военнослужащий, уволенный в запас составом семьи 1 человек. Решением исполкома Железнодорожного районного совета г..Симферополя от 26.12.2006 годаN 313 истец был принят на квартирный учет составом семьи 4 человека: истец, его жена ФИО2, дочь ФИО3, внучка ФИО4. ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в исполком Симферопольского городского совета с двумя заявлениями в которых просил внести изменения в его учетное дело, исключить из состава семьи со снятием с квартирного учета дочь ФИО3 и внучку ФИО4 и одновременно включить в состав семьи дочь ФИО5 и внучку ФИО6 и считать составом его семьи 4 человека. По состоянию на 31.08.2017 г..истец состоит в данной очереди под номером 5007. Истец был включен в Сводный список граждан участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2017 год по Республике Крым (военнослужащие, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица, имеющие право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета которые до 01 января 2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), утвержденный приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым N 282 от 29.12.2016 года под N 22. Администрация города Симферополя письмом от 30.06.2017 года отказала истцу в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет бюджетных средств.
Администрацией города Симферополя сделан вывод, поскольку истец является членом семьи его дочери ФИО3, а суммарная площадь принадлежащих члену его семьи ФИО3 на праве собственности жилых помещений составляет 85,2 кв.м, обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного человека его семьи составляет более 10 кв.м. Такой вывод, по мнению истца, не соответствует действительности. Решения по его заявлениям от 05.02.2014 года об исключении из состава его семьи одних членов и включении других рассмотрены не были. Кроме того, истец со своей женой ФИО2 ФИО18 проживает отдельно от семьи старшей дочери, в связи с чем они не являются одной семьей. В "адрес" в "адрес" проживает его старшая дочь ФИО3, которая является собственником данной квартиры, со своей дочерью. В "адрес" в "адрес", собственником которой является ФИО3 проживает его младшая дочь ФИО5 вместе со своими дочерями. Истец со своей женой фактически проживает около 17 лет в жилом помещении общежития "Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования" по адресу "адрес", которое предоставлено его жене по договору найма. Истец и его жена никогда не вселялись и не проживали по адресу своей регистрации "адрес", в связи с чем вывод Администрации города Симферополя о том, что истец обеспечен общей площадью жилых помещений на одного человека более 10 кв.м, так как истец является членом семьи собственника жилых помещений, является не обоснованным. Отказом нарушены его жилищные права.
На основании изложенного и с учетом уточненных исковых требований, истец просил признать решение Администрации города Симферополя Республики Крым об отказе в предоставлении Матюшину Николаю Васильевичу единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет бюджетных средств, незаконным; признать за Матюшиным Н.В. право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет бюджетных средств; обязать Администрацию города Симферополя в соответствии с Порядком обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 05.05.2017 года N 237, включить Матюшина Н.В. в список граждан установленных статьей 2 Закона Республики Крым от 30.12.2016 года N 350 - ЗРК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Республики Крым по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан"; обязать Министерство строительства и архитектуры Республики Крым включить Матюшина Н.В. в Сводный список граждан - участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2018 год по Республике Крым" (военнослужащие, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица, имеющие право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета, которые до 01 января 2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения составом семьи 2 человека, включая совместно проживающего с ним члена семьи - супругу ФИО2; обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым произвести единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения за счет
средств федерального бюджета с учетом состава семьи 2 человека, включая супругу ФИО2
Решением Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 23 марта 2018 года Матюшину Н.В. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель Матюшина Н.В. - Плохушко О.Л. подала апелляционную жалобу, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии нового решения об удовлетворении требований истца в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам искового заявления.
На заседание судебной коллегии Матюшин Н.В. не явился извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В силу статьи 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 настоящего Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства.
Согласно части 1 статьи 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.
Полномочия представителя определены статьей 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, однако данная норма права не определяет порядок извещения о дне слушания дела только представителя гражданина.
Таким образом, как следует из приведенных выше положений закона, представитель гражданина, участвующего в деле, сам по себе лицом, участвующим в деле, не является, и его извещение не освобождает суд от обязанности известить представляемого им гражданина о времени и месте слушания дела в случае, если сторона не отказалась от личного участия в деле и не выразила это в установленном законом порядке.
Согласно материалам дела истец получил судебное извещение, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления(л.д.34, том-2).
Ранее истец также надлежащим образом извещался о назначении судебного заседания суда апелляционной инстанции на 04.07.2018 года, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, полностью доверил рассмотрение его жалобы при участии его представителю Плохушко О.Л.(л.д.18, том-2).
Представитель истца Плохушко О.Л, также не явилась в судебное заседание, извещена, надлежащим образом, согласно телефонограмме находится в санатории(л.д.39).
Согласно ходатайству, представленному ранее в судебное заседание суда апелляционной инстанции 4 июля 2018 года (л.д.19, том-2) просила отложить рассмотрение дела до 01.08.2018 года в связи с выездом за пределы Республики Крым, в связи с чем, рассмотрение апелляционной жалобы отложено судом апелляционной инстанции на 01.08.2018 года (протокол судебного заседания суда апелляционной инстанции л.д.30-31, том-2).
Пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите основных прав человека и основных свобод (заключена в Риме 4 ноября 1950 г.) предусмотрено, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
По смыслу данной нормы права разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением участвующих в деле лиц, при этом судебное заседание выступает не только в качестве процессуальной формы проведения судебного разбирательства, но и является гарантией соблюдения принципов гражданского процессуального права и процессуальных прав участвующих в деле лиц на данной стадии гражданского процесса.
Однако без надлежащего извещения участников процесса о времени и месте проведения судебного разбирательства указанная функция судебного заседания не может быть выполнена. Отсюда вытекает необходимость неукоснительного соблюдения установленного гражданским процессуальным законодательством порядка извещения участвующих в деле лиц, причем в деле должны сохраняться необходимые доказательства, подтверждающие факт их надлежащего извещения.
Частью 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в постановлении от 7 июня 2007 г. по делу "Ларин и Ларина против России", какой бы способ (извещения сторон) ни был выбран, судебная повестка должна быть вручена лицам лично под расписку. В начале судебного заседания суд должен выяснить, была ли отсутствующая сторона вызвана в суд в соответствии с установленными законом нормами, и затем определить, есть ли необходимость в переносе судебного заседания. В любом случае, если сторона не была вызвана в суд в надлежащей форме, судебное заседание должно быть перенесено. Отсутствие сторон, условия их вызова в суд и причины их неявки должны быть указаны в судебном постановлении.
Таким образом, независимо от того, какой из способов извещения участников судопроизводства избирается судом, любое используемое средство связи или доставки должно обеспечивать достоверную фиксацию переданного сообщения и факт его получения адресатом.
В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25), неуважительность причины неявки суд вправе признать и тогда, когда он посчитает доставленным юридически значимое сообщение, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Поскольку ранее, рассмотрение дела по апелляционной жалобе Матюшина Н.В. назначенное в Верховном Суде Республики Крым на 4 июля 2018 г, о чем сторонам направлены извещение, которые получены всеми участниками, кроме двух представителей Матюшина Н.В. из трех указанных в доверенности на представление его интересов, в том числе и самим Матюшиным Н.В. лично (л.д. 13-17 том-2) отложено по ходатайству представителя до 01.08.2018 года, как указано в ходатайстве, судебная коллегия с учетом того, что участники процесса, в том числе и стороны по делу извещены надлежащим образом, принято решения о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся лиц.
Кроме того, судебная коллегия считает также необходимым отметить, что закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд апелляционной инстанции, обязав суд извещать этих лиц о времени и месте рассмотрения дела.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Учитывая задачи судопроизводства, основания отмены судебных постановлений и полномочия суда апелляционной инстанции, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в апелляционную инстанцию не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом надзорной инстанции дела по существу.
Заслушав докладчика, представителя Министерства строительства и архитектуры Республики Крым Большакову В.В, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, и полагавшую обоснованным решение суда первой инстанции, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Решением исполнительного комитета Симферопольского городского Совета народных депутатов N 471 от 23.04.1993 года утвержден список взятых на квартирный учет офицеров запаса и в отставке инвалидов войны и семей погибших военнослужащих в марте - апреле 1993 года, в котором под номером 7 указан Матюшин Н.В.
Согласно приложению к решению исполкома Железнодорожного районного совета от 26.12.2006 года N 313, в списке взятых на квартирный учет граждан под номером 15 указан Матюшин Н.В, его дочь ФИО3, внучка ФИО4, жена ФИО2.
Согласно учетному делу ФИО2 является супругой истца, ФИО3. ФИО5 - дочери истца, ФИО4, ФИО6 и ФИО7 являются внучками истца.
Справкой - выпиской из домовой книги о составе семьи и прописке от 12.12.2012 года N 1/8432, выданной Матюшину Н.В. установлено, что он проживает по адресу "адрес". В указанной квартире проживают и прописаны ФИО3 - владелец (регистрация с 13.08.2008 года), ФИО4 дочь владельца (регистрация с 12.10.2012 года), Матюшин Н.В. - отец (регистрация с11.12.2012 года), ФИО2 - мать (регистрация с 04.09.2012 года), ФИО14 сестра собственника (регистрация с 04.09.2012 года), ФИО6 - дочь сестры (регистрация с 04.09.2012 года). Справка п/с50-2 от 21.01.2014 года содержит аналогичное содержание.
Из справки о регистрации 2/16044 выданной МУП "Киевский жилсервис" 17.10.2015 года, ФИО3 следует, что вместе в ней по адресу "адрес" зарегистрированы: отец Матюшин Н.В, мать ФИО17 JI.H, дочь ФИО4, сестра ФИО15, дочь сестры ФИО6
Финансово лицевой счет N 098102 МУП "Киевский жилсервис" от 17.10.2015 года указывает, что по адресу "адрес" проживают ФИО3 владелец, Матюшин Н.В. отец, ФИО2 мать, ФИО4 дочь, ФИО5 сестра, ФИО6 дочь сестры.
Из справки о регистрации 2/426 от 05.03.2015 года выданной МУП "Киевский жилсервис" ФИО3 совместно с ней зарегистрированы отец Матюшин Н.В, мать ФИО2, дочь ФИО4, сестра ФИО15, дочь сестры ФИО6
Согласно заявлению Матюшина Н.В. в Департамент городского хозяйства от 22.10.2015 года, проживающему по адресу "адрес", заявитель просит включить его в список военнослужащих уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Состав семьи: супруга ФИО2, дочь ФИО5, внучка ФИО6
Согласно справке о регистрации 2/8294 от 19.07.2016 года выданной МУП "Киевский жилсервис" Матюшину Н.В. зарегистрированному по адресу "адрес", вместе с ним по указанному адресу зарегистрированы ФИО3 владелец, ФИО8 отец, ФИО2 мать, ФИО4 дочь, ФИО5 сестра, ФИО6 дочь сестры.
В заявлении Матюшина Н.В. Главе Администрации города Симферополя от 19.05.2016 года, Матюшин Н.В. указывает о том, что он проживает по адресу "адрес", просит включить его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди с 23.04.1993 года, имеет состав семьи: супруга ФИО2, дочь ФИО5, дочь ФИО3, внучки ФИО6, ФИО7. ФИО4
Согласно справке о регистрации 2/3420 от 13 мая 2017 года, выданной МУП "Киевский жилсервис" ФИО3, она является владельцем "адрес" в "адрес", вместе с ней зарегистрированы по данному адресу отец ФИО8. мать ФИО2H, дочь ФИО4, сестра ФИО5, дочь сестры ФИО6, дочь сестры ФИО7
Согласно финансово-лицевому счету N 098102 по "адрес" от 13.05.2017 года, сведения о проживающих: ФИО3 владелец, ФИО8 отец, ФИО2 мать, ФИО4 дочь, ФИО5 сестра, ФИО6 дочь сестры, ФИО7 дочь сестры.
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости от 29.05.2017 года следует, что ФИО3 является собственником "адрес" в "адрес" площадью 34,9 кв.м, на основании договора купли - продажи от 06.07.2007 года, а также собственником "адрес" в "адрес" площадью 50,3 кв.м, на основании договора купли - продажи от 27.01.2016 года.
Установив, что члену семьи ФИО8 - дочери ФИО3, которая также включена в список состава семьи в качестве нуждающейся в представлении жилого помещения, на праве собственности принадлежит "адрес" общей площадью 50, 3 кв.м, суд первой инстанции пришел к выводу, что органом местного самоуправления обоснованно в силу положений ч. 2 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, сделан вывод об обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилых помещений на одного человека более учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Симферополь, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 8 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения исковых требований Матюшина Н.В.
Данный вывод суда судебная коллегия находит законным и обоснованным, соответствующим нормам материального и процессуального права.
Как верно указано судом, согласно ст.8 Закона Республики Крым от 06.07.2015 N130-ЗРК/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республик Крым" в случаях, если в документах, являющихся основаниями для принятия заявления о принятии на учет, и (или) совместно проживающих с ними членов семьи находятся земельные участки, относящиеся в соответствии законодательством к объекту налогообложения земельным налогом, не используемые ими в предпринимательской деятельности, органы местного самоуправления, осуществляющие рассмотрение заявлений о принятии на учет и документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, запрашивают у налоговых органов информацию о кадастровой стоимости таких земельных участков.
Федеральным законом о статусе военнослужащих установлены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Федеральный законодатель, гарантируя военнослужащим обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений за счет средств федерального бюджета, указал, что данный вопрос решается в порядке и на условиях, установленных как названным федеральным законом, так и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 поименованного закона).
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 г. приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 г, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, по договору социального найма либо в форме единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона о статусе военнослужащих).
Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона о статусе военнослужащих жилыми помещениями в собственность бесплатно, по договору социального найма, а также по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (часть 1 статьи 3). Одновременно федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации полномочия определять порядок предоставления названной категории гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (часть 2 этой же статьи).
Поскольку в пункте 1 статьи 15 Федерального закона о статусе военнослужащих имеется ссылка не только на этот закон, но и другие федеральные законы, к которым относится и Жилищный кодекс Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно при рассмотрении административного искового заявления применил нормы названного кодекса.
Так, согласно положениям, закрепленным в частях 7 и 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
В силу п. 2 ч. 1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частью 2 статьи 51 этого же кодекса при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с п.п. 1,4 ст. 2 Закона Республики Крым от 30 декабря 2016 года N 350-3PK "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Республики Крым, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями категорий граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет десять лет и более, независимо от даты увольнения с военной службы, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей; граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, а также совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Постановление Совета министров Республики Крым от 05.05.2017 N 237 (ред. от 08.11.2017) утверждении "Порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц" согласно п. 2 которого, право на обеспечение жилыми помещениями имеют граждане, указанные в пункте 1 статьи 2 Закона N 350-3PK/2016, а также совместно проживающие с гражданами, предусмотренными подпунктами 1, 3, 4 пункта 1 статьи 2 Закона N 350-3PK/2016, члены их семей.
Пункт 5 указанного Порядка указывает, что потребность в приобретении жилых помещений для граждан определяет орган местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым (далее - орган местного самоуправления), наделенный государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с Законом N 350-3PK/2016, исходя из числа граждан, изъявивших желание получить жилое помещение в сроки, установленные Законом N 350- ЗРК/2016.
Пунктом 7 Порядка установлено, участие гражданина в реализации мероприятий по обеспечению жильем является добровольным и носит заявительный характер. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении жилого помещения является заявление поданное в соответствующий орган местного самоуправления гражданином по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Согласно с пунктам 8, 9 Порядка, органы местного самоуправления формируют Списки граждан, установленных статьей 2 Закона Республики Крым N 350-3PK/2016, согласно приложению 3 к настоящему Порядку. Списки, заверенные в установленном порядке органами местного самоуправления, подаются ежегодно до 1 июня в Министерство строительства и архитектуры Республики Крым (далее - Министерство).
Пункт 10 указывает, что Министерством ежегодно до 1 июля текущего года формируется Сводный список граждан, установленных статьей 2 Закона Республики Крым N 350-ЗРК/2016, на основании предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым утвержденных списков по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку (далее - Сводный список).
Сводный список формируется с учетом хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении мер социальной поддержки был поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в алфавитном порядке.
В случае если у гражданина выявлено несоответствие представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям законодательства Российской Федерации, Министерство вносит изменения в Сводный список в течение 20 календарных дней с момента их выявления.
В силу пункта 13 основанием для отказа во включении в Сводный список является:
1) несоответствие гражданина категории, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 350-ЗРК/2016;
2) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 16 настоящего Порядка;
3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
4) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет бюджетных средств.
Вместе с тем пункт 14 указывает, что повторное обращение с заявлением на предоставление жилого помещения допускается после устранения оснований для отказа, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 13 настоящего Порядка.
Согласно пункту 15, в случае если в период с даты принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до даты подачи заявления у гражданина произошли изменения в составе семьи или им было отчуждено (приобретено) жилое(ые) помещение(я), к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих такие изменения.
Как установлено материалами дела, согласно Сводному списку граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2017 года по Республике Крым (военнослужащие, уволенные с военной службы (службы) и приравненные к ним лица, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которые до 01 января 2005 года приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения), утвержденному приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, под номером 22 значится Матюшин Николай Васильевич, состав семьи 4 человека.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службу) и приравненных к ним лиц, утв. Постановлением Совета министров Республики Крым от 05.05.2017 года N 237, Матюшину Н.В. в соответствии с его п. 16 до подачи заявления, необходимо было представлять в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, документы содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями, либо изменении его положения..
Как верно установлено судом первой инстанции, истцом ежегодно в материалы учетного дела предоставлялась органу местного самоуправления информация о том, что Матюшин Н.В. фактически проживает вместе с членами его семьи, а именно женой, двумя детьми и внучками по адресу "адрес" жилом помещении, принадлежащем его дочери ФИО3 на праве собственности, общей площадью 34,9 кв.м.
Администрация города Симферополя, установив изменение обстоятельств, изложенных в учетном деле Матюшина Н.В, а именно наличие в собственности у Крюковой А.Н. второй квартиры, будучи лицом заявляющим право на обеспечение жилым помещением, как член семьи Матюшина Н.В, письмом от 30.06.2017 года отказала истцу в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет бюджетных средств, поскольку суммарная общая площадь принадлежащих члену семьи Матюшина Н.В. - ФИО3 на праве собственности жилых помещений составляет 85,2 кв.м, сославшись на то, что поскольку ФИО3 является членом семьи истца, обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного человека его семьи составляет более 10 кв.м.
Обстоятельства проверки доводов о том, что согласно справке N 18 от 22 марта 2018 года выданной заведующим общежитием ГБОУ ДПО РК КРИППО, ФИО2 совместно с мужем Матюшиным Н.В. фактически проживает в общежитии ГБОУ ДПО РК "Крымского Республиканского института постдипломного педагогического образования", расположенном по адресу "адрес", с 1 июля 2004 года по настоящее время, что также подтверждается договором найма жилого помещения представленным истцом в судебное заседание, где Матюшин с 2006 года по настоящее время проживает как член семьи "Нанимателя" Матюшиной Л.Н. в общежитии Крымского республиканского института последипломного педагогического образования, по договором найма жилого помещения, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Представленные суду первой инстанции вышеуказанные документы, должны были быть представлены в материалы учетного дела истца в 2006 году, что истцом не сделано.
Доводы истца о том, что он обращался с заявлениями в администрацию об изменении его состава семьи, либо об установлении фактического проживания, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку голословны и не подтверждены доказательствами обращения истца в администрацию, для решения указанного вопроса.
Материалы дела не содержат копий обращений с отметкой об их получении Администрация города Симферополя Республики Крым.
Из материалов дела усматривается, что 02.06.2017 года Матюшиным Н.В. подано заявление об отказе в получении суммы выделенной ему на состав семьи 4 человека, поскольку как следует из заявления состав его семьи состоит из семи человек, а именно: он, его супруга, две дочери и три внучки(л.д.178), что фактически опровергает доводы апелляционной жалобы Матюшина Н.В, о том что он с 2014 года обращался в администрацию с заявлениями об изменении его состава семьи, и включении в состав семьи на получения жилищного сертификата его, супругу ФИО2, дочь - ФИО14, внучку - ФИО6
Представленные истцом договоры найма, подтверждающие его фактическое проживание около 17 лет в жилом помещении общежития "Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования" по адресу "адрес", которое предоставлено его жене, не могут служить основанием для отмены принятого администрацией г. Симферополь решения об отказе в предоставлении субсидии, поскольку данные договоры не содержаться в учетном деле Матюшина Н.В, доказательств обращения Матюшина Н.В. в администрацию о приобщении к учетному делу данных договоров, и об изменении состава его семьи на состав из двух человек, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно; правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционной жалобе истца не приведено.
Руководствуясь статьей 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 марта 2018 года оставить без изменения, представителя Матюшина Н.В. - Плохушко О.Л.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.