Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю.
и судей Климовой С.В, Лобовой Л.В,
при секретаре Ильиной Д.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 15 декабря 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Антошиной Н.И. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о взыскании денежных средств удовлетворить частично,
взыскать с Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области в пользу Антошиной Н.И. 48 000 руб. 00 коп. (сорок восемь тысяч рублей), в остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Антошина Н.И. 06.07.2017 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области) о взыскании 72 000 руб. в возмещение задолженности по выплатам, предусмотренным лицам, являющимся участниками государственной программы софинансирования пенсионных накоплений на основании Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", мотивируя обращение тем, что вступила в указанную программу, внеся дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в 2013 году и в 2014 году по *** руб, в связи с чем имеет право на получение выплаты, увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной за истекший календарный год, однако при обращении за ее получением по месту жительства в ГУ - УПФР в г. ***, ей было выплачено в 2014 году *** руб, в 2015 году - *** руб.; в связи с переменой места жительства истец обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о выплате оставшейся части средств пенсионных накоплений, в чем ей было отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права участника государственной программы софинансирования пенсионных накоплений, уплативших взнос до 31.01.2015.
В судебном заседании истец требования поддержала, представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области, третьего лица ПФР России иск не признали.
Третье лицо ГУ - ОПФР по Тульской области, привлеченное к участию в деле определением суда от 21.09.2017 (л.д. 36), в судебное заседание не явилось, направило письменный отзыв на иск.
15.12.2017 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Прохоровой Е.А. и дополнений к ней, подписанных представителем по доверенности Баландиной Н.А.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области по доверенности Баландина Н.А. доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений поддержала, истец Антошина Н.И, против ее удовлетворения возражала, третьи лица ПФР, ГУ - ОПФР по Тульской области в судебное заседание не явились (л.д. 100-101).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Антошина Н.И, *** года рождения, *** обратилась в ГУ - УПФР в г. Узловая Тульской области с заявлением о назначении пенсии по возрасту, которая назначена истцу на основании подп. 6 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как гражданину, пострадавшему в результате радиационных или техногенных катастроф (для граждан, постоянно проживающих в зоне проживания с правом на отселение) и положений ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; указанное пенсионное обеспечение назначено истцу как наиболее выгодное, поскольку при назначении трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии общего трудового стажа истца 16 лет 11 мес. 24 дн. ее размер был бы ниже, чем пенсионное обеспечение по Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; так, на июль 2018 года размер получаемой истцом пенсии составляет ***руб.
В 2013 году Антошина Н.И. вступила в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию на основании Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", произведя их выплату в 2013 году и в 2014 году по *** руб.
На основании заявлений истца в 2014 году ГУ - УПФР в г. Узловая Тульской области произвел Антошиной Н.И. выплату части суммы пенсионных накоплений, сформированных за счет дополнительных страховых взносов в размере *** руб, а в 2015 году - в размере *** руб.
В связи с изменением места жительства, пенсионное обеспечение истца осуществляет ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области, куда истец *** обратилась за получением оставшейся части суммы пенсионных накоплений, сформированных за счет дополнительных страховых взносов (л.д. 10); решением ответчика от *** в назначении единовременной выплаты истцу отказано, поскольку предыдущее обращение за назначением единовременной выплаты за счет средств пенсионных накоплений было 17.09.2015, в связи с чем истец в праве вновь обратиться за осуществлением единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет на основании ч. 1.2 ст. 4 Федерального закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец Антошина Н.И. приобрела право на получение средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, размер которой в силу ст. 13 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48 000 рублей в год, в связи с чем пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежных средств в сумме 48 000 руб. как недополученных денежных средств, учитывая, что в 2014 и 2015 году часть суммы пенсионных накоплений, сформированных за счет дополнительных взносов истцу были выплачены, а уплата взносов была произведена истцом до 31.01.2015.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, поскольку они не основаны на подлежащем применению законодательстве.
Так, в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" принят Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", который о пределяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, которой являются взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемые за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом (п. 4 ст. 2).
Положения ст. 12 указанного Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ устанавливают, что п раво на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеют застрахованные лица, подавшие заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в период с 01.10.2008 по 31.12.2014 и начавшие уплату указанных взносов в период по 31.01.2015. При этом застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию после дня вступления в силу Федерального закона от 04.11.2014 N 345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", имеют право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если на день подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию они не являются получателями ни одного из видов пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации либо ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого пребывающему в отставке судье, за исключением лиц, которые являются получателями пенсий в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 рублей в год.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ р азмер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и не обратившихся за установлением страховой пенсии, накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, предусмотренных п.п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", либо иной пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая ежемесячное пожизненное содержание судьи, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48 000 рублей в год.
При таких данных, учитывая, что Антошина Н.И. является получателем одного из видов пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно пенсионного обеспечения на основании подп. 6 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц при его выплате истцу в 2014 и 2015 году определен в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", то оснований полагать, что истец имеет право на получение такой выплаты в размере, предусмотренном ч. 2 указанной нормы у суда не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ как постановленное с нарушением норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лефортовского районного суда города Москвы от 15 декабря 2017 года отменить,
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Антошиной Н.И. к ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области о взыскании денежных средств отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.