Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Тиханской А.В, Пономарёва А.Н,
при секретаре Емельяновой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В,
административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Государственной Жилищной Инспекции г. Москвы, действующей на основании доверенности Монаховой Л.В, на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 26 апреля 2018, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Государственной жилищной инспекции города Москвы к Жилищно-строительному кооперативу "Факел" о ликвидации - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Государственная жилищная инспекция г..Москвы (далее Мосжилинспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточенным в порядке ст.46 КАС РФ, к ЖСК "Факел" о ликвидации, указывая на то, что в Мосжилинспекцию поступило обращение жильца многоквартирного дома, в котором образован ЖСК "Факел", Карташова А.В. о несоответствии устава ЖСК "Факел" требованиям действующего законодательства. По результатам внеплановой документарной проверки устава ЖСК "Факел", утвержденного решением общего собрания членов ЖСК "Факел" от 14.12.2015 года, требованиям Жилищного кодекса РФ, было установлено несоответствие указанного устава требованиям Жилищного Кодекса РФ, в связи с чем в адрес ЖСК "Факел" было направлено предписание на устранение выявленных нарушений в шестимесячный срок. 08.02.2017 года истцом проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 25.07.2016 года, по результатам которой было установлено, что предписанные мероприятия в установленный срок не исполнены. Постановлением мирового судьи от 21.04.2017 года ЖСК "Факел" признано виновным в неисполнении вышеуказанного предписания. 21.03.2017 года в адрес истца поступил устав ЖСК "Факел", зарегистрированный в Едином государственном реестре юридическим лиц 15.03.2017 года. Представленная ответчиком в ходе судебного разбирательства редакция устава отличалась от представленной редакции устава истцу.
По результатам проверки зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц новой редакции устава ЖСК "Факел", представленной в ходе судебного разбирательства по запросу суда, установлено, что мероприятия, указанные в предписании от 25.07.2016 года в полном объеме не исполнены, а именно: не внесены изменения согласно вышеуказанному предписанию о размере паевых взносов и порядке внесения паевых взносов. В связи с изложенным, поскольку до настоящего времени ЖСК "Факел" не исполнены мероприятия, указанные в предписании от 25.07.2016 года, при этом неисполнение указанного предписания является нарушением, которое носит неустранимый характер, истец обратился в суд с данным иском, в котором просил ликвидировать ЖСК "Факел" в порядке п.2 ч.6 ст.20 ЖК РФ, с внесением записи о ликвидации ЖСК "Факел" в Единый государственный реестр юридических лиц и возложением обязанности по ликвидации юридического лица на председателя ЖСК "Факел" Фомину Е.И.
Представитель административного истца Монахова Л.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Шульга А.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что на сегодняшний день все выявленные нарушения, указанные в предписании от 25.07.2016 года устранены.
Заинтересованное лицо Карташов А.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, действующую на основании доверенности Монахову Л.В, доводы жалобы поддержавшую, представителя административного ответчика ЖСК "Факел", действующего на основании доверенности Шульгу А.В, возражавшего против доводов жалобы, заинтересованное лицо Карташова А.В, апелляционную жалобу поддержавшего, проверив решение, судебная коллегия приходит следующему.
В силу ч 2 ст. 310 КАС РФ:
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Как установлено судом, 14.03.1995 года по адресу: г.Москва, ул.13-я Парковая, д.34, к.1, зарегистрирован Жилищно-строительный кооператив "Факел".
В Мосжилинспекцию поступило обращение жильца многоквартирного дома, в котором образован ЖСК "Факел", Карташова А.В. о несоответствии устава ЖСК "Факел" требованиям действующего законодательства, в связи с чем на основании распоряжения от 21.06.2016 года N Р-В-01648 проведена внеплановая документарная проверка устава ЖСК "Факел", утвержденного решением общего собрания членов ЖСК "Факел" от 14.12.2015 года, требованиям Жилищного кодекса РФ. В результате данной проверки установлено несоответствие указанного устава требованиям ЖК РФ.
25.07.2016 года в адрес ЖСК "Факел" было вынесено предписание N Р-В-01737/1 для устранения выявленных несоответствий устава ЖСК "Факел" в шестимесячный срок. Предписание вручено представителю председателя правления ЖСК.
08.02.2017 года и 05.07.2017 года Мосжилинспекцией проведены внеплановые документарные проверки исполнения предписания от 25.07.2016 года, по результатам которых было установлено, что предписанные мероприятия в установленный срок не исполнены, в связи с чем в отношении ЖСК "Факел" был составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением мирового судьи от 21.04.2017 года ЖСК "Факел" было признано виновным в неисполнении вышеуказанного предписания от 25.07.2016 года с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей.
Решением Общего собрания членов ЖСК "Факел" от 16.02.2017 года N б/н в устав данного ЖСК были внесены изменения, которых, по мнению Государственной жилищной инспекции г. Москвы недостаточно, в связи с чем административный истец просил ликвидировать ЖСК "Факел".
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что допущенные ЖСК "Факел" нарушения требований ЖК РФ устранены, устав ЖСК содержит сведения о размере паевого взноса и порядке его внесения, в связи с чем отсутствуют правовые основания для ликвидации ЖСК "Факел".
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на совокупном исследовании всех представленных доказательств, мотивирован, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации.
В силу ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями, в том числе, о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер; в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Полномочия Мосжилинспекции определены Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП и Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 N 655-ПП.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, в целях осуществления своих полномочий Инспекция имеет право обращаться в суд с заявлениями, в частности, о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушения порядка создания такого товарищества или кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер (п. 5.7.2); в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (п. 5.7.4).
Аналогичные полномочия определены Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 N 655-ПП.
В силу приведенных норм, органы государственного жилищного надзора вправе требовать в судебном порядке ликвидации ЖСК в случае: выявления грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при создании ЖСК либо неисполнения ЖСК в установленный срок предписаний органа государственного (муниципального) жилищного надзора об устранении несоответствия устава ЖСК либо внесенных в него изменений обязательным требованиям.
В соответствии со ст. 141 ч. 1 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 июля 2003 г. N 14-П, - отсутствие в пункте 2 статьи 61 в ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Применительно к вышеуказанным правовым нормам и обстоятельствам, установленным судом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что последней редакцией устава ЖСК "Факел", зарегистрированной в ИФНС России N 46 по г.Москве 16.04.2018 года, установлен размер минимального обязательного взноса, а также порядок внесения и ответственность за нарушение сроков и порядка внесения.
При этом суд обоснованно указал, что не смотря на законодательное установление обязанности отражения в уставе жилищно-строительного кооператива размера паевых взносов, их размер не регламентирован. Тем самым, ЖСК "Факел" допущенные нарушения требований ЖК РФ устранил.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о том, что грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при создании ЖСК, либо неисполнения ЖСК в установленный срок предписаний органа государственного (муниципального) жилищного надзора об устранении несоответствия устава ЖСК, либо внесенных в него изменений обязательным требованиям не установлено, в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении требований Мосжилинспекции о ликвидации указанного юридического лица.
Оснований не согласиться с данными доводами судебная коллегия не усматривает, поскольку приходит к выводу о том, что приведенные в ней доводы не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись предметом проверки суда первой инстанции, и по своей сути направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм материального права.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установилфактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, приведя логичные, последовательные и исчерпывающие мотивы принятого решения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись предметом проверки суда первой инстанции, и по своей сути направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм материального права.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Измайловского районного суда г. Москвы от 26 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Государственной Жилищной Инспекции г. Москвы, действующей на основании доверенности Монаховой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.