Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу представителя Чукановой М.А. по доверенности адвоката Васильева А.А., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 31.07.2018г., на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 21.12.2017г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 08.02.2018г. по административному делу по административному иску Чукановой М.А. к Участковой избирательной комиссии N 933 района Восточное Измайлово г. Москвы, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Восточное Измайлово об отмене решения об итогах голосования, отмене в части решений об определении результатов выборов и регистрации избранных депутатов, признании недействительными в части результатов выборов и обязании принять в указанной части новое решение об определении результатов выборов,
установил:
Чуканова М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии N 933 района Восточное Измайлово г.Москвы (далее УИК N 933), Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Восточное Измайлово (далее избирательная комиссия) об отмене решения УИК N 933 об итогах голосования (протокол от 11.09.2017 года, подписанный председателем *, заместителем председателя *, членами комиссии - *); отмене решений избирательной комиссии от 11.09.2017 года N 22/1 "Об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве" в части признания * избранной депутатом Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1 и от 14.09.2017 года N 23\2 "О регистрации избранных депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве" в части регистрации * депутатом Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово; признании недействительными результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1 в части избрания депутатом *и обязании избирательной комиссии принять в указанной части новое решение об определении результатов выборов.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что решением Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово от 20.06.2017г. N 43 "О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово" выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово были назначены на 10.09.2017 года. Избирательный участок N 933 района Восточное Измайлово г..Москвы входит в состав многомандатного избирательного округа N 1. Решением избирательной комиссии от 27.07.2017г. N 10/18 Чуканова М.А. была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве по многомандатному избирательному округу N 1. 10.09.2017 года состоялись выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово. Протокол УИК N 933 об итогах голосования по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в г..Москве по многомандатному избирательному округу N 1 был подписан 11.09.2017 года в 00 час. 38 мин. председателем комиссии *, заместителем председателя комиссии *, секретарем комиссии * и членами комиссии с правом решающего голоса *. При подсчете голосов также присутствовали члены УИК N 933 с правом совещательного голоса * и кандидат в депутаты по данному избирательному округу *. После подписания протокола об итогах голосования Чуканову Т.А, * были выданы копии протокола, в соответствии с которым голоса избирателей распределились следующим образом: * - 46, * - 101, * - 22, * - 21.
Однако председателем комиссии * в избирательную комиссию муниципального образования был доставлен и передан для внесения в сводную таблицу данных об итогах голосования в ГАС "Выборы" экземпляр протокола, подписанный председателем комиссии *, заместителем председателя комиссии * и членами комиссии с правом решающего голоса * с указанием тех же даты и времени - 11.09.2017 года 00 час. 38 мин, в котором отсутствовала подпись секретаря комиссии *, а также имелись расхождения в количестве голосов, поданных за различных кандидатов, а именно: * - 6 (минус 40 голосов), * - 162 (плюс 61 голос), * - 12 (минус 10 голосов), * - 12 (минус 9 голосов), что существенным образом отразилось на результатах выборов. * среди кандидатов по округу заняла 5 место и была зарегистрирована избранным депутатом, в то время как действительная воля свидетельствует о том, что число голосов, поданных за *, являлось меньшим, чем за Чуканову М.А, которая и должна была занять 5 место по округу и, соответственно, стать избранным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному округу N 1.
Решением Измайловского районного суда г. Москвы от 21.12.2017г. постановлено:
Административное исковое заявление Чукановой М.А. удовлетворить частично.
Отменить решение Участковой избирательной комиссии N 933, оформленное протоколом от 10.09.2017 года участковой избирательной комиссии об итогах голосования по Избирательному участку N 933 по многомандатному избирательному округу N 1 муниципального округа Восточное Измайлово.
Обязать Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Восточное Измайлово провести повторный подсчет голосов избирателей по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве - муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1 Избирательный участок N 933.
В остальной части административных исковых требований Чукановой М.А. отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 08.02.2018 г. решение Измайловского районного суда г. Москвы от 21.12.2017г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и вынесении нового решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что решением Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово от 20.06.2017г. N 43 "О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово" выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово были назначены на 10.09.2017 года.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Восточное Измайлово от 27.07.2017г. N 10/18 Чуканова М.А. была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве по многомандатному избирательному округу N 1.
В состав многомандатного избирательного округа N 1 муниципального округа Восточное Измайлово в г.Москве, в том числе входит избирательный участок N 933 района Восточное Измайлово.
10.09.2017 года состоялось голосование на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово.
11.09.2017 года в 00 час. 38 мин. на избирательном участке N 933 по многомандатному избирательному округу N 1 муниципального округа Восточное Измайлово были подведены итоги голосования на данном избирательном участке путем составления и подписания соответствующего протокола. Установлено, что вышеозначенный протокол был подписан председателем УИК N 933 *, заместителем председателя комиссии *, секретарем комиссии * и членами комиссии с правом решающего голоса *. Как следует из искового заявления и нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, при подсчете голосов также присутствовали члены УИК N 933 с правом совещательного голоса * и кандидат в депутаты по данному избирательному округу *. После подписания протокола об итогах голосования Чуканову Т.А, * были выданы копии протокола путем выведения из компьютера дополнительных экземпляров, без проставления на них отметки "копия верна", незаверенные подписью председателя комиссия, что подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели *.
Проверяя доводы административного искового заявления о представлении в избирательную комиссию для внесения данных об итогах голосования в ГАС "Выборы" экземпляра протокола УИК N 933 по многомандатному избирательному округу N 1 муниципального округа Восточное Измайлово, содержащего иные сведения о подведенных на участке итогах голосования, неправомерном искажении результатов выборов, суд первой инстанции, допросив в качестве свидетелей председателя и секретаря УИК N 933 * и оценив их показания в совокупности с иными собранными по делу доказательствами, в частности, решением УИК N 933 от 11.09.2017 года N 3/1 "О повторном протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирательного участка N 933", установил, что после проведенного подсчета итогов голосования на избирательном участке N 933, оформления вышеозначенного протокола УИК N 933, в соответствии с частью 23 статьи 72 Избирательного кодекса г. Москвы было принято решение о проведении дополнительного пересчета голосов по всем строкам протокола об итогах голосования УИК N 933 в связи с обнаружением ошибок в 01 час. 50 минут 11.09.2017 года в помещении избирательной комиссии, с информированием об этом членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола.
УИК N 933 в соответствии с данным решением был произведен подсчет голосов по бюллетеням избирателей, подведены итоги голосования на данном избирательном участке путем составления и подписания соответствующего протокола; в протоколе указано, что он подписан 11.09.2017 года в 00 часов 38 минут, в связи с чем доводы административного истца о том, что повторный подсчет голосов не производился отклонены как несостоятельные.
Также судом было установлено, что после предварительной проверки правильности составления протоколов участковыми избирательными комиссиями об итогах голосования, избирательная комиссия путем суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, своим решением N 22/1 от 11.09.2017 года определиларезультаты выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве состоявшимися и действительными.
Решением Избирательной комиссии от 14.09.2017 года N 23/2 зарегистрированы депутаты Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве, избранные по многомандатным избирательным округам 1-2 (по списку).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований и исходил при этом из того, что УИК N 933 неправомочна принимать решение о проведении повторного или дополнительного подсчета голосов, данное право предоставлено лишь вышестоящей избирательной комиссии, в связи с чем отменил решение УИК N 933 об итогах голосования по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1, оформленному протоколом об итогах голосования на указанном избирательном участке, и в соответствии с ч.14 ст.74 Избирательного кодекса г..Москвы обязал избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Восточное Измайлово провести повторный подсчет голосов избирателей по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1 на избирательном участке N 933, отметив возможность выявления действительной воли избирателей; оснований обязывать избирательную комиссию при определении результатов выборов учесть данные об итогах голосования по избирательному участку N 933, содержащиеся в экземплярах протокола N 1 об итогах голосования от 11 сентября 2017 года (в которых отмечено, что за * подан 101 голос избирателей) не усмотрел, поскольку целью выборов является выявление действительной воли избирателей; в данном протоколе обнаружились ошибки, в связи с которыми и рассматривался вопрос о пересчете голосов.
Разрешая требования об отмене решений избирательной комиссии от 11 и 14.09.2017 года в части признания *избранной депутатом Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1, а также о регистрации ее в качестве депутата, о признании недействительными результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1 в части избрания депутатом *, суд пришел к обоснованному выводу о том, что они удовлетворению не подлежат, поскольку в случае установления избирательной комиссией при повторном подсчете итогов голосования иных данных о количестве голосов за кандидатов, избирательной комиссией самостоятельно будут приняты соответствующие решения об отмене решений об определении результатов выборов и регистрации избранных кандидатов; на настоящий момент полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено и невозможно с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на выборах, оснований не имеется; доказательств непосредственного нарушения *избирательного законодательства в ходе судебного разбирательства не установлено, в связи с чем отмена результатов выборов в отношении конкретного кандидата невозможна.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать, и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона об основных гарантиях избирательных прав, участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.74 Избирательного кодекса г.Москвы решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных комиссий немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах.
На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая избирательная комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в избирательном округе. При этом территориальная комиссия устанавливает итоги голосования не позднее чем на третий день со дня голосования, а окружная комиссия - не позднее чем на пятый день со дня голосования.
В силу ч.4 ст.74 Избирательного кодекса г.Москвы председатель, секретарь или иной член нижестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола нижестоящей избирательной комиссии с приложенными к нему документами члену вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов и выполнение контрольных соотношений.
В соответствии с ч.5 ст.74 Избирательного кодекса г.Москвы, если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования составлены с нарушением требований настоящего Кодекса, предъявляемых к составлению протокола и (или) сводной таблицы, указанная комиссия обязана составить повторный протокол и (или) сводную таблицу в соответствии с требованиями части 13 настоящей статьи, а первоначально представленные протокол и (или) сводная таблица остаются в вышестоящей избирательной комиссии.
В силу ч.13 ст.74 Избирательного кодекса г.Москвы, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в вышестоящую комиссию их первых экземпляров комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, либо вышестоящая комиссия в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий), комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1-9 (в случае проведения голосования по открепительным удостоверениям - в строки 9а-9е), 9ж и 9з протокола и (или) в сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует членов этой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол и (или) сводную таблицу об итогах голосования, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в вышестоящую комиссию. Нарушение порядка составления повторного протокола и повторной сводной таблицы является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 10 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном частью 14 настоящей статьи.
Согласно ч.14 ст.74 Избирательного кодекса г.Москвы при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей избирательной комиссии, вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или избирательной комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, с обязательным извещением об этом членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в части 4 статьи 23 настоящего Кодекса, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в части 4 статьи 23 настоящего Кодекса. Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до определения вышестоящей комиссией итогов голосования, результатов выборов и составления ею протокола об итогах голосования, результатах выборов.
В соответствии с ч.1 ст.88 Избирательного кодекса г.Москвы, если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона, настоящего Кодекса, вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
После установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. Решение комиссии об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, внесении изменений в протокол об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу принимается по согласованию с комиссией, организующей выборы. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая этот протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная" (ч.2 ст.88 Избирательного кодекса г.Москвы).
Частью 3 статьи 88 Избирательного кодекса г.Москвы предусмотрено, что суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
1) нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
3) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
4) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
5) других нарушений законодательства о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно ч.5 ст.88 Избирательного кодекса г.Москвы суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения Федерального закона, настоящего Кодекса.
В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которое применяется к рассматриваемым правоотношениям, разъяснено, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ.
Если при оспаривании решений об итогах голосования, результатах выборов, референдума, принятых иными, кроме участковых, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, заявитель ссылается на нарушения законодательства о выборах и референдумах на избирательных участках, участках референдума и (или) на нарушения, допущенные самими участковыми комиссиями при подведении итогов голосования и составлении протоколов об итогах голосования, то предметом оспаривания фактически являются решения соответствующих участковых комиссий.
Исходя из положений части 1 статьи 261 ГПК РФ, пунктов 1.2, 9 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.
Если срок полномочий соответствующей комиссии истек, суд не вправе определять, какая комиссия должна произвести повторный подсчет голосов. Решение этого вопроса относится к компетенции комиссии, которая организовала подготовку и проведение выборов, референдума.
Оценка собранным по делу доказательствам произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ и оснований не согласиться с ней у суда апелляционной инстанции не имелось.
По своей сути доводы представителя заявителя повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в судах нижестоящих инстанций и уже являлись предметом судебного рассмотрения, получив надлежащую оценку, аргументированно изложенную в судебных актах.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с изложенными выводами судов и судебной оценкой доказательств при вышеизложенных обстоятельствах несостоятельны.
Доводы кассационной жалобы направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными ст. 328 КАС РФ.
Выводы судебных инстанций в решении суда и апелляционном определении являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя Чукановой М.А. по доверенности адвоката Васильева А.А. на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 21.12.2017г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 08.02.2018г. по административному делу по административному иску Чукановой М.А. к Участковой избирательной комиссии N 933 района Восточное Измайлово г. Москвы, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Восточное Измайлово об отмене решения об итогах голосования, отмене в части решений об определении результатов выборов и регистрации избранных депутатов, признании недействительными в части результатов выборов и обязании принять в указанной части новое решение об определении результатов выборов - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.