Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ОРОО "МСХ "ОХГСИ" председателя правления *** В.В. на постановление судьи Хамовнического районного суда Москвы от 02 июля 2018 года, которым ОРОО "МСХ "ОХГСИ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере *** рублей,
УСТАНОВИЛ:
03 мая 2018 года советником инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия *** Н.В. в отношении ОРОО "МСХ "ОХГСИ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Хамовнический районный суд Москвы.
Постановлением судьи Хамовнического районного суда Москвы 02 июля 2018 года ОРОО "МСХ "ОХГСИ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере *** рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд законный представитель ОРОО "МСХ "ОХГСИ" председатель правления *** В.В. просит об отмене судебного акта, прекращении производства по делу по доводам жалобы.
Законный представитель ОРОО "МСХ "ОХГСИ" в судебное заседание не явился, Общество извещалось надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о чем свидетельствуют находящиеся в открытом доступе сведения Почты России, об отложении не просил, считаю возможным рассмотреть дело в соответствии с п.3 ст.25.4 КоАП РФ.
Защитники по доверенности *** О.А, *** А.Л. доводы поддержали, на вопросы суда пояснили, что действительно не исполнили п.1 предписания из-за финансовых трудностей, предписание не обжаловали.
Начальник отдела административных расследований Мосгорнаследия *** М.А. просила оставить постановление без изменения, указав, что действия Общества квалифицированы правильно, п.1 предписания не исполнен, вина полностью доказана, наказание является справедливым.
Проверив также представленные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Частью 18 ст.19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Судьей районного суда при рассмотрении дела установлено, что ОРОО "МСХ "ОХГСИ" является пользователем здания по адресу: ***, площадью *** кв.м на основании договора аренды с Департаментом городского имущества Москвы от *** года N *** в редакции дополнительных соглашений от 28 ноября 2005 года и от 16 декабря 2009 года, сроком до 30 июля 2015 года. Здание по данному адресу принято под государственную охрану решением экспертной комиссии Главного управления охраны пятников города Москвы (протокол от *** года N ***) в качестве выявленного объекта культурного наследия "***", и приказом Комитета по культурному наследию Москвы от 05 мая 2009 года N 164 "Об утверждении протокола заседания N *** секции N 1 Историко-культурного совета" утверждено решение об отнесения данного здания по вышеуказанному адресу к выявленным объектам культурного наследия. Предметом охраны Объекта утвержден на заседании Комиссии экспертного обеспечения реестра недвижимого культурного наследия при Москомнаследии (протокол от *** года N ***). Организацией с Мосгорнаследием заключено охранное обязательство пользователя Объекта от *** года N *** с актом технического состояния Объекта от *** года N ***.
В соответствии с предписанием от *** года N *** Организация обязана в установленном порядке разработать проектную документацию по сохранению (приспособлению) Объекта и согласовать с Мосгорнаследием в срок до *** года; в установленном порядке по согласованной Мосгорнаследием проектной документации провести работы по сохранению (приспособлению) Объекта в срок до *** года; в установленном порядке представить на утверждение отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ не позднее *** после выполнения п.2 настоящего предписания.
В соответствии с распоряжением Мосгорнаследия от *** года N 1*** в период с *** года в отношении ОРОО "МСХ "ОХГСИ" проведена внеплановая проверка исполнения требования п.1 вышеуказанного предписания, однако установлено, что проектная документация по сохранению (приспособлению) Объекта для своевременного использования на согласование в Мосгорнаследие в срок до *** года не представлена (служебная записка Управления рассмотрения документации Мосгорнаследия от *** год N ***). Информация о мерах, направленны на исполнение требования п. 1 Предписания ОРОО "МСХ "ОХГСИ" не представлена. Обращений о продлении срока исполнения требования п.1 Предписания в порядке, предусмотренном с п.6.5 Административного регламента исполнения Департаментом культурного наследия Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2015 года N 958-ПП, в установленном порядке от ОРОО "МСХ "ОХГСИ" в Мосгорнаследие не поступали. Информация об обжаловании Предписания в судебном порядке и признании его незаконным отсутствует.
С учетом изложенного, установленные факты является нарушением ст.ст.10, 22 Закона Москвы от 14.07. 2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры".
Таким образом действия ОРОО "МСХ "ОХГСИ" правомерно квалифицированы по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы факт совершения административного правонарушения и вина ОРОО "МСХ "ОХГСИ" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N *** об административном правонарушении от 03 мая 2018 года, составленным в отношении ОРОО "МСХ "ОХГСИ"; распоряжением N 1*** о проведении внеплановой проверки от *** года; актом N *** о проведении внеплановой выездной проверки от 25 апреля 2018 года; предписанием N *** об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия от *** года; предписанием N *** об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия от 25 апреля 2018 года; договором на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы N *** от *** года; дополнительным соглашением к договору на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы от 28 ноября 2005 года; дополнительным соглашением к договору на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы в редакции дополнительного соглашения от 16 декабря 2009 года; охранным обязательством пользователя объекта культурного наследия (здания, строения, сооружения, помещения) N *** от *** года; выпиской из технического паспорта на здание (строение); экспликацией; актом технического состоянияN *** от *** года; протоколом заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям N *** от *** года; протоколом заседания секции N 1 "Историко-культурная экспертиза объектов, заявленных к включению в реестр объектов недвижимого культурного наследия" N *** от 19 февраля 2009 года; протоколом заседания Комиссии экспертного обеспечения реестра недвижимого культурного наследия при Москомнаследии N *** от *** года; уставными документами ОРОО "МСХ "ОХГСИ"; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ОРОО "МСХ "ОХГСИ" и иными
материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ОРОО "МСХ "ОХГСИ" правильно квалифицированы по ч. 18 ст.19.5 КоАП РФ, поскольку ОРОО "МСХ "ОХГСИ" не выполнило в установленный срок законное предписания (его пункт 1) органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Выводы судьи о виновности ОРОО "МСХ "ОХГСИ" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
На основании ст.10 Закона Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
В соответствии с п.3 ст.6 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Согласно п.2 ст.20 и ст.22 Закона Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным Законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
Исходя из положений п.4.4.45 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы", Мосгорнаследие осуществляет выдачу обязательных для исполнения предписаний лицам, в отношении которых осуществляется государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия, с указанием сроков их исполнения; об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", или о внесении в них изменений; об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия; об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия; об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия; об устранении нарушений требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; о сдаче в установленном порядке работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, отчетной документации; о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия; о приведении выполненных (выполняемых) работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствие с согласованной проектной документацией, рабочими чертежами на проведение локальных ремонтных работ, перечнем (описью) работ; об установлении требований к
содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия и иных мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия; об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия; о приостановлении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, а также в случае обнаружения при производстве указанных работ объекта археологического наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; о выполнении обязательных требований к сохранению объектов культурного наследия, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия в случае, если содержание или использование объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта и (или) предмета охраны, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия; выдачу иных предписаний в целях реализации полномочий по государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, ввиду вышеизложенных норм права, указывающих на обязательность выполнения требований уполномоченного органа, изложенных в выданных таковым органом предписаниях, ОРОО "МСХ "ОХГСИ" обязано было выполнить Предписания от *** года N *** со сроком исполнения до *** года.
Как следует из материалов дела, *** года ОРОО "МСХ "ОХГСИ" получило Охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия "***" по адресу: ***.
Согласно п.1 ст.21 Закона Москвы от 14 июля 2000 г. N 26, условия содержания и режим использования недвижимых памятников истории и культуры и их территорий определяются уполномоченным органом для каждого памятника, являющегося государственной собственностью и находящегося в аренде, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических лиц, граждан, их объединений на основании соответствующего охранного документа: охранно-арендного договора, охранного обязательства или охранного договора, заключаемого с уполномоченным органом или выдаваемого ему в течение месяца со дня вступления в права аренды, безвозмездного пользования, хозяйственного ведения, оперативного управления или собственности на недвижимый памятник истории и культуры.
На основании п.2 ст.22 Закона Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные законом, нормативными правовыми актами и охранными документами, выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
Согласно п.2.1 Охранного обязательства ОРОО "МСХ "ОХГСИ" обязуется соблюдать требования действующего законодательства в области сохранения. Использования объектов культурного наследия, не допускать повреждения, разрушения, уничтожения, изменения облика и интерьера Объекта в соответствии с особенностями данного Объекта, нарушения установленного порядка его использования.
В соответствии с п. 2.7 Охранного обязательства ОРОО "МСХ "ОХГСИ" обязан выполнять за счет собственных средств силами специализированных лицензированных организаций научно-исследовательские, проектные, ремонтно-реставрационные, консервационные, противоаварийные и иные работы по сохранению Объекта. Определяемые Атом технического состояния в указанные в нем сроки. Указанные и иные работы по сохранению Объекта проводятся в соответствии с заданиями и разрешениями Москомнаследия, выдаваемыми по обращению Пользователя.
Таким образом, довод жалобы, что работы по сохранению Объекта должны выполняться при условии финансирования, несостоятелен и подлежит отклонению, и не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Из материалов дела следует, что предписание вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в установленном законом порядке предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено, данное предписание содержат конкретные требования и достаточный срок их выполнения, который является разумным.
Основанием для привлечения к административной ответственности по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении факт невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица административного органа, в данном случае Мосгорнаследия. Объектом правонарушения является установленный законом порядок государственного управления и контрольно-надзорные отношения между объектами и субъектами надзора.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ОРОО "МСХ "ОХГСИ" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по выполнению в установленный срок, являющимся достаточным, указанных пунктов выданного предписания, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
Также следует отметить, что юридическое лицо обязано осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, тогда как заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при организации исполнения предписания и, не принял все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее нарушение требований законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При этом, принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ОРОО "МСХ "ОХГСИ" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Довод о том, что деяние должно было быть квалифицировано по ч.19 ст.19.5 КоАП РФ, не влечет отмену постановления, так как суд при рассмотрении дела не вправе ухудшать положение лица, привлекаемого к ответственности. Ввиду того, что должностным лицом протокол об административном правонарушении составлен по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, судья районного суда не мог квалифицировать действия ОРОО "МСХ "ОХГСИ" по ч.19 ст.19.5 КоАП РФ, так как санкция этой статьи предусматривает более суровое административное наказание.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, характера совершенного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о признании ОРОО "МСХ "ОХГСИ" виновным в совершении административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления судьи районного суда, не имеется, оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Хамовнического районного суда Москвы от 02 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ОРОО "МСХ "ОХГСИ" оставить без изменения, жалобу законного представителя ОРОО "МСХ "ОХГСИ" *** В.В. без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Г.Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.