Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 73-АПГ18-12 настоящее решение оставлено без изменения
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 августа 2018 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И.
при секретаре Абзаевой В.И,
с участием прокурора Болдоевой Э.В, представителей административного истца Халзанова Л.В, Халзановой Э.В, представителей окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 23 Нимаевой А.Ц, Санжиевой С.Ц, представителя заинтересованного лица Малышенко А.А. - Дамбаева Ю.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-112/2018 по административному исковому заявлению Цыренова Зоригто Доржиевича к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 23 о признании незаконным и отмене Решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 23 от 02 августа 2018 г. N 24 о регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва Малышенко А.А, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 5 июня 2018 года N 3056-V "О назначении выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва" на 09 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 24 мая 2018 года N 76/895-6 для проведения выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва сформирована окружная избирательная комиссия N 23.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 23 от 02 августа 2018 г. N 24 Малышенко А.А, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия.
Цыренов З.Д, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по этому же одномандатному избирательному округу (на основании решения окружной избирательной комиссии от 20 июля 2016 года N 18), обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения от 02 августа 2018 года N 24 окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 23 о регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 23 Малышенко А.А.
В обоснование заявленных требований Цыренов З.Д. указал, что в нарушение требований Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", к проверке подписных листов не привлекался эксперт, в связи с чем отсутствовала надлежащая проверка подписных листов кандидата Малышенко А.А, что привело к его незаконной регистрации в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала РБ. Членом ОИК N 23 с правом совещательного голоса Халзановым Л.В, назначенным кандидатом Цыреновым З.Д, при ознакомлении с подписными листами кандидата Малышенко А.А, отобранными для проверки, были выявлены подписи избирателей, содержащие неоговоренные исправления и признанные ОИК как действительными (достоверные). При визуальном рассмотрение подписей избирателей обнаружено, что даты внесения подписей избирателей проставлены ими не собственноручно, что также не принято во внимание членами ОИК N 23. Решение ОИК N 23 о регистрации Малышенко А.А. нарушает избирательные права административного истца.
В дополнении к административному исковому заявлению, представленному в ходе судебного заседания, представитель административного истца Халзанова Э.В. просит признать подписи избирателей, содержащиеся в папке N 2 в подписном листе N 15 строки 1, 3, 4, подписном листе N 16 строки 1, 3, в подписном листе N 18 строка 5, в подписном листе N 20 строки 1, 2, в подписном листе N 21 строка 1, в подписном листе N 26 строки 1, 3 недействительными (недостоверными) так как данные подписи поставлены указанными избирателями не собственноручно, что подтверждается нотариально заверенными заявлениями избирателей. Просит признать подписи избирателей, в датах проставления которых выявлены повторяющиеся признаки при написании цифр, недействительными (недостоверными). Также считает, что ряд подписей избирателей имеют неоговоренные исправления в датах внесения подписей.
В судебное заседание административный истец Цыренов З.Д. не явился, извещен надлежащим образом.
Представители административного истца Цыренова З.Д. - Халзанов Л.В, Халзанова Э.В, действующие на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 23 Санжиева С.Ц, являющаяся председателем комиссии, Нимаева А.Ц, действующая на основании доверенности, просили в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что оснований для отказа в регистрации Малышенко А.А. у комиссии не было, привлечение эксперта к участию в работе при проверки подписей избирателей является правом, а не обязанностью избирательной комиссии. Членами комиссии были тщательно проверены подписи избирателей, оснований считать, что подписи или даты их внесения выполнены не собственноручно избирателями, не имелось.
Заинтересованное лицо Малышенко А.А. в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Дамбаев Ю.Б. в удовлетворении иска просил отказать, пояснив, что на основании избирательного законодательства, признание подписей избирателей недействительными на том основании, что даты внесения данных подписей проставлены избирателями не собственноручно возможно только на основании заключения эксперта. В связи с отсутствием такого заключения у избирательной комиссии не имелось оснований для признания подписей избирателей недействительными. В предварительном судебном заседании 16 августа 2018 г. административным истцом представлено заявление избирателя Агафонова В.И. о том, что он не ставил подпись в подписном листе в поддержку Малышенко А.А. Тем самым истец фактически расширил основание административного иска за пределами десятидневного пресекательного срока. Дополнительные основания для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии с указанием конкретных подписей избирателей, которые, по мнению истца, неправомерно признаны избирательной комиссией действительными, также заявлены за пределами десятидневного срока.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключения прокурора Болдоевой Э.В, полагавшей, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ-67) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом, иным законом.
Согласно части 1 статьи 34 ФЗ-67 самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона Республики Бурятия от 06.01.2004 N 603-III "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" (далее Закон N 603-III) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом окружной комиссии, в которой будет производиться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 603-III в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, могут собираться подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия N 79/949-6 от 14 июня 2018 года установлено, что по одномандатному избирательному округу N 23 минимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата составляет 644 подписей, максимальное количество - 708 подписей. Количество подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подлежащих проверке составляет 129 подписей.
Из части 1 статьи 26 Закона N 603-III следует, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию одновременно следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Бурятия, и в машиночитаемом виде (если в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей);
3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, с нотариальным удостоверением сведений о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписей этих лиц с приложением данного списка в машиночитаемом виде по форме, утвержденной Избирательной комиссией Республики Бурятия (если в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей). Указанные положения не распространяются на случаи, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
Из материалов дела следует, что 06 июля 2018 года Малышенко А.А, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обратился в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 23 с заявлением о согласии баллотироваться в кандидаты в депутаты Народного Хурала Республики Бурятии шестого созыва.
24 июля 2018 года Малышенко А.А. предоставил в окружную избирательную комиссию 2 папки с 147 подписными листами, содержащими 708 подписей.
Согласно части 5 статьи 26 Закона N 603-III по решению Избирательной комиссии проверке подлежат все подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного в пункте 1 статьи 25 настоящего Закона необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей и соответствующие им данные об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы.
По итогам случайной выборки подписных листов отобрано 129 подписей для проверки достоверности данных об избирателях (папка N 2, подписные листы с 1 по 126, содержащие 129 подписей).
По итогам проверки избирательной комиссией 4 подписи были признаны недостоверными (недействительными), что составляет 3,1 % от числа проверенных.
Признание избирательной комиссией указанных 4 подписей избирателей недействительными (недостоверными) никем не оспорено и оснований для пересмотра данного решения у суда не имеется.
Суд, проверив доводы административного искового заявления, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания подписей избирателей, указанных в административном иске и дополнения к нему, недостоверными (недействительными).
В силу пункта 6.3 статьи 38 ФЗ-67 недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 этой статьи.
В подтверждении своего довода о том, что подписи избирателей, содержащиеся в папке N 2 в подписном листе N 15 строках 1, 3, 4, подписном листе N 16 строках 1, 3, в подписном листе N 18 строке 5, в подписном листе N 20 строках 1, 2, в подписном листе N 21 строке 1, в подписном листе N 26 строках 1, 3 выполнены не самими избирателями, а иными лицами, стороной административного истца предоставлены нотариально заверенные заявления указанных избирателей, а также показания двух свидетелей Агафонова В.И. и Суханова С.Н, допрошенных в судебном заседании.
Однако суд считает, что поскольку избирательным законодательством предусмотрено, что признание подписи, выполненной от имени одного лица другим лицом, недостоверной возможно только на основании заключения эксперта, показания избирателей, в т.ч. нотариально заверенные, не могут являться доказательством недостоверности таких подписей избирателей.
Требование административного истца о признании недействительными подписи избирателей, находящихся в подписном листе N 1, строках 3, 5, 2, 4, в подписном листе N 2 строках 2, 3, в подписном листе N 5, строках 2, 3, подписном листе N 6 строках 2, 4, 3, 5, в подписном листе N 8 строках 3, 4, в подписном листе N 9 строках 2, 3, в подписном листе 13 строках 3, 4, подписном листе 14 строках 2, 3, 4, в подписном листе 15 строках 2, 3, 4, подписном листе N 16 строках 4, 5, подписном листе 18 строках 3, 5, в подписном листе N 20 строках 3, 4, 2, в подписном листе 25 строках 3, 4 на том основании, что имеется характерные повторяющиеся признаки при написании цифр в датах проставления подписей избирателей, также удовлетворению не подлежит.
Пунктом 6 части 7 статьи 26 Закона N 603-III, а также подпунктом "е" пункта 6.4 статьи 38 ФЗ-67 предусмотрена возможность признания подписей избирателей даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно недействительными только на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке.
В материалах дела отсутствует экспертное заключение, на основании которого можно было бы сделать вывод о том, что подпись избирателя выполненная иным лицом или, что дата внесения подписи избирателями в указанных листах и строках проставлена не собственноручно. Административным истцом ходатайства о проведении экспертизы или привлечения эксперта в установленном законом порядке не заявлялось.
Заявление представителя административного истца в качестве реплики о необходимости возобновления рассмотрения дела по существу и привлечения к участию в деле эксперта таким ходатайством не является.
При этом, суд не находит оснований для возобновления рассмотрения дела по существу.
Согласно пункту "е" пункта 6.4 статьи 38 ФЗ-67 недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателям.
Аналогичное положение содержится в пункте 6 части 7 статьи 26 Закона N 603-III.
Исследовав подписные листы, суд не усматривает оснований для признания недействительными 5 подписей из числа названных административным истцом, содержащихся в подписных листах (4 строка 3; 4 строка 4; 5 строка 1; 5 строка 3; 22 строка 2) и имеющих, по мнению истца, неоговоренные избирателями исправления.
По мнению суда, в данном случае имеют место особенности почерка избирателей и небрежность при проставлении даты внесения подписей, видимых исправлений, (одна цифра исправлена на другую) не имеется.
Довод административного иска о том, что избирательная комиссия не привлекла к проверке подлинности подписей экспертов, основанием для удовлетворения исковых требований не является.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным пп. "д" п. 24, пп. "г" п. 25 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 ФЗ-67 к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Таким образом, исходя из смысла указанной нормы, привлечение экспертов к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, является правом, а не обязанностью избирательной комиссии.
Избирательная комиссия привлекает эксперта к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей в случае возникновения сомнений в достоверности и действительности подписей избирателей.
Как пояснили представители окружной избирательной комиссии, ими тщательным образом были проверены подписи избирателей, каждая подпись рассматривалась под увеличением и каких-либо сомнений в их достоверности, у членов избирательной комиссии не возникло.
Оснований не доверять данным пояснениям у суда не имеется.
Иных оснований для признания решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 23 от 02 августа 2018 г. о регистрации Малышенко А.А. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва незаконным и его отмене материалы дела не содержат и стороной административного истца не представлено.
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 23 от 02 августа 2018 г. о регистрации Малышенко А.А. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва принято в соответствии с требованиями закона, у избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации Малышенко А.А. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва, в связи с чем исковые требования Цыренова З.Д. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Цыренова Зоригто Доржиевича к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 23 о признании незаконным и отмене Решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 23 от 02 августа 2018 г. N 24 о регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва Малышенко А.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение пяти дней со дня принятия решения суда.
Судья Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.