Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Тарасенко М.И,
членов президиума Юлдашева Р.Х, Иващенко В.Г,
Латыповой З.У, Усмановой Р.Р,
Леонтьева С.А, Васильевой Е.Г,
Шакирова Р.С.
при секретаре Сахибгарееве М.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Каримовой З.Ф. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Учалинском районе и городе Учалы по Республике Башкортостан о защите пенсионных прав, переданное определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Абубакировой Р.Р. от 17 июля 2018 года по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Учалинском районе и городе Учалы по Республике Башкортостан Нуриахметова И.М, поступившей в адрес Верховного Суда Республики Башкортостан 28 мая 2018 года, на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 02 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 января 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Абубакировой Р.Р, выслушав представителей Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Учалинском районе и городе Учалы по Республике Башкортостан Беляеву А.А, Медведеву Л.П, Коноваленко С.М, поддержавших доводы кассационной жалобы, президиум
УСТАНОВИЛ:
Каримова З.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Учалинском районе и городе Учалы по Республике Башкортостан о защите пенсионных прав.
Требования мотивированы тем, что 21 мая 2014 года она обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с наличием у нее 30 лет стажа лечебной деятельности. Решением N... от 21 августа 2014 года ответчик отказал в назначении досрочной трудовой пенсии.
09 февраля 2017 года она вновь обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с наличием у нее 30 лет стажа лечебной деятельности. Решением N... от 05 мая 2017 года ответчик отказал ей в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие у нее соответствующего стажа продолжительностью 30 лет, необходимого для назначения пенсии на льготных условиях.
На основании изложенного, истец просила признать отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Учалинском районе и г. Учалы по Республике Башкортостан в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости незаконным и обязать включить спорные периоды работы лечебной деятельностью в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности. Обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в Пенсионный фонд Российской Федерации - с 21 мая 2014 года.
Решением Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 02 ноября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 января 2018 года, постановлено:
исковые требования Каримовой З.Ф. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Учалинском районе и г. Учалы РБ о защите пенсионных прав, удовлетворить частично.
Решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Учалинском районе и г.Учалы Республики Башкортостан N... от 21 августа 2014 и N... от 05 мая 2017 года признать незаконным и отменить в части отказа включить в специальный стаж работы Каримовой З.Ф. периодов работы с 02 июня 1993 года по 02 августа 1996 года, с 12 августа 1996 года по 18 января 1998 года в качестве медицинской сестры ясли сада N72 ст.Учалы Южно-Уральской железной дороги, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и сохранением заработной платы с 17 января 2007 года по 23 января 2007 года, с 26 февраля 2007 года по 09 марта 2007 года, с 06 декабря 2010 года по 17 декабря 2010 года, с 16 апреля 2012 года по 20 апреля 2012 года, с 29 мая 2012 года по 08 июня 2012 года, донорские дни 19 мая 2011 года, 14 июля 2011 года - 15 июля 2011 года, 15 января 2013 года в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Учалинском районе и г.Учалы РБ включить в стаж работы Каримовой З.Ф. по специальности следующие периоды: с 02 июня 1993 года по 02 августа 1996 года, с 12 августа 1996 года по 18 января 1998 года в качестве медицинской сестры ясли сада N72 ст.Учалы Южно-Уральской железной дороги в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и сохранением заработной платы с 17 января 2007 года по 23 января 2007 года, с 26 февраля 2007 года по 09 марта 2007 года, с 06 декабря 2010 года по 17 декабря 2010 года, с 16 апреля 2012 года по 20 апреля 2012 года, с 29 мая 2012 года по 08 июня 2012 года, донорские дни 19 мая 2011 года, 14 июля 2011 года - 15 июля 2011 года, 15 января 2013 года в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Учалинском районе и г. Учалы РБ назначить Каримовой З.Ф. досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 09 февраля 2017 года.
В остальной части в иске Каримовой З.Ф. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Учалинском районе и г.Учалы по РБ о защите пенсионных прав, взыскании морального вреда и расходов по оплате услуг представителя отказать.
В кассационной жалобе начальник Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Учалинском районе и городе Учалы по Республике Башкортостан Нуриахметов И.М. указывает, что ни одним из нормативных актов период работы с 02 июня 1993 года по 02 августа 1996 года, с 12 августа 1996 года по 18 января 1998 года в качестве медицинской сестры ясли-сад N72 ст.Учалы Южно-Уральской железной дороги не подлежал зачету в стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Кроме того, включение в специальный стаж донорских дней 19 мая 2011 года, 14 июля 2011 года - 15 июля 2011 года, 15 января 2013 года не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Абубакировой Р.Р. от 17 июля 2018 года дело по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Учалинском районе и городе Учалы по Республике Башкортостан Нуриахметова И.М. передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и заблаговременно с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права.
Судом установлено, что 21 мая 2014 года истец обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с наличием у нее 30 лет стажа лечебной деятельности. Решением N... от 21 августа 2014 года ответчик отказал в назначении досрочной трудовой пенсии. При этом ответчиком в стаж лечебной деятельности включены периоды работы истца на различных должностях, стаж, исчисленный по варианту N1 составил 22 года 9 месяцев 19 дней, по варианту N2 - 24 года 4 месяца 24 дня.
09 февраля 2017 года истец обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с наличием у нее 30 лет стажа лечебной деятельности. Решением N... от 05 мая 2017 года ответчик отказал в назначении досрочной страховой пенсии. При этом ответчиком стаж лечебной деятельности истца исчислен 27 лет 7 месяцев 11 дней.
Поскольку некоторые спорные периоды ответчиком засчитаны в специальный стаж суд первой инстанции обоснованно рассмотрел требования истца в части периодов, не включенных ответчиком в специальный стаж.
Удовлетворяя заявленные требования в части включения в стаж работы Каримовой З.Ф, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью, спорных периодов ее работы медицинской сестрой в ясли-садах, суд первой инстанции руководствовался действовавшим до 1 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.
Президиум приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
При изложенных обстоятельствах в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежит включению только период работы Каримовой З.Ф. в должности медсестры в детских яслях с 02 июня 1993 года по 1 октября 1993 года. С 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
С учетом изложенного, выводы судебных инстанций о включении в специальный стаж Каримовой З.Ф. периодов ее трудовой деятельности после 1 октября 1993 года в должностях медсестры в ясли-сад N72 ст.Учалы Южно-Уральской железной дороги нельзя признать правомерными.
В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", права на указанную пенсию у Каримовой З.Ф. не имеется.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела положения приведенных нормативно-правовых актов, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, не учли, не применили к спорным отношениям закон, подлежащий применению, и вследствие этого не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: наличие стажа работы Каримовой З.Ф. в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, и наличие в связи с этим оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм права являются существенными, в связи с чем состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе судей.
Руководствуясь статьями 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 02 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 января 2018 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий М.И. Тарасенко
Справка: судья Мухаметкильдин Ф.М.
Апелляция: Свистун Т.К. (пред.)
Валиуллин И.И. и Мартынова Н.Н. (докл.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.