Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А,
судей Сергуненко П.А. и Сиротиной Е.С,
при секретаре Коршуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Сергуненко П.А.
дело по апелляционному представлению прокурора Кесовогорского районного Тверской области на решение Кесовогорского районного суда Тверской области от 27 июня 2018 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления прокурора Кесовогорского района в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Кесовогорского района о признании незаконным действий администрации Кесовогорского района, выразившихся в принятии постановления от "данные изъяты" "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" отказать".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Кесовогорского района Тверской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Кесовогорского района о признании незаконным действий администрации Кесовогорского района, выразившихся в принятии постановления от "данные изъяты" "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории".
В обоснование заявленных требований прокурор, ссылаясь на результаты проведенной проверки исполнения законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, указал, что по заявлению Пушкарёвой Т.Н. от 17.08.2017 постановлением администрации Кесовогорского района от "данные изъяты" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью "данные изъяты" кв.м, с видом разрешённого использования "для ведения личного подсобного хозяйства", образованного путём перераспределения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", находящимся в собственности Пушкаревой Т.Н, и земель, находящихся в государственной собственности до разграничения, площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель - земли населённых пунктов.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории муниципального образования "Феневское сельское поселение" (далее Правила), утверждённые решением Собрания депутатов Феневского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области от 26.12.2012 N 14, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, а также территория вокруг данного участка относятся к зоне жилой застройки (Ж). В границах данной территориальной зоны имеется возможность формирования земельных участков с видами разрешённого использования, предусмотренными правилами землепользования и застройки, в том числе, для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно Правил минимальная площадь земельного участка, который возможно образовать как самостоятельный участок для целей ведения личного подсобного хозяйства, а также для индивидуального жилищного строительства составляет "данные изъяты" кв.м. Согласно пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка предусматривается путём перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок с учётом требований к образуемым земельным участкам, предусмотренным статьёй 11.9 Земельного кодекса РФ. В порядке перераспределения площадь земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" принадлежащего Пушкаревой Т.Н. была увеличена на "данные изъяты" кв.м.
Определением судьи к участию в деле в соответствии со ст. 50 КАС РФ привлечён специалист - кадастровый инженер.
Определениями Кесовогорского районного суда Тверской области к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Пушкарева Т.Н, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Комитет по управлению имуществом Кесовогорского района Тверской области; в соответствии со ст. 50 КАС РФ к участию в деле привлечён специалист - кадастровый инженер.
В судебном заседании помощник прокурора Кесовогорского района Тверской области Лучкин И.А. поддержал заявленные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика администрации Кесовогорского района Тверской области Муравлёв В.Н. в судебном заседании заявленный административный иск не признал, возражая против заявленных прокурором требований.
Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом Кесовогорского района Тверской области Голикова Т.П. возражала против удовлетворения административного иска прокурора.
Привлеченный в качестве специалиста Ляшов С.В. пояснил, что формирование отдельного земельного участка на спорной территории технически возможно (например, с площадью "данные изъяты" кв.м. или с площадью "данные изъяты" кв.м.), но использование этого участка по прямому назначению - для ведения подсобного хозяйства - невозможно, так как топографически на данному участке находится канава.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционном представлении прокурора Кесовогорского района ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, что является основанием для отмены или изменения решения суда.
Прокурор района оспаривает законность действий администрации, выразившихся в принятии постановления "данные изъяты" "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" в связи с тем, что до его утверждения администрация района должна была обеспечить проведение проверки на наличие или отсутствие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, что не сделано. В ответе администрации Кесовогорского района от "данные изъяты" имелась ссылка на удобство землепользования Пушкаревой Т.Н, вместе с тем какое-либо указание на проведение проверки возможности формирования самостоятельных земельных участков отсутствовало.
В возражениях представителей администрации Кесовогорского района Тверской области и Комитета по управлению имуществом Кесовогорского района Тверской области выражается несогласие с апелляционным представлением прокурора, содержится просьба об оставлении обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения, как постановленного в соответствии с требованиями закона и основанного на исследованных судом материалах дела.
Пушкарева Т.Н. в своих письменных возражениях поддержала позицию административного ответчика о несогласии с доводами апелляционного представления.
Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области представлен письменный отзыв на апелляционное представление, согласно которого Министерство поддерживает доводы прокурора Кесовогорского района Тверской области, просит представление прокурора удовлетворить.
В суде апелляционной инстанции прокурор Шатрова Ю.А. поддержала доводы, изложенные в апелляционном представлении, просила решение суда отменить, постановить по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражений на нее, выслушав участников процесса, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Пушкарева Т.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, находящегося по адресу: "данные изъяты", с видом разрешенного пользования - для ведения личного подсобного хозяйства.
17 августа 2017 года Пушкаревой Т.Н. обратилась в администрацию Кесовогорского района Тверской области с заявлением о перераспределении земельных участков: принадлежащего Пушкаревой Т.Н. на праве собственности, с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, находящегося по адресу: "данные изъяты", с видом разрешенного пользования - для ведения личного подсобного хозяйства; и земли, находящейся в государственной собственности до разграничения, площадью "данные изъяты" кв.м. из категории земель - земли населенных пунктов.
Постановлением Администрации Кесовогорского района Тверской области от "данные изъяты" "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой земельный участок с условным номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "данные изъяты", образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, и земель, находящихся в государственной собственности до разграничения, площадью "данные изъяты" кв.м. В схеме указана площадь земельного участка и условный номер земельного участка.
Прокуратурой Кесовогорского района Тверской области на основании поручения прокуратуры Тверской области от 05.03.2018 года, в связи с обращением и.о. Министра имущественных и земельных отношений Тверской области от 21.02.2018 года, проведена проверка соблюдения требований законодательства в области распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается доводами искового заявления, не опровергнутыми участвующими в деле лицами.
В результате проверки в адрес Главы Кесовогорского района Тарасова С.Г. внесен протест на указанное постановление администрации Кесовогорского района "данные изъяты" "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" с требованием об отмене данного акта.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, указал, что обстоятельств, являющихся основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, указанных в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, считает их законными и обоснованными.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (часть 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
Согласно ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (пп. 3 п. 1).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п. 2).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3).
В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК.
В пункте 1 статьи 39.28 ЗК установлен исчерпывающий перечень случаев, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
Статьей 11.9 указанного Кодекса предусмотрены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Так, согласно п. 1 указанной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Материалами дела установлено, что в ходе перераспределения к земельному участку Пушкаревой Т.Н. присоединена земля площадью "данные изъяты" кв.м, находящаяся в государственной собственности до разграничения.
Данный земельный участок является свободным и не обременён правами третьих лиц, что содержанием Соглашения о перераспределении земельных участков N 4 от 27.11.2017 г.
Схема расположения земельного участка соответствует установленной форме. Судом не установлено ни полного, ни частичного совпадения местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
В ходе судебного разбирательства не выявлено несоответствия схемы положения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, либо расположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории
Максимальная площадь образованного в результате перераспределения земельных участков земельного участка не превышает максимальную площадь земельного участка, установленного в Феневском сельском поселении (5000 кв.м.).
Также из пояснений специалиста и представленных в дело фотоматериалов следует, что не выявлено вклинивания, заиливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию земельного участка (для ведения личного подсобного хозяйства) и охране земель недостатков, а также нарушений требований, установленных ЗК РФ. Напротив установлено, что перераспределение земель ведёт к выравниванию границ земельных участков, принадлежащих одному собственнику, что подтверждается схемой земельного участка.
Судебная коллегия, анализируя вышеприведенный нормы права, а также обстоятельства, установленные материалами дела, приходит к выводу о том, что оснований для признания действий административного ответчика, выраженной в утверждении схемы расположения спорного земельного участка, не имеется. Администрация Кесовогорского района Тверской области, вынося постановление от "данные изъяты" об утверждении схемы расположения земельного участка, действовала в полном соответствии с земельным законодательством.
Спорный земельный участок, образованный в результате перераспределения земель, сформирован в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, при наличии согласия уполномоченного органа и, принятии во внимание, что в границах земель, подлежащих перераспределению, отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам, а также мнение специалиста о невозможности образовать самостоятельный земельный участок из земель, подлежащих перераспределению, с целью их использования по назначению иными лицами, в связи с чем основания для применения подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ отсутствовали.
Более того, судебная коллегия полагает возможным отметить, что согласно правовой позиции, выраженной в абзаце пятом пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
При подаче административного искового заявления прокурором не учтено, что по условиям Соглашения N4 от 27 ноября 2017 года о перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности и в государственной собственности до разграничения, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Кесовогорского района и Пушкаревой Т.Н, у последней, несмотря на невыполнение обязанности по обязательной государственной регистрации настоящего документа в Управлении Росреестра, его исполнение привело к возникновению, изменению гражданских прав и обязанностей. Указанное также подтверждается квитанцией об оплате23.11.2017 года Пушкаревой Т.Н. "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек платы за увеличение площади земельного участка в рамках указанного Соглашения N4 от 27 ноября 2017 года.
При таких обстоятельствах избранный прокурором способ защиты не восстановит нарушенных, по мнению прокурора, прав.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконным действий администрации Кесовогорского района, выразившихся в принятии постановления от "данные изъяты" "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", отказал в удовлетворении требований.
Административным истцом в нарушение положений части 11, пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказано нарушение прав, свобод и законных интересов.
Апелляционное представление прокурора правовых оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не содержит, повторяет доводы административного искового заявления, которые являлись предметом судебного рассмотрения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционного представления, поскольку нарушений применения норм процессуального и материального права, которые повлекли или могли повлечь принятие неверного судебного решения, не установлено.
Руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кесовогорского районного суда Тверской области от 27 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Кесовогорского районного Тверской области, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.