Дата вступления в законную силу - 27 августа 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Гологузова Д.Н. на постановление судьи Белогорского районного суда Республики Крым Борисенко Е.В. от 05.07.2018 г. по делу N5-277/2018, которым Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Белогорского районного суда Республики Крым от 05.07.2018 г. по делу N5-277/2018 Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" (далее ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Гологузов Д.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить.
Жалоба обоснована тем, что ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" не является надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку в соответствии с Государственным контрактом NЕП/18, заключенным с ГУП РК "Крымавтодор", именно подрядчик несет полную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении работ по указанному контракту, а также за непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, в том числе административную ответственность по ст. 12.34 КоАП РФ.
В судебное заседание, которое состоялось 27.08.2018 г, ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" явку своего представителя либо защитника не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.11.1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 12 Закона N196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
При этом отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона N257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Закона N257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
При этом, в соответствии с пп. 2 п. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса от 16.11.2012 г, в состав работ по содержанию автомобильных дорог, в том числе, входит очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 17 Закона N257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения, а также правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств устанавливают ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" и ГОСТ 33220-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию".
Все требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1.
В силу п.п. 4.1.1, 4.1.5 ГОСТа Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 сут. после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.
Согласно п. 4.2.2 ГОСТа Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
В соответствии с п.п. 5.3.2, 5.3.9 ГОСТа Р 52289-2004 3нак 2.1 "Главная дорога" устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350 х 350 мм. В населенных пунктах знак допускается не устанавливать на противоположной примыканию стороне перед примыканием второстепенной дороги к главной.
Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой. В населенных пунктах знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестком, а вне населенных пунктов - предварительно на расстоянии 150 - 300 м до перекрестка и перед перекрестком. На пересечениях дорог с несколькими проезжими частями знак устанавливают перед пересечениями проезжих частей, на которых возможно неоднозначное определение главенства дорог.
На регулируемых перекрестках знаки 2.1, 2.4, 2.5 следует размещать в непосредственной близости от основного светофора, предпочтительно на опоре светофора.
Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений установлена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 25.04.2018 г. должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Белогорскому району в ходе проведения обследования автодороги "Симферополь-Феодосия-Зуя" на 1 км + 700 м на месте дорожно-транспортного происшествия выявлены недостатки в содержании дороги, а именно:
повреждения асфальтобетонного покрытия, выбоины, просадки, проломы затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью чем нарушен п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93;
перед примыканием отсутствуют дорожные знаки 2.1 "Главная дорога" чем нарушены п.п. 5.3.2, 5.3.9 ГОСТа Р 52289-2004, п.п. 4.1.1, 4.1.5 ГОСТа Р 50597-93;
изношена горизонтальная разметка на дорожном участке дороги, отсутствует чем нарушен п. 4.2.2 ГОСТа Р 50597-93, п.п. 6.1, 6.2 ГОСТа Р 52289-2004, что отражено в акте N339 о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) (л.д. 10).
Изложенное послужило основанием для вынесения 25.04.2018 г. определения серии 82ОВ N001259 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 9).
По результатам проведения административного расследования, 25.05.2018 г. был составлен протокол об административном правонарушении серии 61РР N010361 в отношении ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (л.д. 1-2) и постановлением Белогорского районного суда Республики Крым от 05.07.2018 г. по делу N5-277/2018 ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
При этом ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" в поданной жалобе, ссылаясь на Государственный контракт NЕП/18, указывает, что не является лицом, ответственным за совершение указанного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Данные доводы жалобы подлежат отклонению на основании следующего.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 г. N 1462-р создано Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" путем преобразования Государственного учреждения "Служба автомобильных дорог Республики Крым".
Согласно Уставу ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым", утвержденному Министерством транспорта Республики Крым на основании приказа N 57, целями деятельности Учреждения являются, среди прочего:
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них;
- размещение заказов для обеспечения государственных нужд Республики Крым в сфере дорожной деятельности;
- обеспечение сохранности закрепленной сети автомобильных дорог;
- организация совершенствования и развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния;
- обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам;
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения.
Предметом деятельности ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации полномочий Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым и искусственных сооружений на них, в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым (п. 2.2 Устава).
Материалы дела свидетельствуют о том, что во исполнение возложенных на ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения, 21.03.2018 г. с ГУП РК "Крымавтодор" заключен Государственный контракт N 13/ЕП/18 по выполнению работ по содержанию автодорог общего пользования Республики Крым.
Согласно п. 1.1 Государственного контракта ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" поручает, а ГУП РК "Крымавтодор" принимает на себя обязанность выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым в соответчики с требованиями указанного контракта, включая работы по обеспечению проезда автомобильных транспортных средств, созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса, а Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" берет на себя обязательства оплатить вышеуказанные работы, выполненные с надлежащим качеством.
Пунктом 1.1.2 Государственного контракта установлено, что работы по содержанию дорог осуществляются ГУП РК "Крымавтодор" путем выполнения комплекса работ в соответствии, перечисленных в Приложении N 1 к Контракту. ГУП РК "Крымавтодор" обязуется выполнить весь комплекс работ по настоящему Контракту, в строгом соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с п. 2.4 Государственного контракта ГУП РК "Крымавтодор" несет перед ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" ответственность за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение привлеченным субподрядчиком работ и/или услуг, в том числе за нарушение качества и сроков выполняемых работ и/или услуг, за негативные последствия неисполнения и/или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.
Согласно п. 7.1.2, 7.1.3 Государственного контракта для реализации настоящего Контракта ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" принимает на себя обязательства по осуществлению контроля исполнения Контракта ГУП РК "Крымавтодор" и оплату работ последнего, своевременно информировать ГУП Республики Крым "Крымавтодор" о планируемых изменениях режима эксплуатации участка автомобильной дороги, нормативной документации, о поступающих от пользователей дорог замечаниях, претензиях, жалобах, исках, возникновению которых послужила деятельность ГУП РК "Крымавтодор".
В соответствии с п. 7.2.3 Государственного контракта для реализации настоящего Контракта ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" имеет право, в том числе, выдавать письменные предписания ГУП РК "Крымавтодор" на устранение выявленных фактов ненадлежащего содержания автомобильных дорог, а также предписания о приостановке или прекращении работ.
Пунктом 10.4 Государственного контракта установлено, что в случае обнаружения уполномоченным представителем ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" дефектов содержания, последний выдает в адрес ГУП РК "Крымавтодор" предписание об устранении выявленных дефектов содержания.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" во исполнение п. 7.2.3 Государственного контракта выдавала ГУП РК "Крымавтодор" предписание на устранение нарушений, выявление которых послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении серии 61РР N010360.
Также ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" не представлены доказательства того, что в период действия Государственного контракта в порядке, предусмотренном п. 10.4 указанного Контракта, ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" направляло в ГУП РК "Крымавтодор" предписания по устранению им дефектов содержания дорог.
ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" также не представлены доказательства того, что выявленные недостатки стали результатом ненадлежащего исполнения ГУП РК "Крымавтодор" условий Государственного контракта.
Доказательств, подтверждающих принятие ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" своевременных и достаточных мер по выполнению требований государственных стандартов по содержанию дорог, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" является лицом, ответственным за содержание и ремонт автомобильных дорог.
Вместе с тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
Так, согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В ст. 28.2 КоАП РФ подробно регламентирована процедура составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, протокол является основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
При этом ни в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, ни в протоколе об административном правонарушении не отражены замеры выбоин и провалов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешимой скоростью.
Материалы дела также не содержат доказательств того, что износ дорожной разметки превышает предельно допустимые размеры площади и нарушает ГОСТ Р 50597-93, замеры площади износа дорожной разметки должностным лицом не производились и в акте выявленных недостатков в содержании дороги не отражены.
Кроме того, в соответствии с п. 4.2.1 ГОСТа Р 50597-93 разметка автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов наносится в соответствии с утвержденными схемами, однако данные схемы в материалах дела отсутствуют.
Более того, в силу прямого указания п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 дорожные знаки на автомобильных дорогах, улицах и дорогах городов и других населенных пунктов размещаются в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, при этом материалы дела дислокацию дорожных знаков на автомобильной дороге "Симферополь-Феодосия-Зуя" на 1 км + 700 м, не содержат.
Данные обстоятельства были оставлены судом первой инстанции без внимания; требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о необходимости выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей районного суда при рассмотрении дела выполнены не были.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 07.08.2018 г. у ОГИБДД ОМВД России по Белогорскому району была истребована схема дислокации дорожных знаков на участке автомобильной дороги "Симферополь-Феодосия-Зуя" 1 км + 700 м.
При этом, ОГИБДД ОМВД России по Белогорскому району данную схему дислокации дорожных знаков не представило.
Таким образом материалы дела не содержат каких-либо доказательств несоблюдения ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" требований ГОСТов при содержании автомобильной дороги "Симферополь-Феодосия-Зуя" 1 км + 700 м.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление Белогорского районного суда Республики Крым от 05.07.2018 г. по делу N5-277/2018 нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено судебное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
РЕШИЛ:
Постановление Белогорского районного суда Республики Крым от 05.07.2018 г. по делу N5-277/2018, о привлечении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым", прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья З.И. Курапова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.