Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Панасенко Г.В,
судей Шовгуровой Т.А, Васляева В.С,
при секретаре Годаевой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Омаровой Зохры Осман кызы к Правительству Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об оспаривании решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Омаровой З. О.-к. на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 июля 2018 г.
Заслушав доклад Панасенко Г.В, объяснения представителя административного истца Подсеваткина К.Г, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Санжиевой Ю.П, апелляционная инстанция
установила:
Омарова З.О.-к. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя следующим.
Она является собственником здания операторской АЗС, кадастровый номер ********, общей площадью *** кв.м, находящегося на земельном участке площадью **** кв.м, кадастровый номер ********, из категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования - под автозаправочную станцию и складские помещения, расположенного по адресу: "... ". Кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2012 г. N 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия" в размере 1805229 руб. 58 коп. по состоянию на 25 апреля 2016 г, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27 апреля 2018 г. Рыночная стоимость данного земельного участка согласно отчету независимого оценщика Общества с ограниченной ответственностью Оценочная фирма "Спектр" от 30 мая 2018 года N **** по состоянию на указанную дату составляет 549486 руб. Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает ее права, поскольку, являясь собственником вышеназванного здания, она имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором оно находится, по выкупной цене, рассчитываемой на основании положений ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из кадастровой стоимости участка.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просила суд установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Административный истец Омарова З.О.-к, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причине неявки в суд не сообщила.
Представитель Омаровой З.О.-к. Подсеваткин К.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - Управления Росреестра по Республике Калмыкия) Санжиева Ю.П. просила отказать в иске, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером ********* снят с государственного кадастрового учета.
Представители административного ответчика - Правительства Республики Калмыкия, заинтересованных лиц - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Ввиду отсутствия установленных ст. 50, 152 КАС РФ оснований для отложения судебного разбирательства суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 июля 2018 г. в удовлетворении административного иска Омаровой З.О.-к. отказано.
В апелляционной жалобе Омарова З.О.-к. просит решение суда отменить как незаконное и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и определение фактических обстоятельств дела. Считает, что имеются основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ********* на период, в течение которого он значился на кадастровом учете. Указывает, что судом не дана правовая оценка на предмет законности действиям Управления Росреестра по Республике Калмыкия по снятию указанного земельного участка с кадастрового учета, а также постановлению врио главы администрации Троицкого СМО Республики Калмыкия от 28 мая 2018 г. N 32 об отмене постановления этого же органа об утверждении схемы расположения спорного земельного участка от 15 апреля 2016 г. (с изменениями от 20 апреля 2016 г.), срок действия которого составлял два года. Полагает, что последним неправомерно отменено постановление, утратившее силу ввиду истечения срока его действия. Ссылается в этой связи на то, что действующим законодательством, регулирующим вопросы государственной регистрации объектов недвижимости, не предусмотрены основания для снятия с кадастрового учета земельного участка, в отношении которого в ЕГРН содержатся необходимые сведения, если речь не идет о преобразовании земельного участка или его изъятии для государственных или муниципальных нужд.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, апелляционная инстанция находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из отсутствия правовых оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости ввиду того, что он снят с кадастрового учета как объект недвижимости на дату принятия решения. При этом суд указал, что действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении объекта, снятого с кадастрового учета.
С такими выводами суда следует согласиться.
В соответствии со ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации)
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, владеющими объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иными лицами, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов. (пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации)
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом. (п. 3 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации)
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Омарова З.О.-к. является собственником нежилого помещения - здания операторской АЗС, общей площадью *** кв.м, кадастровый номер *********, расположенного по адресу: "... ", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14 июня 2018 г. N ***** (далее - выписка из ЕГРН N *****), договором купли-продажи от ** ххх **** г. между ООО "Выбор-ОЙЛ" в лице О. и индивидуальным предпринимателем Омаровой З.О.-к.
Указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером ********, расположенном по адресу: "... ". Кадастровая стоимость данного земельного участка по административному иску Омаровой З.О.-к. установлена в размере его рыночной стоимости решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 26 декабря 2016 г. и составляет - 8476709 руб. (по состоянию на 12 апреля 2016 г.)
Образованный из него земельный участок площадью **** кв.м, кадастровый номер *********, об установлении кадастровой стоимости которого в размере его рыночной стоимости просит в иске по настоящему делу административный истец, здание которого расположено в границах этого участка, был поставлен на государственный кадастровый учет 25 апреля 2016 г. со статусом сведений "временные" (кадастровая стоимость - 1805229, 58 руб.).
24 марта 2017 г. данный участок был снят с государственного кадастрового учета и восстановлен на этом учете 16 апреля 2018 г. на основании решения Арбитражного Суда Республики Калмыкия от 11 декабря 2017 г.
Повторно земельный участок снят с государственного кадастрового учета с 13 июня 2018 г.
Статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 1 названного Федерального закона Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости. (ч. 7 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ)
В ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ указано, что в кадастр недвижимости вносятся в числе прочих следующие основные сведения об объекте недвижимости: о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N28 разъяснено, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 28 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и п. 3 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 297, к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Следовательно, ведение государственного кадастра недвижимости на основании принципа непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений исключает возможность оспаривания архивных сведений. Спор по установлению кадастровой стоимости может возникнуть лишь в отношении актуальной кадастровой стоимости земельного участка.
Исходя из положений указанных норм, принимая во внимание, что земельный участок, в отношении которого административный истец просит установить кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, снят с государственного кадастрового учета как прекративший свое существование в качестве объекта недвижимости, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что сведения о кадастровой стоимости указанного в иске участка являются неактуальными и их внесение в государственный кадастр недвижимости не имеет того правового значения, на которое рассчитывает истец, и не приведет к возникновению, изменению или прекращению каких-либо прав и обязанностей последнего.
Довод жалобы о том, что в соответствии с действующим законодательством кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена на период его нахождения на кадастровом учете, основан на неверном толковании норм закона. Исходя из положений вышеприведенных норм, возможность внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, снятого с государственного кадастрового учета, действующим законодательством не предусмотрена.
Доводы жалобы о том, что судом не дана правовая оценка на предмет законности действиям Управления Россреестра по Республике Калмыкия по снятию земельного участка с кадастрового учета, а также постановлению временно исполняющего обязанности главы администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 28 мая 2018 г. N 32 об отмене ранее принятых актов, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные требования не являлись предметом рассмотрения настоящего спора и разрешаются в ином судебном порядке.
При таких обстоятельствах решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 июля 2018 г. является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 194, пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция
определила:
решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Омаровой З.О.-к. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Панасенко
Судьи Т.А. Шовгурова
В.С. Васляев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.