Судья Верховного суда Республики Адыгея Мейстер В.М., рассмотрев жалобу Карагёзян ФИО1 на постановление судьи Теучежского районного суда от 18.08.2018, которым она признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 18.08.2018 Карагёзян Р.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Карагёзян Р.Г. обратилась в Верховный суд Республики Адыгея с жалобой на указанное судебное постановление, не вступившее в законную силу, в которой ставит вопрос о его изменении в части назначенного наказания и исключении наказания о выдворении.
Изучив доводы жалобы, выслушав Карагёзян Р.Г. и её защитника Натхо А.И, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в нарушении иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 2 названного Федерального законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Карагёзян Р.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время незаконно находится на территории Российской Федерации.
Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении гражданки Республики Армения Карагёзян Р.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка Республики Армения, являясь гражданкой Республики Армения, с ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории РФ в нарушение установленного порядка пребывания иностранных граждан.
В судебном заседании при рассмотрении жалобы Карагёзян Р.Г. пояснила, что с 2007 года систематически приезжает в Российскую Федерацию для проживания и работы. Срок её очередного пребывания закончился ДД.ММ.ГГГГ, однако она своевременно не выехала из-за создавшихся финансовых трудностей. В августе 2018 года обратилась в отделение по вопросам миграции МО МВД России "Адыгейский" с просьбой разъяснить порядок легализации проживания на территории РФ, где в отношении неё был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 статьи 18.1 КоАП РФ. В Армении она не имеет своего жилья. Все её близкие родственники проживают в России на законных основаниях. Связи с Арменией не имеет. Выдворение из страны создаст препятствия для общения с близкими родственниками. Обещает выехать из Российской Федерации самостоятельно и в дальнейшем не нарушать законы Российской Федерации.
Факт совершения Карагёзян Р.Г. правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и Карагёзян Р.Г. не оспаривается. Совершенное Карагёзян Р.Г. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Карагёзян Р.Г. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания - административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В судебных заседаниях 1 и 2 инстанции установлено, что Карагёзян Р.Г. с ДД.ММ.ГГГГ систематически приезжает в РФ, на территории РФ создала фактическую семью с гражданином Армении, все её близкие родственники проживают длительное время на территории РФ на законных основаниях. К административной и уголовной ответственности по каким-либо категориям дел ранее не привлекалась, признала свою вину и глубоко раскаялась, оплатила штраф по оспариваемому в части постановлению до вступления постановления в законную силу, с целью прекращения правонарушения, приобрела автобусный билет для выезда в Армению (копия билета 000015 на ДД.ММ.ГГГГ приложена).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей Теучежского районного суда не установлено.
С учетом личности Карагёзян Р.Г, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за нарушений требований в области миграционного законодательства Российской Федерации, а также конкретных обстоятельств настоящего дела, указывающих на нарушение права Карагёзян Р.Г. на уважение семейной жизни и права на выбор места проживания, назначение ей административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
Учитывая изложенное, постановление судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению - исключению из постановления указания на назначение Карагёзян Р.Г. дополнительного наказания в виде административного выдворения из Российской Федерации.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Теучежского районного суда от 18.08.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении гражданина Республики Армения Карагёзян ФИО1 изменить.
Исключить из него указание на назначение Карагёзян ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Теучежского районного суда от 18.08.2018 года оставить без изменения.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея - Мейстер В.М.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея - В.М. Мейстер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.