Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 49-АПГ18-20 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К,
при секретаре Таюповой Г.А,
с участием прокурора Муратовой Е.М,
представителя административного истца по доверенности Карелина В.В, представителя окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N 17 по доверенности Ахметова М.В, представителя Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан по доверенности Шамсутдинова Р.Х,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арсланова Ф.А. о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N N... "Об отказе в регистрации Арсланова Ф.А. кандидатом в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному избирательному округу N 17", обязании зарегистрировать кандидата в депутаты,
установил:
постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 18 июня 2018 года N 42/1-6 на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан шестого созыва.
На основании постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 8 июня 2018 года N 41/5-6 территориальная избирательная комиссия городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан выполняет полномочия окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N 17 по выборам депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан шестого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N N... Арсланову Ф.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному избирательному округу N 17 со ссылкой на выявление более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Арсланов Ф.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N 17 "Об отказе в регистрации Арсланова Фазита Абдулбариевича кандидатом в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному избирательному округу N 17" N... и обязать административного ответчика зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному избирательному округу N 17, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято с нарушением требований федерального и регионального законодательства.
По мнению административного истца, избирательной комиссией нарушена процедура принятия решения, так как на голосование вопрос об отказе в регистрации его кандидатом не ставился, выявленные комиссией подписи избирателей необоснованно отражены в решении как недостоверные, решение было принято в его отсутствие без надлежащего извещения о времени и месте проведения заседания комиссии. Истец также не согласен с выводом избирательной комиссии о признании части подписей избирателей недействительными по различным основаниям: незаверения подписных листов кандидатом, сбора подписей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несоответствия действительности сведений об избирателе, внесения подписи избирателя позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, считает, что проверка подписей избирателей рабочей группой проводилась с нарушением закона.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Карелин В.В. заявленное требование поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и письменном дополнении к нему.
Представитель окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N 17 по доверенности Ахметов М.В. административный иск не признал и просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что установленная законом процедура принятия решения об отказе в регистрации кандидата Арсланова Ф.А. была соблюдена, соглашаясь с доводами административного истца в части двух подписей избирателей, вместе с тем считает решение комиссии правильным, доводы административного истца необоснованными.
Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан по доверенности Шамсутдинов Р.Х. в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Административный истец Арсланов Ф.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, об отложении не просил.
Выслушав представителя административного истца Карелина В.В, представителя окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N 17 Ахметова М.В, представителя Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан Шамсутдинова Р.Х, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Республики Башкортостан Муратовой Е.М, полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено данное решение, если будет установлено, что указанное решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.
На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Как указано в пункте 3 названной статьи закона, проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться, в том числе эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
Перечень оснований для признания подписей недействительными установлен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, который к числу недействительных подписей относит, среди прочих, подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (подпункт "б"); подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт "в"); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и (или) кандидата (подпункт "з"); подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (подпункт "н"); подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона (подпункт "к").
Аналогичные положения содержат и пункты 2, 3, 8, 10, 13 части 9 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.
Подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 4.1 части 6 статьи 51 Кодекса Республики Башкортостан о выборах предусмотрено, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, то основанием отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 18 июня 2018 года N 42/5-6 для регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному одномандатному избирательному округу N 17 необходимо представить не менее 1 539, но не более 1 692 подписей избирателей (приложение N 3).
Количество подписей избирателей, подлежащих выборочной проверке, для Юбилейного избирательного округа N 17 определено 780 подписей (приложение N 4).
Судом установлено, что 21 июля 2018 года Арсланов Ф.А. в окружную избирательную комиссию представил документы, необходимые для регистрации его кандидатом, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, в количестве 1 665 подписей.
Рабочей группой по приему и проверке документов, представляемых в окружную избирательную комиссию кандидатами в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва посредством случайной выборки (жребия) отобрано 780 подписей избирателей.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, рабочей группой установлено 12,05 % недействительных подписей от установленного количества подписей, подлежащих проверке.
В силу части 12.1 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от установленного количества подписей, подлежащих проверке, в предусмотренном настоящей статьей порядке проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от количества подписей, необходимого для регистрации списка кандидатов, кандидата.
Поскольку количество недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составило более 5 процентов от установленного количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с требованиями части 12.1 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах 24 июля 2018 года рабочей группой были отобраны еще 15 % подписей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, то есть 231 подпись избирателя.
Исследование записей подписных листов проведено рабочей группой по приему и проверке документов, представляемых в окружную избирательную комиссию кандидатами в депутаты, с участием эксперта-почерковеда Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Башкортостан Махмутова И.Р, направленного для включения в состав рабочей группы избирательной комиссии по проверке подписных листов кандидатов.
По результатам первоначальной и дополнительной проверок подписных листов рабочей группой был составлен итоговый протокол, согласно которому количество недействительных подписей установлено 108, что составляет 10,7% от общего числа подписей избирателей, подлежащих проверке, в том числе:
20 подписей лиц, не обладающих активным избирательным правом;
48 подписей избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
1 подпись избирателя, которая внесена в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей;
30 подписей избирателей, в связи с тем, что подписной лист не заверен кандидатом;
9 подписей избирателей, собранные членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Рассмотрев возражения Арсланова Ф.А, рабочая группа исключила из числа подписей избирателей, признанных недействительными, 3 подписи.
Количество недействительных подписей, признанных рабочей группой, с учетом возражений кандидата составило 105 (10,38%) от общего числа подписей избирателей, подлежащих проверке, данное обстоятельство послужило основанием для принятия окружной избирательной комиссией решения об отказе Арсланову Ф.А. в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному избирательному округу N 17.
Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан, куда обратился Арсланов Ф.А. с жалобой на решение об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты, не нашла оснований для его удовлетворения и постановлением от 11 августа 2018 года N 58/1-6 в удовлетворении жалобы Арсланову Ф.А. отказала.
В ходе рассмотрения административного дела окружная избирательная комиссия согласилась с доводами административного иска по двум подписям избирателей Ахметшиной Е.Ф. (папка 2 лист 4, подпись 4) и Габдрахманова Д.А. (папка 4, лист 70, подпись 3), в связи с неправильным указанием их данных в запросе, направленном в органы МВД.
Изучив подлинники подписных листов избирателей в поддержку кандидата в депутаты Арсланова Ф.А. в части тех подписей избирателей, по которым административный истец приводит свои доводы, а также ведомости, протоколы проверок подписных листов, сведения из органов МВД, суд, с учетом двух подписей, по которым административный ответчик согласился с доводами иска, считает обоснованным отнесение комиссией 103 (10,18%) подписей избирателей к недействительным, при этом процент недействительных подписей избирателей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, также остается более 10%, что исключает в силу закона возможность регистрации Арсланова Ф.А. в качестве кандидата.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд не усматривает оснований для признания незаконным и отмены решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации Арсланова Ф.А. кандидатом в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному избирательному округу N 17.
Окружная избирательная комиссия обоснованно исключила как недействительные 30 подписей избирателей в связи с незаверением подписных листов кандидатом (папка 4, лист 5, подписи NN 1, 2, 3; папка 4, лист 6, подписи NN 1, 2, 3; папка 4, лист 94, подписи NN 1, 2, 3, 4; папка 4, лист 95, подписи NN 1, 2, 3, 4; папка 4, лист 96, подписи NN 1, 2, 3, 4; папка 4, лист 97, подписи NN 1, 2, 3, 4; папка 4, лист 98, подписи NN 1, 2, 3, 4; папка 5, лист 12, подписи NN 1, 2, 3, 4).Определяя порядок сбора подписей избирателей, Федеральный закон N 67-ФЗ устанавливает также, в частности, что каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом; при заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 13 статьи 37).
Аналогичные правила содержатся в Кодексе Республики Башкортостан о выборах (пункт 11 статьи 47).
Таким образом, утверждение представителя административного истца о том, что закон не требует заверения каждого листа по отдельности и способ которым кандидат заверил папку целиком в прошитом виде, проставив подпись в месте прошивки, основано на неправильном применении пункта 13 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ.
Административный истец указывает, что 9 подписей (папка 5, лист 37, подписи NN 2, 3, 4; папка 5, лист 38, подписи NN 2, 3, 4; папка 5, лист 40, подписи NN 1, 2, 3), собранных сборщиком Смирновой И.А. необоснованно признаны избирательной комиссией недействительными в связи с тем, что до начала сбора ею подписей статус члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса был приостановлен в связи с подачей заявления в комиссию о приостановлении полномочий члена комиссии.
В силу пункта 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, части 5 статьи 47 Кодекса Республики Башкортостан о выборах участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается. Подписи, собранные с нарушением положений названного пункта, являются недействительными.
Как следует из материалов дела, Смирнова И.А. осуществляла сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в период с 16 по 17 июля 2018 года, с заявлением о приостановлении ее полномочий члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса обратилась 30 июля 2018 года, решение о приостановлении полномочий территориальной избирательной комиссией не принималось, бездействие территориальной избирательной комиссии в установленном порядке не обжаловано, в связи с чем окружная избирательная комиссия правомерно признала эти подписи недействительными.
В пункте 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ закреплено, что избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Согласно подпункту "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.
В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
С целью проверки доводов административного истца, при рассмотрении дела в судебном заседании, с участием прокурора и представителей сторон обозревались подписные листы, сведения из МВД, при исследовании которых судом установлено, что в папке 1, лист 2, подпись 2, в папке 4, лист 24, подпись 4 - неверно указан год рождения избирателя; в папке 5, лист 28, подпись 3 неверно указан адрес места жительства избирателя; в папке 5, лист 43, подпись 1, в папке 1, лист 14, подпись 3, в папке 1, лист 17, подпись 4, в папке 5, лист 23, подпись 4, в папке 2, лист 6, подпись 4 - неверно указана фамилия избирателя; в папке 1, лист 4, подпись 4, в папке 2, лист 32, подпись 3; в папке 4, лист 33, подпись 4; в папке 5, лист 41, подпись 3; в папке 5, лист 44, подпись 4; в папке 5, лист 52, подпись 4; в папке 5, лист 54, подпись 1; в папке 5, лист 55, подпись 3; в папке 5, лист 58, подпись 2; в папке 5, лист 60, подпись 4 - избиратель не значится; в папке 4, лист 55, подпись 1, в папке 4, лист 44, подпись 1, в папке 4, лист 53, подпись 1, в папке 4, лист 100, подпись 2 - неверно указано отчество избирателя; в папке 2, лист 59, подпись 1 неверно указаны паспортные данные избирателя.
Из таблиц сведений, содержащихся в данных подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, следует, что они проверены сотрудниками отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Нефтекамску и ОМВД России по Краснокамскому району, и в них указаны выявленные несоответствия.
Поскольку перечисленные нарушения являются безусловным основанием для признания подписей, содержащихся в подписных листах, недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, избирательная комиссия обоснованно признала их недействительными.
По основанию, предусмотренному подпунктом "н" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ (части 13 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах), а именно в связи с тем, что подпись избирателя внесена в подписной лист позже заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, признана недействительной 1 подпись избирателя (папка N 5, лист 23, подпись 1).
Из подписного листа 23 в папке N 5 усматривается, что подпись избирателя (строка 1) в поддержку выдвижения кандидата внесена в подписной лист 19 июля 2018 года, однако сам подписной лист заверен сборщиком подписей 18 июля 2018 года, то есть ранее внесения подписи избирателя. Соответственно, данная подпись также обоснованно признана избирательной комиссией недействительной.
Довод представителя административного истца о том, что указанные недостатки в подписных листах являются следствием особенностей написания букв, цифр и условий сбора, которые могут быть устранены путем допроса свидетелей, судом отклоняется, поскольку законом на избирательную комиссию и суд не возлагается обязанность по восполнению и устранению нарушений, допущенных сборщиком подписей или кандидатом, собирающим подписи избирателей в свою поддержку, и избирательное законодательство не предусматривает допустимости проведения опроса лиц на предмет действительности их подписей в поддержку кандидатов в депутаты. В связи с чем в удовлетворении ходатайства представителя административного истца о допросе свидетелей, которые, по его мнению, могли бы подтвердить действительность своей подписи, отказано.
Как было установлено в ходе исследования подписных листов, персональные данные с выявленными недостатками исполнены четко и однозначно, хорошо читаемы, несоответствия персональных данных не вызваны особенностями почерка избирателей или лиц, осуществлявших сбор подписей, ведомости проверки подписных листов, в которых указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки и основания для признания подписи недействительной, свидетельствуют об участии в исследовании подписных листов, как того требует закон, входящего в состав рабочей группы специалиста, эксперта-почерковеда Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Башкортостан Махмутова И.Р.
Вопреки утверждению представителя административного истца, требования законодателя применительно к изложению в подписных листах сведений об избирателях обязательны для исполнения каждым кандидатом, носят строго формальный характер и потому не позволяют отнести их к категории несущественных. Иное означало бы прямое нарушение принципа равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях, установленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований (пункт 4.1 части 6 статьи 51 Кодекса Республики Башкортостан о выборах) для отказа в регистрации Арсланова Ф.А. кандидатом в депутаты.
Судом проверены также доводы административного истца относительно имевших, по его мнению, место нарушений процедуры принятия решения об отказе в регистрации кандидата. При этом каких-либо процедурных нарушений судом не установлено.
Из материалов дела следует, что решение об отказе в регистрации Арсланова Ф.А. кандидатом в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному избирательному округу N 17 принято на заседании комиссии большинством голосов при наличии кворума, с учетом результатов проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
С целью проверки доводов административного истца, по ходатайству представителя административного истца Карелина В.В, судом исследована представленная им аудиозапись протокола заседания комиссии от 30 июля 2018 года, данная аудиозапись не может быть признана в качестве допустимого доказательства по данному делу, поскольку она не содержит указания на то, где, когда, кем и при каких обстоятельствах выполнена, об использовании записывающей техники как предусмотрено пунктом 5.16 Регламента территориальной комиссии, участники заседания комиссии не предупреждались.
Довод представителя административного истца о том, что представленные административным ответчиком выписка из протокола заседания избирательной комиссии от 30 июля 2018 года и повестка дня, подписанная секретарем комиссии, являются фальсифицированными, также проверен судом и не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства, обстоятельств, указывающих на недостоверность указанных доказательств по делу, не установлено.
Тот факт, что комиссией выявленные при проверке недействительные подписи избирателей указаны ошибочно как недостоверные, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения комиссии, а также не может свидетельствовать о достаточном их количестве для регистрации кандидата, к тому же решением от 3 августа 2018 года окружная избирательная комиссия исправила указанную описку, что не противоречит избирательному законодательству.
Утверждение представителя административного истца о незаконности проведения дополнительной проверки подписных листов, поскольку протокол случайной выборки еще 15% подписей датирован 24 июля 2018 года 18 часов 07 минут, в то время как основание для проведения дополнительной проверки выявлено только 25 июля 2018 года, противоречит материалам дела и установленным судом обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки достоверности подписей избирателей согласно протоколу рабочей группы от 24 июля 2018 года выявлено более 5% недействительных подписей избирателей (12,05% от необходимого количества подписей, отобранных для проверки), этим же протоколом избирательной комиссией было принято решение о проведении дополнительной проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей, в связи с чем, посредством случайной выборки, отобрано еще 15% (231) подписей от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения кандидата.
То обстоятельство, что ведомости проверки первоначально отобранных подписных листов датированы позднее даты протокола случайной выборки для дополнительной проверки не свидетельствует о незаконности оспариваемого административным истцом решения и не может являться основанием для отмены решения об отказе в регистрации кандидата.
Доводы о неизвещении Арсланова Ф.А. о дате проверки подписных листов и дате заседания комиссии, где решался вопрос об отказе в регистрации его кандидатом, не нашли своего подтверждения.
В материалах дела имеется Подтверждение о приеме документов от кандидата N N.., в котором кандидат при сдаче документов извещался о проведении проверки подписных листов, и имеется извещение от 24 июля 2018 года о проведении дополнительной проверки, а также письмо о вызове на заседание окружной избирательной комиссии, назначенное на 30 июля 2018 года в 19 часов 30 минут. Извещение и письмо направлены кандидату по адресу электронной почты:.., указанному Арслановым Ф.Т. в Подтверждении о приеме документов N... года, для отправки оповещений, извещений, уведомлений, писем и другой корреспонденции. В назначенный день на заседании комиссии присутствовали доверенное лицо кандидата ФИО19, уполномоченный представитель ФИО20 и представитель по доверенности Карелин В.В.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого административным истцом решения окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N N... "Об отказе в регистрации Арсланова Фазита Абдулбариевича кандидатом в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному избирательному округу N 17", обязании зарегистрировать кандидата в депутаты, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного не имеется и оснований для удовлетворения ходатайства представителя административного истца о применении статьи 188, части 6 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обращении решения суда к немедленному исполнению.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемое решение является законным.
Руководствуясь статьями 174-178, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Арсланова Ф.А. о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N 17 от 30 июля 2018 года N 10 "Об отказе в регистрации Арсланова Ф.А. кандидатом в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному избирательному округу N 17", обязании зарегистрировать кандидата в депутаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.