Заместитель председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 26 июня 2018 года) жалобу Галимзянова Эльмара Рашитовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка по Балтачевскому району Республики Башкортостан от 04 декабря 2017 года и решение судьи Балтачевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении должностного лица Галимзянова Эльмара Рашитовича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка по Балтачевскому району Республики Башкортостан от 04 декабря 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Балтачевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2017 года, должностное лицо - глава администрации сельского поселения Старобалтачевский сельсовет муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан Галимзянов Э.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, должностное лицо - глава администрации сельского поселения Старобалтачевский сельсовет муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан Галимзянов Э.Р. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" ( далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93).
Согласно пунктам 4.1.1 и 4.1.2 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.
Согласно пункту 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
Как следует из материалов дела, 19 сентября 2017 года в 14.00 час. старшим государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по Балтачевскому району Республики Башкортостан ФИО7 на улице Советской села Старобалтачево Республики Башкортостан возле образовательного учреждения МОБУ СОШ N1 выявлено отсутствие дорожных знаков 3.24 "Ограничение максимальной скорости", 1.23 "Дети" с табличкой 8.2.1 "Зона действия", несоответствие дорожного знака 5.19.1 (2шт) "Пешеходный переход" требованиям ГОСТ Р 50597-93.
Лицом, допустившим нарушение требований статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, пункта 13 Основных положений, статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ и пунктов 4.1.1, 4.1.2, 5.2.25 ГОСТ Р 50597-93, является глава администрации сельского поселения Старобалтачевский сельсовет муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан Галимзянов Э.Р.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности:
протоколом об административном правонарушении от 19 сентября 2017 года, составленным в присутствии должностного лица Галимзянова Э.Р. (л.д. 2);
типовой схемой организации дорожного движения на нерегулируемом пешеходном переходе в непосредственной близости от образовательного учреждения при двухполосном движении транспортных средств (л.д. 8);
актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 19 сентября 2017 года (л.д. 3);
фототаблицей (л.д. 4-7).
Достоверность и допустимость доказательств, положенных в основу выводов о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, судьями первой и второй инстанций проверены, их совокупности дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Объективную сторону административного правонарушения в соответствии с положениями части 1 статьи 12.34 КоАП РФ составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, поскольку в данном случае законодательно на региональном уровне закрепление вопросов за сельскими поселениями вопросов осуществления деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не произведено, то эти полномочия отнесены к вопросам местного самоуправления муниципального района, а последний на основании заключенных с администрациями сельских поселений соглашений вправе передать их осуществление органам местного самоуправления сельских поселений.
Решением Совета муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан от 27 марта 2017 года N 13/66 утверждено Соглашение между органами местного самоуправления муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан и сельского поселения Старобалтаческий сельсовет муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан о передаче сельскому поселению части полномочий муниципального района на основании части 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ, в том числе полномочий в области осуществления дорожной деятельности, использования и содержания автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Указанные полномочия согласно пункту 1.3 соглашения передаются на срок с 12 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.
Таким образом, глава сельского поселения Старобалтачевский сельсовет муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан Галимзянов Э.Р. обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, как должностное лицо, ответственное за состояние дорог.
В жалобе заявителем указывается на то, что в его бездействии нет вины, нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения имеют место в связи с отсутствием бюджетного финансирования. Вместе с тем данный довод не может повлечь признание состоявшихся по делу постановлений незаконными.
В силу части 1 статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств обращения должностного лица в администрацию района для выделения денежных средств в целях устранения выявленных нарушений до возбуждения дела об административном правонарушении 19 сентября 2017 года не имеется.
Также для соблюдения требований в сфере содержания дорог местного значения глава сельского поселения не был лишен возможности привлечь иные средства, изыскать собственные резервы в виде привлечения дополнительных доходов или сокращения расходов.
Таким образом, у главы администрации сельского поселения имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению, что свидетельствует о виновности в совершении вмененного административного правонарушения.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения должностного лица администрации сельского поселения от исполнения обязанностей по соблюдению требований в сфере дорожной деятельности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований по содержанию дорог может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Довод заявителя о том, что проверка должностным лицом проведена без его извещения, не является основанием к отмене судебных актов, поскольку нарушения были выявлены в ходе непрерывного надзора за дорожным движением в соответствии с пунктами 81-86 Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30 марта 2015 года N 380.
Требований об обязательном извещении, присутствии при составлении акта выявленных недостатков и произведении фотосъемки представителя юридического лица, ответственного за состояние дорог, КоАП РФ не содержит. Акт и фототаблица к нему являются письменными доказательствами, отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, содержащиеся в них сведения согласуются друг с другом и иными материалами дела. Не доверять информации, изложенной в акте выявленных недостатков, не имеется.
Вопреки доводу жалобы, факт вынесения ОГИБДД в адрес администрации сельского поселения предписания об устранении нарушений и установке дорожных знаков либо отсутствия такого предписания на оценку действий и квалификацию должностного лица не влияет.
Судья межрайонного суда обоснованно отклонил ходатайство Галимзянова Э.Р. об отложении рассмотрения дела в связи с мероприятиями по подготовке к встрече Нового года и необходимостью ознакомления защитника с материалами дела (л.д. 39-40), обосновав их неуважительность. Исходя из норм КоАП РФ заявление участником процесса ходатайства не предусматривает обязательность его удовлетворения судьей.
Документы, подтверждающие уважительность причины неявки должностного лица в судебное заседание, не были представлены, данные об участии защитника в деле не имелись. О рассмотрении настоящего дела в суде второй инстанции 26 декабря 2017 года в 11.00 час. Галимзянов Э.Р. был извещен заблаговременно - 21 декабря 2017 года. При таких обстоятельствах оснований полагать, что право заявителя на защиту было нарушено, не имеется.
Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия должностным лицом всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, а также названных выше Основных положений свидетельствует о том, что глава сельского поселения Старобалтачевский сельсовет муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан Галимзянов Э.Р, будучи ответственным лицом за содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, является субъектом вмененного ему административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Галимзянова Э.Р. к административной ответственности соблюдены. Дело об административном правонарушении мировым судьей рассмотрено с участием Галимзянова Э.Р, жалоба судьей межрайонного суда рассмотрена в отсутствие надлежаще извещенного Галимзянова Э.Р.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение судебных постановлений, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьи 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи судебного участка по Балтачевскому району Республики Башкортостан от 04 декабря 2017 года и решение судьи Балтачевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении должностного лица Галимзянова Эльмара Рашитовича - оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан подпись З.У. Латыпова
Справка:
мировой судья Гильмуллина Г.Х.
судья межрайонного суда Якупов А.Т.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.