Постановлением Верховного Суда РФ от 21 февраля 2019 г. N 74-АД19-2 настоящее постановление отменено
И.о. заместителя Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Васильева В.Г., рассмотрев жалобу должностного лица - заместителя руководителя Управления государственного строительного и жилищного надзора Республике Саха (Якутия) Корнилова П.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Алданского района РС (Я) от 26 апреля 2018 года, решение Алданского районного суда РС (Я) от 08 июня 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "ЖилРемСтрой",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N1 Алданского района Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО "ЖилРемСтрой" прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 08 июня 2018 года постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе должностное лицо - заместитель руководителя Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) Корнилов П.В. просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют нормам права.
Изучив доводы жалобы по материалам истребованного дела, законность и обоснованность состоявшегося по делу решения, прихожу к следующему.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, на основании приказа Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) N... от 07.02.2018 была проведена внеплановая документарная проверка ООО "ЖилРемСтрой" по обращению вх. N... от 31.01.2018 по вопросу нарушения порядка осуществления расчетов за коммунальные ресурсы, поставленные АО "Теплоэнергосервис" для нужд многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "ЖилРемСтрой".
В целях обеспечения жителей многоквартирных домов коммунальными услугами, ООО "ЖилРемСтрой" заключены договора ресурсоснабжения с АО "Теплоэнергосервис" - N... от 01.06.2015, N... от 01.06.2015, N... от 01.06.2015 и N... от 01.06.2015, в соответствии с которыми компания обязуется отпускать для потребителей коммунальные ресурсы, а управляющая компания производить оплату услуг.
Из условий вышеуказанных договоров следует, что ООО "ЖилРемСтрой" обязуется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей от населения, ООО "ЖилРемСтрой" перечисляет в пользу АО "Теплоэнергосервис" поступившие от населения в счет оплаты за коммунальные услуги денежные средства.
Проверкой установлено, что в период с 01.11.2017 по 31.01.2018 ООО "ЖилРемСтрой" нарушал сроки перечисления в пользу АО "Теплоэнергосервис" денежных средств, поступивших в ООО "ЖилРемСтрой" от населения в счет оплаты коммунальных услуг отопления, горячего, и холодного водоснабжения, водоотведения, а также размеров платежей, причитающихся к перечислению, утвержденными условиями заключенных договоров, что является нарушением требований подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, п.6, п.7 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, установленное Постановлением Правительства РФ N253 от 28.03.2012 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "ЖилРемСтрой" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N1 Алданского района Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2018 года производство по делу прекращено за отсутствием в действиях ООО "ЖилРемСтрой" состава административного правонарушения.
Решением судьи районного суда постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Прекращая производство по данному делу, мировой судья, руководствуясь положениями статей 29.1 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу, с которым согласился судья районного суда, что в компетенцию органа государственного жилищного надзора не входит определение полноты расчетов между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией, что свидетельствует об отсутствии доказательств с достоверностью подтверждающих факт совершения ООО "ЖилРемСтрой" вменяемого административного правонарушения.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с ч. 2.3 названной нормы закона при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Правила (стандарты) осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416). Эти Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.
Согласно п. 2 Правил N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с подп. "ж" п. 4 Правил N 416 к числу стандартов управления многоквартирными домами отнесены организация и осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в совершении действий (бездействия), повлекших нарушение Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года N 416.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми заключены договоры поставки коммунальных ресурсов, в соответствии с Требованиями к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, установленными Правительством РФ N 253 от 28 марта 2012 года.
Как следует из пунктов 4, 6 Постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее - платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации. Платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
Пунктом 7 указанного Требования предусмотрено, что размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу каждой ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, определяется исполнителем путем суммирования платежей исполнителя, исчисленного в порядке п. 5 Требования, из поступивших в течение этого дня платежей потребителя.
В случае, если ежедневный размер платежа, определенный в соответствии с указанным пунктом, составляет менее 5000 рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу ресурсоснабжающей организации и регионального оператора превысит 5000 рублей.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм управляющая организация обязана своевременно и в полном объеме перечислять денежные средства ресурсоснабжающим организациям.
Соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит контролю.
Учитывая изложенное, в случае поступления в орган государственного жилищного надзора обращения заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений, орган государственного жилищного надзора уполномочен проводить проверки соблюдения управляющими компаниями порядка, сроков, способов перечисления поступающих исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства в пользу ресурсоснабжающих организаций и в случае выявления нарушений составлять протоколы об административном правонарушении.
В данном случае должностным лицом органа государственного жилищного надзора составлен протокол об административном правонарушении не по факту полноты расчетов и задолженности управляющей компании ООО "ЖилРемСтрой" перед ресурсоснабжающей организацией - АО "Теплоэнергосервис", а по факту нарушения требований Правил (стандартов) осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно подп. "ж" п. 4 Правил N 416 - осуществления обществом расчетов с ресурсоснабжающей организацией за коммунальные ресурсы.
При таких обстоятельствах выводы мирового судьи и районного суда об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При рассмотрении дела существенно нарушены нормы материального права, что не позволило полно и объективно рассмотреть дело, постановление мирового судьи и решение районного суда нельзя признать законными и обоснованными, следовательно подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу должностного лица - заместителя руководителя Управления государственного строительного и жилищного надзора Республике Саха (Якутия) Корнилова П.В. - удовлетворить.
Постановление мирового судьи по судебному участку N 1 Алданского района РС (Я) от 26 апреля 2018 года, решение Алданского районного суда РС (Я) от 08 июня 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "ЖилРемСтрой" - отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
И.о. заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) В.Г. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.